6. Основные
направления оценки.
Одна из важнейших задач
экономических мероприятий, связанных
с той или иной степенью экологического
воздействия, состоит в минимизации
экологического ущерба. Имеется ряд
экономических подходов, позволяющих
оценить экологическое воздействие.
Наиболее разработаны подходы по
двум направлениям.1. Использование
имеющихся (рыночных) цен для оценки
воздействия на товары и услуги.
В рамках этого общего подхода
возможно применение следующих методов:
- изменение продуктивности, производительности
(уменьшение урожайности в сельском
хозяйстве, сокращение уловов рыбы, уменьшение
прироста биомассы и деградация лесов
и пр.);
- ухудшение качества жизни
(или "метод потери дохода")
(рост заболеваемости, смертности, ухудшение
условий рекреации и пр.);
- альтернативная стоимость;
- сокращение сроков службы
имущества (зданий, оборудования
и пр.).
2. Оценка, основанная
на использовании величины непосредственных
затрат, расходов.Второе направление,
связанное с затратами, более очевидно.
Используемые здесь методы рассмотрены
в
13
предыдущих
двух параграфах: затратная оценка
ценности природных благ, метод приведенных
затрат (анализ затраты/эффективность).Рассмотрим
более подробно первое направление
оценки экологического воздействия, связанное
с использованием имеющихся (рыночных)
цен.По всем перечисленным в рамках этого
направления методам возможно получение
натуральных показателей, отражающих
ухудшение экологической ситуации и экологический
ущерб, которые могут быть оценены в стоимостной
форме. Важное достоинство перечисленных
подходов - возможность использования
рыночной цены для оценки воздействия
на товары и услуги.Здесь обычно применяются
прямые методы анализа затрат и выгод
с учетом экологических последствий воздействия
проектов. Воздействия могут оказываться
как на природные системы (сельское хозяйство,
лесное хозяйство, рыболовство), так и
на искусственно созданные (антропогенные)
системы (здания, сооружения, производства
в производственном и бытовом секторах).
В результате изменения качества природных
ресурсов и состояния окружающей среды
происходит изменение производительности,
продуктивности природных и антропогенных
систем, возможно изменение производственных
затрат в этих системах. Эти изменения
влияют на объемы производства, на колебания
цен и т.д. В результате возможные физические
изменения на основе рыночных цен могут
быть оценены в стоимостной форме.Метод
с использованием изменения продуктивности
является прямым продолжением традиционного
анализа эффективности или "затраты-выгоды".
Физические изменения производства оцениваются
с применением рыночных цен на используемую
и производимую продукцию. Метод оценки
изменения продуктивности используется
в основном в двух случаях: когда оценивается
абсолютная величина воздействия и когда
воздействие оценивается в "приростной"
форме. Первый случай наиболее чистый
и простой. Здесь сопоставляются два варианта:
имеется экологическое воздействие или
его нет, первый вариант и требует оценки.
Например, загрязнение воздуха в результате
работы предприятия приводит к снижению
урожайности сельскохозяйственных угодий.
Здесь требуется оценка изменения продуктивности
земли, что возможно при сопоставлении
урожайности аналогичных по качеству
почвы участков вблизи завода и в чистом
районе. д с использованием изменения
продуктивности является прямым продолжением
традиционного анализа эффективности
или "затраты-выгоды". Физические
изменения производства оцениваются с
применением рыночных цен на используемую
и производимую продукцию. Метод оценки
изменения продуктивности используется
в основном в двух случаях: когда оценивается
абсолютная величина воздействия и когда
воздействие оценивается в "приростной"
форме. Первый случай наиболее чистый
и простой. Здесь сопоставляются два варианта:
имеется экологическое воздействие или
его нет, первый вариант и требует оценки.
Например, загрязнение воздуха в результате
работы предприятия приводит к снижению
урожайности сельскохозяйственных угодий.
Здесь требуется оценка изменения продуктивности
земли, что возможно при сопоставлении
урожайности аналогичных по качеству
почвы участков вблизи завода и в чистом
районе.Более сложный случай - оценка изменения
продуктивности при уже имеющемся экологическом
воздействии. Часто оценивается не абсолютная
величина экологических изменений, а только
ее часть, непосредственно связанная с
воздействием, оказываемым реализуемым
проектом/программой, понесенными затратами.
Здесь оценка изменения воздействия носит
"приростной" характер. Например,
стоки предприятия приводят к загрязнению
реки и уменьшению в ней количества рыбы.
В этом случае увеличение мощности предприятия
и возможное увеличение загрязненных
стоков может еще более уменьшить численность
рыб. И при оценке дополнительного экологического
воздействия оценивается только разница
между уже уменьшившимся количеством
рыбы и числом рыб после увеличения мощности
завода.Оценка экологического воздействия,
учитывающая изменение качества жизни,
во многом базируется на расчете потери
дохода. По своей идеологии подход, основанный
на оценке потери дохода, подобен подходу
к оценке изменения производительности.
В качестве объекта экологического воздействия
выступают люди, состояние их здоровья.
Их производительность может изменяться
в результате изменения состояния окружающей
среды (загрязнение воды и воздуха, шумовое
воздействие) и соответственно состояния
их здоровья. И здесь возможна стоимостная
оценка ряда показателей:
14
- потеря доходов (заработной
платы) в результате заболеваемости;
- затраты на медицинское
обслуживание, лекарства и пр.;
- получение выгод благодаря
предотвращению негативных экологических
воздействий.
Эта методика измеряет упущенную
выгоду индивида или общества при
сохранении природного ресурса или
блага, что важно для принятия
экономического решения.Возможный простой
пример использования на практике такого
рода подходов по оценке экологического
воздействия приведен при определении
экстернальных издержек в результате
загрязнения реки.
7. Использование
экологических проблем для достижения
экономических целей при международном
сотрудничестве.
В Декларации
по окружающей среде и развитию,
принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется,
что государства должны сотрудничать
для создании открытой международной
экономической системы, которая приведет
к экономическому росту и устойчивому
развитию во всех странах. Экологичные
и ресурсосберегающие технологии по возможности
должны быть доступны для всех стран. Экологическая
политика не должна использоваться для
неоправданного ограничения международной
торговли. Однако, по словам представителя
Госкомитета РФ по охране окружающей среды
В.И. Данилова-Данильяна, решения конференции
Рио-92 не выполнили ни США, ни Франция,
Англия и Греция. Академик Н.Н.Моисеев
идет в своих оценках гораздо дальше -
он считает, что планета превращается
в единую экономическую систему, управляемую
рыночными принципами транснациональных
корпораций, т. е. сиюминутными выгодами.
При этом всему остальному миру рекомендуются
такие экономические правила поведения,
которые уже апробированы богатыми государствами.
В первую очередь, это относится к таким
понятиям как открытая конкуренция, свободная
торговля, отказ от государственного протекционизма
национальных товаров, жесткие стандарты.
Однако внедрение этих современных методов
хозяйствования, в том числе и с позиций
сохранения окружающей среды, в развивающихся
странах невозможно в силу отсутствия
достаточных финансовых средств и экономического
опыта.
7.1. Борьба
вокруг потребления энергии и
выбросов углекислого газа.
Хотя в США насчитывается
лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится
25% выбросов углекислого газа, а потребление
энергии на душу населения уже
много лет неизмеримо выше, чем
в развивающихся странах. Также
использует чужие возможности для
своих газовых отходов Германия.
Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового
населения, Германия выделяет в атмосферу
4% окиси углерода промышленностью.
По мнению стран Юга, именно те, кто
больше других повинен в неблагоприятных
изменениях мирового климата (то есть
в загрязнении воздуха и "парниковом
эффекте"), должны жестче ограничить
себя. Однако в самом мощном государстве
Севера США отвергают подобную логику.
Его Конгресс единогласно выступил против
подписания любого соглашения, которое
сковало бы развитие американской энергетики,
давая поблажки развивающимся странам
в области ограничения выбросов углекислоты
в атмосферу. "США хотят во что бы то
ни стало сохранить свое экономическое
превосходство и свой образ жизни - даже
за счет интересов мирового сообщества",
- говорит Тони Джунипер, руководитель
международного природозащитного движения
"Друзья Земли".Различный подход
к экологическим проблемам, и особенно
связанным с ним обязательствам, выявился
на встрече "большой восьмерки" в
Денвере и на последовавшей за ней специальной
сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
В результате ожесточенных споров, из-за
которых специальная сессия закрылась
на целые сутки позже намеченного срока,
была принята расплывчатая резолюция,
ратующая за "значительное" сокращение
выбросов углекислоты. А вот упоминание
о 2010 г. исчезло вовсе. Резолюция сената
США, приуроченная к боннской встрече,
показала, что Вашингтон не только не намерен
идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро,
но по существу отказывается от них.
15
7.2. Продажа
квот на выбросы парниковых
газов.
У России появилась уникальная
возможность продавать воздух. Японское
правительство всерьез рассматривает
возможность выкупа у России неиспользованной
части квоты на выбросы в атмосферу
"парниковых газов", установленной
конференцией ООН по проблемам глобального
потепления. На прошедшей в конце
1997 года в Японии международной конференции
ООН по глобальному потеплению впервые
были четко определены обязательства
государств по сокращению выбросов в атмосферу
так называемых парниковых газов. В соответствии
с протоколом конференции Япония должна
сократить эти выбросы на 6% по сравнению
с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения
выбросов - это огромные затраты для государства,
связанные с сокращением промышленного
производства и переходом к более совершенным
технологиям. Единственный выход правительство
Японии видит теперь в приобретении квот,
недоиспользованных другими странами.
Например, у России, которая в результате
спада промышленного производства оказалась
в более выгодном положении и даже располагает
некоторым резервом на право загрязнять
планету. Для России эта сделка стала бы
очень выгодной: во-первых, японцы подскажут,
как усовершенствовать российские технологии
и снизить выброс газов, а во-вторых, еще
и заплатят нам за излишек квоты. Но можно
быть уверенным, что в сложившейся экономической
ситуации финансовые поступления по этим
каналам вряд ли пойдут на природоохранные
нужды.
7.3. Перевод
"грязной" промышленности из
развитых стран в развивающиеся.
В период 1970-90-х гг. были предприняты,
причем довольно успешные, попытки
создания "экологических оазисов"
в отдельных развитых странах
путем экологического государственного
регулирования, экономических методов,
введения жестких экологических законодательных
актов. Это привело к переводу неэкологичной
деятельности в те страны, где таких мер
либо не было, либо они были менее жесткими.
Например, в Японии были предприняты целенаправленные
меры по переносу за рубеж производственной
деятельности, загрязняющей окружающую
среду. Прямые японские зарубежные инвестиции
в химическую и металло-перерабатывающую
отрасли развивающихся стран возросла
с 13,5% в конце 1974 до 17,9% в конце 1983 г. Причем
три четверти японских капиталовложений
в эти отрасли связаны с развивающимися
странами. Теперь же эти страны, в которых
сейчас используют неэкологичные технологии,
обвиняются в ухудшении экологической
ситуации в мире, хотя они часто применяют
импортные технологии и производства.
Для перехода на те же технологии сохранения
окружающей среды, которые сейчас используют
развитые страны мира, в развивающихся
странах нет финансовых ресурсов. По данным
немецкого Института экологических проблем
и экономики, на доведение состояния окружающей
среды в Восточной Германии до стандартов
нового объединенного государства потребуется
10 лет и 249-308 млрд. $. В Польше и Чехословакии
считают, что каждой из них придется потратить
на аналогичные мероприятия более 20 млрд.
$. в течении нескольких десятилетий. Но
и эти скромные средства будет затруднительно
найти в сложившихся условиях. По заключению
консалтинговой фирмы Management Information Services,
Inc. (Вашингтон), в США в производстве средств
контроля за состоянием окружающей среды,
борьбы с различными видами загрязнения
и в самой природоохранной деятельности
занято почти 3 млн. чел., которые обеспечивают
98 млрд. $. годового дохода. Для получения
таких доходов странам Восточной Европы
необходимо создать собственную индустрию
средств защиты природы, либо занять денег
у богатых стран.
8. Отношение
топливных компаний к экологическому
фактору.
Деятельность
транснациональных корпораций является
наиболее мощным современным фактором
преобразования природы, т.к. она направлена
на интенсивное и масштабное использование
основных природных ресурсов земли,
в первую очередь, углеводородного
сырья и руды. Активное вовлечение
в промышленное производство углеводородных
полезных ископаемых (уголь, нефть, газ)
оказывает существенное влияние
на всю обстановку на планете, в первую
16
очередь, через
глобальные изменения климата. Осознание
важности для существования человеческой
цивилизации последствий этого
процесса, реализация практических мер
по сокращению выбросов углекислого
газа, начинают влиять на стратегические
перспективы развития ведущих топливно-энергетических
компаний мира. Их в настоящее время
уже можно разделить на две
группы: первая включает корпорации, осознавшие
важность глобальных изменений климата,
и тех, кто продолжает игнорировать
эту проблему.К первым можно отнести
нефтяные ТНК, базирующиеся в Европе -
прежде всего Shell, Britich Petrolium. Эту позицию
разделяют и некоторые японские фирмы,
такие как Marubeni и Mitsubishi, которые проявляют
интерес к проектам по сокращению выбросов
парниковых газов. В 1996 г. Britich Petrolium, выдвинула
программу развития солнечной энергии
как одно из четырех направлений стратегии
по предотвращению глобальных климатических
изменений. Это было расценено многими
в мире хорошим ответом на призывы предпринимать
превентивные меры против глобального
изменения климата. Кроме того, подобная
экологическая программа наверняка станет
хорошей рекламой и позволит компании
"отвоевать" у конкурентов часть
заказчиков. Тем не менее "Гринпис"
счел программу Britich Petrolium "ограниченной".
Представители его британского отделения
заявили, что "агрессивные" разработки
Britich Petrolium в Атлантическом океане и Антарктике
свидетельствует о том, что компания не
собирается предотвращать опасные климатические
изменения посредством постепенного сокращения
потребления ископаемого топлива. К второй
группе корпораций, а именно, отрицающих
важность проблемы глобальных изменений
климата и не демонстрирующих каких-либо
конструктивных шагов в этой сфере относятся
базирующиеся в США Exxon-Mobil, Chevron, Texaco. Наиболее
"грязными" в плане выбросов так называемых
парниковых газов является уголь. В сочетании
со значительными выбросами других загрязнителей,
создающих "кислотные дожди", экологическая
репутация как самой угольной промышленности,
так и базирующихся на использовании угля
энергетики, выглядят наиболее плохо.
Кроме того, угольная отрасль традиционно
во всем мире считается экономически мало
эффективной. Это ведет к свертыванию
угледобычи в последние десятилетия в
таких странах как Германия, Франция, Великобритания.В
то же время уголь будет являться основой
энергетики таких крупных быстро развивающихся
стран, как Индия и Китай. Их ориентация
на использование собственных запасов
ведет к возникновению противоречий с
развитыми странами мира в отношении к
проблеме глобальных изменений климата.
Требование Индии и Китая к мировому сообществу
с признанием права этих стран на развитие
их энергетики на основе имеющихся у них
крупных запасов угля так же используется
в качестве одного из основных аргументов
США в оправдании своего нежелания принимать
реальные меры по снижению выбросов парниковых
газов.Страны, использующие уголь в качестве
основного сырья для энергетики, будут
иметь репутацию экологически "грязных".
По мере нарастания остроты проблемы глобальных
изменений климата, этот "ярлык" будет
переноситься на любые товары, экспортируемые
из государств, экономика которых базируется
на угольной теплоэнергетике.
9. Проблемы,
возникающие при сравнении затрат
и прибыли
Даже после
получения надежных оценок затрат и
прибыли их сравнение часто затруднительно.
9.1. Краткосрочные
и долгосрочные прогнозы.
Уже говорилось о том, что,
хотя на первых этапах борьбы расходы
велики, а прибыль незначительна
или совсем отсутствует, с течением
времени затраты становятся умеренными,
а прибыль увеличивается и
накапливается. Следовательно, превзойдет
она затраты или наоборот, зависит
от того, долгий или короткий период
рассматривается. Ситуация, которая
кажется экономически невыгодной в
ближайшее время, может оказаться
высокорентабельной в дальнейшем. Это
особенно справедливо в случае таких
проблем, как кислотные дожди
и загрязнение грунтовых вод
токсичными отходами. Если опоздать с
принятием мер, последствия затронут
обширные географические пространства
и многие миллионы людей; кроме того,
они могут оказаться необратимыми.
17
9.2. Кто платит
и кто получает прибыль.
Часто платят за меры по борьбе
с загрязнением и получают прибыль
от них различные группы людей. Например,
держатели акций предприятия
платят за то, чтобы стоки не попадали
в реку, а прибыль от этого достается
рыбакам. Очевидно, у каждой стороны
свое мнение о том, окупаются ли затраты.Проблема
еще больше осложняется, когда максимальный
ущерб от загрязняющих веществ, производимых
в стране или штате, проявляется за границей.
Это особенно касается кислотных осадков.
И тут стороны редко приходят к согласию
относительно расходов и прибыли.
10. Необходимость
законодательства и принуждения
Многие люди верят, что
промышленность готова добровольно
бороться с загрязнением. Однако экономическое
давление со стороны конкурентов
часто бывает настолько сильным,
что осуществлять это благое намерение
разорительно. Представьте себе два
конкурирующих предприятия: А и
Б. Предположим А решает бороться с загрязнением.
Оно должно либо окупить затраты за счет
повышения цен (тогда его покупатели обратятся
к Б, где сохраняются низкие цены), либо
снизить прибыль, рискуя потерять финансовую
репутацию и поддержку. Таким образом,
компания А, поступая из лучших побуждений,
теряет конкурентоспособность независимо
от того, как поступает Б. Следовательно,
необходимы законы, финансово влияющие
на компанию-нарушительницу. К сожалению,
множество предприятий, компаний и заинтересованных
групп населения пытаются обойти законы
ради достижения экономического превосходства.