в) порядка принятия
нормативно-правового акта, введения
его в действие и опубликования. Например,
нельзя считать конституционным такой
нормативный акт, который не был опубликован
и доведен до исполнителей;
г) установленной
Конституцией РФ компетенции
между федеральными органами
государственной власти. Например,
если Государственная Дума Федерального
Собрания РФ примет эколого-правовой акт
без одобрения Совета Федерации, будет
явное нарушение разграничения компетенции
между этими органами;
д) разграничения
предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти
субъектов РФ, установленного Конституцией
РФ, Федеративным и иным договором о разграничении
предметов ведения. Например, признается
неконституционным нормативно-правовой
акт, который принимается органами власти
субъектов РФ, в то время как его принятие
отнесено только к компетенции федеральных
органов государственной власти.
2. Подзаконные
нормативные акты как источники
экологического права представляют
собой документы правового характера,
принимаемые Правительством РФ,
правительствами республик РФ, органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
министерствами и ведомствами, а также
иными органами и должностными лицами,
имеющими право на принятие данных актов.
По предмету
регулирования все источники классифицируются
на общие и специальные. Общие источники
характерны тем, что предмет их регулирования
охватывает как экологические общественные
отношения, так и иные, не относящиеся
к сфере экологии. Например, Конституция
РФ регулирует не только экологические
отношения, но и гражданские, жилищные,
семейные и прочие отношения. Специальные
источники отличаются от общих тем, что
имеют предметом регулирования только
экологические общественные отношения.
По направленности правового
регулирования все источники можно подразделить
на материальные и процессуальные. Материальные
источники имеют предметом своего регулирования
экологические общественные отношения,
складывающиеся по поводу тех или иных
природных объектов. Например, таковыми
являются отношения по непосредственной
эксплуатации земель, водных объектов,
участков леса, выделенных под рубку и
т.п. Процессуальные источники в отличие
от материальных направлены на процедуру
обеспечения природопользования, являются
формой его обеспечения. Так, для получения
земельного участка в пользование законом
предусмотрена процедура обращения в
местные органы исполнительной власти,
оформления землеустроительных документов,
выбора места отвода, согласования места
отвода участка с заинтересованными лицами
и т.п.
По характеру нормативно-правовых
актов источники можно условно подразделить
на кодифицированные и не являющиеся таковыми.
К кодифицированным относятся нормативные
акты, в которых в ходе правотворческой
деятельности произведена и приведена
в соответствие с системой регулируемых
отношений систематизация нормативного
материала. Такие нормативные акты отличаются
более высоким качеством и, как правило,
являются головными в той или иной отрасли
права. К их числу следует отнести, прежде
всего, Закон РФ об охране окружающей природной
среды. Подавляющее число экологических
нормативно-правовых актов относится
к числу некодифицированных, они регулируют
отдельные стороны сферы природопользования.
Систематизация нормативных актов осуществляется
на практике, как правило, в форме инкорпорации,
то есть объединения в каком-либо источнике
по предметному признаку без изменения
формы самих нормативно-правовых актов.
По степени значимости в регулировании
экологических общественных отношений
источники экологического права можно
подразделить на основные нормативно-правовые
акты и вспомогательные. Основные нормативно-правовые
акты составляют конструкцию действующего
законодательства и представляют собой
закрепленные в этих актах правила общего
характера, распространяемые на неопределенный
круг лиц. Например, земельным законодательством
предусмотрена обязанность рационально
использовать закрепленную за землепользователями
землю.
Вспомогательные
нормативно-правовые акты имеют, в основном,
технико-юридический характер и
позволяют применять тот или иной нормативный акт
к регулируемому правоотношению. Отсутствие
вспомогательных нормативных актов затрудняет
применение и основных.
Источники экологического
права образуют различные законодательства,
которые имеют свою систему: по горизонтали
и по вертикали.
По горизонтали экологическое законодательство
подразделяется на природоохранное и природоресурсное законодательство.
К природоресурсному законодательству относятся:
-Земельный
кодекс РФ (ЗК РФ);
-Водный
кодекс РФ. Как источник экологического права ВК РФ состоит из общей,
особенной и заключительной части. Общая
часть уделяет внимание таким вопросам,
как: объекты водных отношений, субъекты
водных отношений; устанавливает право
собственности и другие права на водные
объекты, а также основания приобретения
и прекращения прав пользования водными
объектами; предусматривает осуществление
и защиту прав пользования водными объектами,
государственное управление в области
использования и охраны водных объектов,
экономическое регулирование использования,
восстановления и охраны
водных объектов, ответственность за нарушение
водного законодательства РФ. Особенная
часть уделяет внимание целевому использованию
водных объектов, целям использования
водных объектов;
- Лесной
кодекс РФ, который устанавливает
правовые основы рационального
использования, охраны, зашиты и воспроизводства
лесов, повышения их экологического и
ресурсного потенциала. Нормы ЛК РФ регулируют
лесные отношения с учетом представлений
о лесе как о совокупности лесной растительности,
земли, животного мира и других компонентов
окружающей природной среды, имеющей важное
экологическое, экономическое и социальное
значение Федеральный закон РФ "О животном
мире";
- Закон
РФ "О недрах" как источник
экологического права регулирует
отношения, которые возникают в связи с геологическим
изучением, использованием и охраной недр
территории РФ, ее континентального шельфа,
а также в связи с использованием отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств, торфа, сапропелей и иных
специфических минеральных ресурсов,
включая подземные воды, рассолы и рапу
соляных озер и заливов морей. Этот закон
содержит правовые и экономические основы
комплексного рационального использования
и охраны недр, обеспечивает защиту интересов
государства и граждан РФ, а также прав
пользователей недр;
- Федеральный
закон РФ "Об охране атмосферного
воздуха". Как источник экологического
права определяет статус континентального
шельфа РФ, суверенные права и
юрисдикцию Российской Федерации
на ее континентальном шельфе и их осуществление в
соответствии с
Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами РФ.
К природоохранному
законодательству относятся нормативные
акты:
- Федеральный
закон РФ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный
закон РФ "Об особо охраняемых
природных территориях";
- Федеральный
закон РФ "Об экологической
экспертизе".
Деление по вертикали представляет
собой иерархию соответствующих нормативно-правовых
актов Российской Федерации и субъектов РФ: Конституция РФ,
конституционные и федеральные законы,
нормативные акты, указы и распоряжения
Президента РФ, постановления распоряжения
Правительства РФ, нормативные акты субъектов
РФ, а также нормативные акты министерств
и ведомств, локальные нормативные акты.
В приведенный
перечень источников современного права
окружающей среды России не включен
обычай. В историческом плане во
взаимодействии общества и природы
обычай как неписаное правило
поведения играл важную роль в
регулировании и обеспечении рационального природопользования.
Имеет ли он правовое значение на современном
этапе? Ответ, может быть только положительным.
В регулировании использования природных
ресурсов обычай имеет большое практическое
значение в контексте традиционного природопользования,
регулируемого множеством законов. Так,
Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту
исконной среды обитания малочисленных
этнических общностей как самостоятельный
предмет ведения. Регулирование отношений
по использованию природных ресурсов
с учетом традиционного природопользования
предусматривается Земельным кодексом
РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом
РФ, Федеральным законом «О животном мире».
Таким образом, обычай как источник права
применяется в практике, но он опосредован
в установленных нормах права.
III. Основные источники
экологического права
Одной из групп,
входящих в систему конституционных
основ, являются гуманитарные нормы. Этими
нормами за гражданами РФ закрепляются
определенные права и обязанности.
Так, например, ст. 42 Конституции РФ устанавливает,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением. В то же
время Конституцией РФ за каждым гражданином
закреплена обязанность сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.
Вторую группу
составляют природоресурсные нормы, которыми
установлено, что земля и другие
природные ресурсы используются
и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Граждане и их объединения вправе иметь
в частной собственности землю, при этом
владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно,
если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц.
Конституционные основы охраны окружающей
среды включают также группу норм, определяющих
компетенцию высших органов государственной
власти. Статья 71 Конституции РФ относит к
исключительному ведению Российской
Федерации регулирование и защиту прав
и свобод человека, в том числе экологических;
федеральную собственность, В том числе
на природные ресурсы; установление основ
федеральной и экологической политики;
определение статуса и зашиты территориального
моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа РФ, метеорологическую службу,
стандарты, эталоны, метрическую систему
и исчисление времени; геодезию и картографию;
наименования географических объектов.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ
в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов
РФ находятся: вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами, природопользование;
охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; особо охраняемые
природные территории; охрана памятников
истории и культуры; земельное, водное,
лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды.
Разграничение
компетенции Российской Федерации
и ее субъектов проводится по предмету
ведения, согласно которому Российская Федерация принимает
федеральные законы, которые являются
обязательными на территории всей страны.
Субъекты РФ в свою очередь имеют право
на собственное регулирование экологических
отношений вне пределов ведения Российской
Федерации. При этом в Конституции РФ отмечено,
что законы и иные нормативно-правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить
федеральным законам.
Согласно
ст. 114 Конституции РФ Правительство
РФ обеспечивает Проведение единой государственной
политики в области экологии и осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан и охране собственности.
Заключение
Таким образом,
я определила, что под источниками
экологического права понимаются нормативно-правовые
акты, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере взаимодействия общества
и природы.
Классифицировать
источники экологического права
можно по некоторым основаниям:
- По юридической
силе, на законы и подзаконные
акты.
- По предмету
регулирования, на общие и специальные.
- По характеру
правового регулирования, на материальные и процессуальные.
- По характеру
нормативные правовые акты, на
кодифицированные и не являющиеся
таковыми.
- По степени
значимости, на основные нормативно-правовые
акты и вспомогательные.
Систему источников
экологического права образуют:
- Конституция
РФ,
- федеративные
договоры,
- международные
договоры РФ, общепризнанные принципы
и нормы международного права,
- законы (конституционные
и федеральные),
- нормативные
указы и распоряжения Президента
РФ,
- нормативные
постановления и распоряжения Правительства РФ,
- конституции,
законы, иные нормативные правовые
акты субъектов РФ,
- нормативные
правовые акты министерств и
ведомств,
- нормативные
правовые акты органов местного
самоуправления,
- локальные
нормативные правовые акты,
- судебные
решения.
В заключение
хочу добавить, что для обеспечения
соблюдения конституционных экологических прав государства
всего мира в лице законодательных органов
создают систему современного экологического
законодательства, обеспечивающего комплексное
регулирование экологических правоотношений.
В связи с этим законодателями особое
внимание должно быть уделено совершенствованию
экологического законодательства РФ в
целом, и, в частности, установлению адекватных
правовых мер по предупреждению любого
ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования
и иной экологически значимой деятельности
на основе предварительной оценки ее воздействия
на окружающую среду и вовлечения граждан
в механизм принятия решений, а также по
восстановлению благоприятного состояния
окружающей среды. Хотя закрепленные в
Конституции РФ экологические права являются
непосредственно действующими, для последовательного
их соблюдения, на мой взгляд, требуется
создание юридических механизмов и процедур
с учетом реальных экологических, экономических,
культурных и иных условий России, что
в целом позволит государству осуществлять
экологические функции более эффективно.