Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:22, доклад
Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль.
Конституция Российской Федерации как источник экологического права |
Как и в любой иной области, в
регулировании отношений При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм:
К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство". Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. "Достойная жизнь человека" включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства. Конституция в России закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Применительно к экологическому праву это – разделение деятельности по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности. При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы. Одной из центральных по значимости
является ст. 9, согласно которой земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как основа жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории. Данная норма
определяет роль и место природных ресурсов,
с учетом их естественных и экономических
свойств, в жизнедеятельности как общества
в целом, так и народов, проживающих на
соответствующих территориях. Именно
в этой норме закрепляется экологическая функция
государства и субъектов- Отношения собственности на природные
ресурсы регулируются также в ст.
36 Конституции
РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь
в частной собственности землю - основное
средство производства и операционный
базис. С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3). В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. С учетом федеративного устройства
России Конституция определила предметы
исключительного ведения В ведении Российской Федерации находятся:
В совместном ведении находятся:
Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование. Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде. |
Число экологических преступлений, единица, | |
2012г. | |
Январь |
1744 |
Январь-февраль |
3840 |
Январь-Март |
5862 |
Январь-Апрель |
7925 |
Январь-Май |
11383 |
Январь-Июнь |
14222 |
Январь-Июль |
16530 |
Январь-Август |
18936 |
Январь-Сентябрь |
21244 |
Январь-Октябрь |
23698 |
Январь-Ноябрь |
25744 |
Январь-Декабрь |
27583 |
Значение показателя за год |
27583 |
Информация о работе Конституция Российской Федерации как источник экологического права