Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:32, курсовая работа
Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые проникают в различные сферы общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет.
Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности.................................................................................................................................3
1.1 Экологизация развития (экономические и институциональные аспекты)..............3
1.2 Экономические методы в Российской практике управления природоохранной деятельностью..............................................................................................................................7
1.3 Экологические налоги..........................................................................................................9
1.4 Финансирование природоохранных мероприятий.......................................................15
1.5 Источники финансирования экологических проектов...............................................18
Глава 2. Экологические фонды как источники финансирования природоохранной деятельности (по данным до 2001г.).......................................................................................25
2.1 Территориальные экологические фонды.......................................................................25
2.2 Финансовая политика экологических фондов..............................................................31
2.3 Федеральный экологический фонд в системе экологических фондов.....................38
Заключение.................................................................................................................................43
Список использованной литературы.....................................................................................46
- налог на имущество (Инструкция ГНС РФ №33 от 8 июня 1995 г.). Экологические фонды могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если эта деятельность имеет природоохранное направление. Предполагаемые направления ее таковы:
- консультационные услуги, экспертные услуги;
- долевое участие средствами фондов в деятельности других предприятий, участие в уставном капитале, проценты по вкладам, банковским депозитам. На практике преумножение средств фондов происходит в основном от следующих видов деятельности:
- вложение в ценные бумаги, банковские депозиты;
- долевое участие в других предприятиях;
- финансирование природоохранных мероприятий на возвратной основе под проценты.
Для расчета налогооблагаемой прибыли берется превышение доходов над расходами, причем доходы от одних видов деятельности не должны перекрывать расходы от других видов деятельности.
2.3 Федеральный экологический фонд (существовавший до 2001г.) в системе экологических фондов
Основными задачами Федерального экологического фонда являются:
- финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;
- мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;
- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;
- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;
- содействие в развитии экологического воспитания и образования населения;
- осуществление иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству.
Источники финансирования. В соответствии с Положением о ФЭФ РФ средства фонда формируются за счет следующих источников:
- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере 10% от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;
-средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
-инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;
-отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых Федеральным экологическим фондом Российской Федерации;
-добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
-платы за консультационные, экспертные и другие услуги;
-иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству и основным задачам деятельности Фонда.
Основным источником поступления средств в ФЭФ являются десятипроцентные отчисления средств территориальных экологических фондов, образующихся из платы предприятий, учреждений, организаций за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения окружающей среды, а также штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
Часть средств ФЭФ РФ получает в результате собственной деятельности:
- прибыли от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках;
- отчисления от доходов предприятий и организаций, образуемых самим Федеральным экологическим фондом;
- добровольные взносы предприятий, учреждений и организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
- платы за консультационные, экспертные и другие услуги.
Приоритетные направления финансирования из средств ФЭФ РФ. В основном, направления финансирования основаны на ежегодных планах действий Госкомэкологии России (ранее Минэкологии и Минприроды России), а также на региональных планах действий по охране окружающей среды. Политика финансирования природоохранных мероприятий и проектов проводится с учетом принятых Федеральных целевых экологических программ, а также региональных и межрегиональных экологических программ, к которым относятся:
- "Отходы" - программы, предназначенной для стабилизации, а в дальнейшем сокращения загрязнения окружающей среды отходами, экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- "Производство озонобезопасных хладонов и обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя";
- "Обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов озера Байкал";
-"Обеспечение населения России питьевой водой";
- "Разработка и внедрение экологически чистых технологий водопользования; создание оборудования для очистки сточных вод; разработка методов интенсификации самоочищения водных объектов; улучшение качества воды в источниках водоснабжения и водных объектах";
- "Оздоровление экологической обстановки, повышение ресурсного и хозяйственного потенциала Волжского бассейна" ("Возрождение Волги");
- "Экологическое оздоровление окружающей среды, охрана здоровья населения Тульской области на 1993-1996 гг. и перспективу до 2000 г." как эксперимента для отработки экономических, организационных и правовых методов и механизмов экологического оздоровления территорий;
- "Участие России в оздоровлении экологической обстановки в бассейнах морей и Арктики";
- "Охрана и восстановление видового разнообразия животного и растительного мира, сохранение генофонда биоты";
- "Создание единой государственной системы экологического мониторинга". Финансирование и кредитование федеральных инвестиционных, неинвестиционных и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения, являются основными задачами ФЭФ РФ.
Инвестиционная политика ФЭФ РФ. В начале своей деятельности Фонд обладал небольшими ресурсами и финансировал мелкие и средние проекты в основном на безвозвратной основе. К концу 1993 г., когда у Фонда появились достаточно большие средства, Правление стало принимать решения о финансировании довольно крупных проектов, эквивалентных стоимостью сумме от 100 тысяч до нескольких миллионов долларов США на возвратной основе, или участии в акционировании. В тот период времени не удалось избежать ошибок при решении предоставления займов. Это было связано с резко меняющейся обстановкой в правовом поле и сменой собственников предприятий, научных и других учреждений в результате приватизации. В результате запланированные мероприятия не удалось реализовать полностью и некоторые займы, не очень крупные, оказались невозвращенными. Имеют место прецеденты, подобные ситуации с известным предприятием "Дальполиметалл", который оказался в собственности недобросовестных владельцев, в т.ч. зарубежных, и, пользуясь неэффективностью судебной власти по взысканию долгов, не возвращает кредит, выданный на его техническое перевооружение.
Учитывая ошибки прошлого, ФЭФ РФ более тщательно проверяет кредитоспособность заявителя в отношении финансовых средств. Финансирование на возмездной основе осуществляется в случае подтверждения коммерческой направленности проекта. Органам управления предоставляются беспроцентные займы. Всем прочим заявителям возмездное финансирование предоставляется на льготных условиях (процентная ставка не превышает одной трети учетной ставки Центрального банка РФ). График возврата финансирования и льготный период оговариваются в каждом отдельном случае.
Период финансирования составляет обычно не более двух лет, кроме случаев акционирования. Доля финансирования ФЭФ РФ не должна превышать 20% от общего объема финансирования. Решение о финансировании принимается в случае документального подтверждения остальных источников финансирования, покрывающих оставшуюся часть затрат по проекту. Обязательным требованием предоставления финансирования является наличие поддержки из регионального экологического фонда или бюджета субъекта Федерации.
При принятии решения о поддержке из ФЭФ РФ проекта региональной значимости учитывается факт отсутствия задолженности по платежам в ФЭФ РФ.
Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" выделяются три уровня экологических фондов: федеральный, уровень субъектов РФ, местный.
В настоящее время большинство территориальных экологических фондов остаются внебюджетными, а в некоторых случаях уже трансформируются из бюджетных во внебюджетные с сохранением существовавших ранее схем формирования доходов и использования средств. Внебюджетные территориальные экологические фонды существенно различаются по своему статусу. Распорядительным органом этих фондов являются администрации (правительства) субъектов Федерации.
Целевые бюджетные или консолидированные в бюджеты соответствующих уровней экологические фонды имеют меньшее распространение, чем внебюджетные.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологические фонды должны формироваться за счет перечисления платежей в экофонды субъектов Российской Федерации. Большинство внебюджетных экологических фондов формируется по смете, соответствующей законодательно установленному порядку, а также за счёт платы предприятий.
Анализ структуры расходов экологических фондов показывает, что, с одной стороны, со временем уменьшается доля статьи "прочие расходы", с другой стороны, растет доля средств, направляемых на строительство природоохранных объектов. В целом структура расходов экологических фондов существенно зависит от их размеров. С увеличением размеров фонда доля расходования средств на строительство природоохранных объектов возрастает.
Современные возможности финансирования природоохранных мероприятий из ЭФ определяются имеющимся потенциалом финансирования из внутренних и внешних источников, который в десятки раз превосходит имеющиеся доходы ЭФ России. Проекты финансируются на сумму меньшую, чем получено доходов, из-за компенсации административных расходов фонда и использования средств по нецелевому назначению. Переход на возвратное финансирование даже без уплаты процентов позволит капитализировать доходы ЭФ и с каждым годом наращивать объем имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов.
Различный статус и функции ЭФ на местах определяют различные процедуры принятия решений и роль организаций, вовлеченных в этот процесс, а значит, и возможное вмешательство в дела фонда, например, временное "заимствование" средств ЭФ на прочие нужды бюджета и т.д. Все эти факторы означают непредсказуемость процесса принятия решений, а следовательно, и целевого использования направленных финансовых средств для потенциального зарубежного инвестора.
Планирование доходов дает ЭФ возможность определять общий объем ресурсов для финансирования проектов и его структуру по направлениям природоохранной деятельности, правильно формировать поток проектов в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами.
Одной из особенностей учета во внебюджетных ЭФ является то, что наряду с отчетностью, представляемой в Государственную налоговую инспекцию (баланс, расчеты по налогам), должна составляться отчетность о целевом использовании средств фондов.
Среди основных задач Федерального экологического фонда можно выделить: финансирование, кредитование, мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий, экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, содействие в развитии международного сотрудничества в области охраны природной среды, в развитии экологического воспитания и образования населения. Основным источником поступления средств в ФЭФ являются десятипроцентные отчисления средств территориальных экологических фондов. Часть средств ФЭФ РФ получает в результате собственной деятельности.
В основном, направления финансирования основаны на ежегодных планах действий Госкомэкологии России. Политика финансирования природоохранных мероприятий и проектов проводится с учетом принятых Федеральных целевых экологических программ, а также региональных и межрегиональных экологических программ. Решение о финансировании принимается в случае документального подтверждения остальных источников финансирования, покрывающих оставшуюся часть затрат по проекту. При принятии решения о поддержке из ФЭФ РФ проекта региональной значимости учитывается факт отсутствия задолженности по платежам в ФЭФ РФ.
Заключение
Система финансирования природоохранной деятельности начала формироваться в период существования плановой экономики. Поэтому она была подчинена логике этой системы. В планах социально-экономического развития наряду с показателями, характеризующими намечаемые результаты производственной деятельности, предусматривались задания по осуществлению природоохранных мер. Эти задания формулировались как на уровне государства в целом, так на уровне отрасли, отдельных регионов и, наконец, на уровне конкретных предприятия.
Системе планирования соответствовала система финансирования (централизованного распределения материально-технических ресурсов). На основе их планов природоохранной деятельности определялась потребность в финансах и конкретных ресурсах.
Основным источником средств на природоохрану был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках – бюджеты регионов, средства министерств и ведомств и собственные средства предприятий.