Экологические фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые проникают в различные сферы общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности.................................................................................................................................3
1.1 Экологизация развития (экономические и институциональные аспекты)..............3
1.2 Экономические методы в Российской практике управления природоохранной деятельностью..............................................................................................................................7
1.3 Экологические налоги..........................................................................................................9
1.4 Финансирование природоохранных мероприятий.......................................................15
1.5 Источники финансирования экологических проектов...............................................18
Глава 2. Экологические фонды как источники финансирования природоохранной деятельности (по данным до 2001г.).......................................................................................25
2.1 Территориальные экологические фонды.......................................................................25
2.2 Финансовая политика экологических фондов..............................................................31
2.3 Федеральный экологический фонд в системе экологических фондов.....................38
Заключение.................................................................................................................................43
Список использованной литературы.....................................................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экологической политике.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

              Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух на настоящее время составляют 1,3 рубля за 1 тонну сожженного бензина и 2,5 рубля за тонну дизельного топлива. В том случае, если рассматриваемый в примере джип принадлежит не частному лицу, а организации, то ей за год при пробеге 30 000 км придется заплатить около 10 рублей. (Что касается частных автомобилей, то их владельцы за выбросы в атмосферный воздух не платят ни копейки. Это кажется невероятным, если учесть, что в крупных российских городах доля автомобильных выбросов в загрязнении атмосферы составляет 80-90 % и частных среди машин - большинство).

              На рассмотренном примере видно, что российские экологические налоги применительно к автотранспорту необременительны. На 2004 год запланированная сумма всех налоговых доходов составляла 2 071 млрд. рублей. Из них акцизы на бензин и дизельное топливо составляли соответственно 30,96 и 10,09 млрд. рублей, а акциз на автомобили и мотоциклы составляет 0,356 млрд. рублей. Таким образом, общая сумма «экологических» транспортных налогов составляла всего 2 % от общей суммы налоговых поступлений, или 0,26 % от ВВП. Здесь не учтена плата за негативное воздействие автомобилей на окружающую среду, но ее учет изменит эти соотношения лишь в третьем знаке.

              Общая сумма платежей за все виды негативного воздействия на окружающую среду, запланированная в бюджете, составляет 2,14 млрд. рублей - или одну десятую процента от общей суммы налоговых поступлений, или 0,014 % от ВВП. Транспортный налог и 40 % акцизов на топливо идут в бюджеты субъектов Федерации, но их доля в общем объеме налоговых поступлений также невелика. В бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год она составляла 4 процента, а общая плата за загрязнения - 0,3 процента. Эти налоги имеют целевое предназначение: транспортный налог и акцизы составляют около половины доходов бюджетного Дорожного фонда, а платежи за загрязнения являются определяющими для бюджета Экологического фонда.

              В странах ЕС и ОЭСР, несмотря на общий рынок, налоги, связанные с легковыми автомобилями, в разных странах очень различаются. Они связаны с мощностью, объемом двигателя, весом, ценой автомобиля, потреблением топлива и выбросами CО2. Налоги можно разделить на 4 группы: налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор); ежегодный транспортный налог; налоги на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.). Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС. В Германии и Великобритании, например, его нет. Это сбор обычно привязан к стоимости автомобиля, мощности двигателя, удельному расходу топлива, нормативам выхлопа или комбинации этих факторов. Наиболее проста схема начисления сбора в Дании - пропорционально цене. В Австрии сбор зависит от удельного расхода топлива. Этот налог может иметь регулирующее значение для охраны окружающей среды. Так, есть предложения по его значительному уменьшению для автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде стран налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Самые высокие регистрационные налоги в Дании и Финляндии. В Дании, например, этот налог составляет 180 % от суммы цены дилера и НДС. Датчане по этому поводу грустно шутят: «Ты должен заплатить за 3 машины, чтобы получить одну!». Ежегодный транспортный налог также может иметь регулирующее значение. В Германии он зависит от объема двигателя и существенно повышается для автомобилей, не удовлетворяющих стандартам выхлопа, установленным в ЕС.

              Величина акциза на бензин в 2-4 раза превышает его себестоимость. Примерно такие же соотношения существуют и для дизельного топлива, но в некоторых странах ЕС его розничная цена существенно ниже цены на бензин. Выравнивание цен в настоящее время является одной из главных забот ЕС, особенно в преддверии вступления новых членов. Выравнивание цен необходимо, в частности, и затем, чтобы владельцы и водители тяжелых грузовиков строили свои маршруты передвижения исходя из критерия кратчайшего расстояния, а не минимальной стоимости пробега. В 2000 году розничная цена литра неэтилированного бензина в Великобритании составляла 85 пенсов (около 40 рублей). Из них стоимость сырой нефти и затраты на переработку составляли 20 %, НДС - 15 %, торговая наценка - 5 %, а величина акциза 60%.

              Ежегодные налоговые поступления по всем перечисленным выше налогам были весьма значительны и составляли для стран ЕС в 1999 году от 4,5 % (Италия) до 10,2 % (Ирландия) от общих сумм собираемых налогов. Собираемые налоги поступают в бюджет стран ЕС. Как правило, эти налоги нейтральны для бюджета - на соответствующие суммы понижаются отчисления в социальные фонды и подоходный налог. Часть транспортных налогов имеет в ряде стран целевое предназначение. В Японии 100 % налога на топливо тратится на финансирование работ по повышению безопасности снабжения моторным топливом и на разработку его альтернативных видов.

              Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что сдвиг центра тяжести налогообложения в сторону налогов на опасные для окружающей среды виды деятельности приводит к увеличению активности на рынке труда. Кроме того, важны регулирующие возможности налогов, побуждающие потребителя использовать более «чистые» и экономичные модели автомобилей. Целевое назначение налогов позволяет направлять значительные средства на охрану окружающей среды и совершенствование транспортной инфраструктуры.

 

1.4 Финансирование природоохранных мероприятий

              Финансы как инструмент экологического управления представляют собой систему отношений по формированию и расходованию фондов денежных средств, обслуживающих процессы охраны и вос­производства природных ресурсов и поддержания на должном уровне экологической безопасности. В любой стране финансы имеют довольно сложную структуру, объединяя фонды денежных средств, образуемых на общенациональном, региональном, местном уровнях, а также на предприятиях-природопользователях.

              Финансы неразрывно связаны с деятельностью государства по регулированию экономики, с обра­зованием и расходованием средств различных бюджетов. В России в соответствии с федеративным государственным устройством формируются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федера­ции, а также местные бюджеты. Доходная часть бюджетов всех трех уровней образуется пре­имущественно за счет налогов. Во многих странах налоговой системе принадлежит важная роль в деле как финансирования, так и стимулирования природоохранных мероприятий. Кроме того, обес­печению природоохранной деятельности необходимыми денежными средствами также может слу­жить система кредитования, в том числе предоставление кредитов на льготных условиях (так назы­ваемые «мягкие» займы), беспроцентные ссуды, гранты и т.п.

              Современная система финансирования природоохранной деятельности в России в качестве основ­ных элементов включает:

- фонды охраны природы (экологические фонды), формируемые на общефедеральном уровне, уровне субъектов федерации и местном уровнях в составе соответствующих бюджетов и образую­щиеся в основном за счет аккумулирования платежей за загрязнение окружающей среды;

- фонды воспроизводства природных ресурсов (фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд восстановления и охраны водных объектов и фонд управления, изучения, сохранения и воспро­изводства водных биологических ресурсов), образующиеся на уровне Федерации и субъектов Феде­рации в составе соответствующих бюджетов за счет аккумуляции соответствующих платежей (за пользование недрами, водными объектами, водными биологическими ресурсами);

бюджетные источники, за счет которых финансируются федеральные, региональные и местные экологические программы, природовосстановительные мероприятия по ряду отраслей, включая лес­ное, водное хозяйство, содержание особо охраняемых природных территорий, а также обеспечивает­ся система органов экологического контроля и управления;

кредитные ресурсы как отечественных, так и международных (в частности, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др.) банковских учреждений, участвующих в креди­товании инвестиционных природоохранных проектов;

страховые фонды, как аккумулированные в бюджетах, так и образующиеся у страховых компа­ний, страхующих экологические риски, связанные с аварийным загрязнением природной среды;

средства международных финансовых фондов и программ, предоставляемых для финансовой поддержки решения приоритетных экологических проблем, как правило, в виде грантов и субсидий (примером может служить финансовая поддержка формирования Местной повестки дня-21);

специализированные фонды охраны (либо амортизационные фонды) предприятий-природопользователей, направляемые на экологическую модернизацию производства, реализацию инвести­ционных природоохранных проектов и т.п.

              Таким образом, для ныне действующей в России системы финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий характерны:

наличие многих источников, что призвано усилить ее надежность и устойчивость, имеющих важное значение в условиях реформирования экономики и сохранения кризисных тенденций;

относительно высокий удельный вес бюджетного финансирования, проявлением чего, в частности, служит консолидация в бюджетах, ранее бывших внебюджетными, специализированных фондов воспроизводства природных ресурсов и экологических фондов.

              Существенная роль бюджетного финансирования природоохранной деятельности обеспечивается тем, что в федеральном бюджете аккумулируются:

100% акцизов на нефть и природный газ;

по 40% платежей - за пользование недрами при разработке основных (не общераспространимых) месторождений полезных ископаемых; за пользование лесным фондом; платы за пользование водными объектами;

10% эмиссионных платежей, определенная часть (по нормативам, дифференцированным по различным субъектам Федерации) земельного налога, а также лицензионных сборов (в соответствии со специальным законодательством РФ).

              В бюджетах субъектов Российской Федерации в дополнение к этому аккумулируются по 60% пла­тежей за пользование основными месторождениями полезных ископаемых; платежей за пользование лесным фондом и за пользование водными объектами.

              Наряду с доходами важно учитывать и расходы, направляемые на финансирование охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и воспроизводство природных ресурсов. Оценка общего объема средств, направляемых на эти цели в России из всех источников, в настоящее время в силу недостатков учета затруднена. По отдельным составляющим цифры таковы. Во второй половине 90-х годов удельный вес расходов по разделу федерального бюджета «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия» держался на уровне 0,4-0,5% при минимально необходимом уровне в 1%. Вместе с тем надо учиты­вать, что часть средств на экологические или близкие с ними цели, кроме того, отражается в так на­зываемой ведомственной структуре федерального бюджета РФ и поступает через финансирование деятельности Министерства здравоохранения (заболевания экологической этиологии), Министерства но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), по линии которого покрываются затраты, связанные с ликвидацией последствий аварийных экологических ситуаций и наносимого ими ущерба окружающей природной и здоровью населения и ряда других ведомств.

              Финансовый механизм охраны окружающей среды в России не является до конца сложившимся и устойчивым. Нуждается в дальнейшей проработке и его концептуальная база. Недостаточна эффек­тивность применения весьма ограниченных сегодня ресурсов, выделяемых на экологические цели и воспроизводство природных ресурсов, что подтверждает факт сохранения острейших экологических проблем. Как показывает опыт других стран, в том числе и развитых, при наличии множества острых экологических проблем особую актуальность приобретает вопрос их концентрации на приоритетных природоохранных направлениях. Наиболее рациональным и удобным средством такой концентрации могут служить финансируемые из бюджетов и других источников целевые комплексные экологиче­ские программы. Именно по этому пути в 70-е годы шли США, что позволило им в относительно ко­роткие сроки справиться с наиболее острыми экологическими проблемами (от «спасения» Великих Озер до строительства муниципальных очистных установок и сокращения загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта).

 

1.5 Источники финансирования экологических проектов

В настоящее время в мировой практике наибольшее распространение получили следующие источники финансирования:

1. Государственный бюджет (и бюджеты прочих уровней в случае федеративного устройства государства).

2. Собственные средства предприятий-загрязнителей.

3. Коммерческие банки.

4. Лизинговые компании.

5. Специальные инвестиционные фонды.

6. Экологические фонды (ЭФ).

7. Страховые компании.

8. Международные финансовые организации.

9. Бюджетные фонды стран-доноров (на двусторонней основе).

Первые семь источников являются внутренними, последние два - международными. Первые три источника получили наибольшее распространение в странах ОЭСР, когда правительства выдвигают определенные экологически задачи, которые должны быть достигнуты в определенные сроки (в том числе и связанные с выполнением международных соглашений, например, прекращением потребления озоноразрушающих веществ или сокращением выбросов парниковых газов), выделяют часть средств напрямую из бюджета, но в основном косвенно - в виде налоговых и прочих льгот, а законопослушные предприятия вынуждены выделять значительные собственные средства на вышеуказанные цели и обращаться в банк в случае недостаточности собственных средств.

Лизинговые компании успешно функционируют во многих странах, но не во всех странах лизинговые операции охватили природоохранную деятельность. Последнее типично для стран Западной Европы в отношении оборудования и машин по сбору, транспортировке и прессованию твердых бытовых отходов.

Специальные инвестиционные фонды были созданы в ряде стран Западной Европы для финансирования крупных инфраструктурных проектов по решению проблем размещения и утилизации твердых бытовых отходов, строительству муниципальных водоочистных сооружений и т.д. В отличие от других коммерческих фондов, предполагаемые к реализации проекты, как правило, приносили меньшую прибыль по сравнению с прочим вложением капитала, однако эти фонды могли привлечь средства пенсионных, страховых и прочих фондов, поскольку получили поддержку государства в виде предоставления определенных налоговых льгот участникам финансового пула.

Страховые компании вовлечены в экологическое страхование лишь в отдельных европейских странах.

Международные финансовые организации и двусторонние доноры предоставляют финансирование на экологические цели только развивающимся странам, а в последнее время и странам с переходной экономикой. Как правило, предоставление финансирования связано с обязательным выполнением определенных условий: указанием сферы природоохранной деятельности, ограничением выбора технологии, осуществлением определенных правил закупок оборудования в рамках проектов, определением порога эффективности вкладываемых средств. Двусторонние доноры также оговаривают и приоритетные территории реализации проекта, а также выдвигают обязательным условием закупку оборудования, произведенного в стране-доноре.

Информация о работе Экологические фонды