Содержание
Введение...................................................................................................... |
3 |
I |
Общие понятие
источников экологического права………………… |
5 |
II |
Классификация
источников экологического права………… |
9 |
III |
Основные источники экологического права………………………. |
17 |
Заключение………………………………………………………………. |
19 |
Библиографический
список…………………………………………….. |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Экологическое право —
одна из отраслей права, регулирующая
общественные (экологические) отношения
в сфере взаимодействия
общества и
природы в интересах настоящего
и будущего поколений. Значение слова
«экология» трактуется как учение о
взаимодействии живых организмов с
окружающей их природной средой обитания. Окружающая природная среда
служит условием и средством жизни человека,
территории, на которой он проживает,
пространственным пределом осуществляемой
государственной
власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства
и других объектов культурно-бытового
назначения. Таким образом, окружающая
природная среда образует сложное понятие,
в рамках которого исторически получили
развитие две формы
взаимодействия общества и природы.
1. Потребление природы человеком, использование
природы для удовлетворения своих материальных
и духовных потребностей. Эта форма названа
— экономической.
2. Формой взаимодействия стала охрана
окружающей природной
среды с целью сохранения человека как
биологического и социального организма
и его естественной среды обитания. Эта
форма получила название экологической
формой.
Экологические функции государства выполняются
через
соответствующие экономические, организационные,
правовые
механизмы. Правовой механизм экологической
функции государства служит средством
реализации экологической функции права.
Цель экологической функции права состоит
в обеспечении
качества окружающей природной среды
в условиях хозяйственного развития общества
средствами правового регулирования.
Такая цель достигается путем разработки,
принятия и применения норм права, отображающих
требования экологических закономерностей
во
взаимодействии общества и природы, закрепляющих
научно
обоснованные нормативы хозяйственного
взаимодействия на
естественную среду обитания.
Государственная экологическая стратегия
Российской
Федерации — обеспечение экологической
безопасности, охрана среды обитания,
оздоровление (восстановление) нарушенных
экосистем в экологически неблагоприятных
районах, участие в решении
международных и глобальных экологических
проблем.
Целью моей контрольной работы является
определить понятие источников экологического
права, и требования к ним, привести
классификацию источников по различным
основаниям, а также рассмотреть наиболее
важные российские источники экологического
права.
I. Общие понятие источников
экологического права
Наличие развитой
системы источников права окружающей
среды, существенное
условие для выделения совокупности эколого-правовых
норм в отдельную отрасль в системе российского
права.
Под источниками
права в юридическом смысле понимается особая форма выражения
правил поведения, делающая их общеобязательными.
То или иное правило поведения, чтобы стать
юридически обязательным, должно быть
облечено в определенную правовую форму.
Оно должно быть выражено в виде закона,
указа, постановления, решения, приказа,
инструкции или в иной установленной форме.
Под источниками
экологического права понимаются нормативно-правовые
акты, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы.
В правовом
государстве не может рассматриваться в качестве
источника права, в частности экологического,
ненормативный акт. Кроме того, поскольку
он содержит эколого-правовые предписания,
противоречащие закону, он является по
своей сути неправовым. По решению суда
такой акт не может применяться.
Источники права
окружающей среды имеют ряд особенностей.
Так, с учетом того, что земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах и об охране окружающей
среды отнесено Конституцией Российской
Федерации к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов,
эколого-правовые нормы устанавливаются
на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная
особенность предопределена характером
самой отрасли как комплексной в системе
российского права. Правовые нормы данной
отрасли имеют «прописку» в разных отраслях
права. Наряду со специальным законодательством
об окружающей среде, природоресурсным
законодательством, они содержатся в актах
гражданского, конституционного, предпринимательского,
уголовного и иного законодательства.
Необходимо научиться находить эколого-правовые
нормы в нормативно-правовых актах. Речь
идет о так называемых экологизированных
нормативных актах. Противоречия между
эколого-правовой нормой и ее носителем,
нормативно-правовым актом обусловлены
и потребностями юридической техники,
в соответствии с которыми конструируются
нормативно-правовые акты. Так, гипотеза
подавляющего числа норм Особенной части
всех природноресурсовых нормативных
актов, указывающая на то, кто может быть
природопользователем, отделена от диспозиций
и закреплена в Общей части, чем обеспечена
текстовая экономия всего нормативного
акта, так как одна статья "обслуживает"
десятки статей Особенной части.
Кроме того, эколого-правовая
норма может быть выражена и "молчанием"
нормативно-правового акта. Например, в ст. 46 Водного кодекса
Российской Федерации в числе оснований
прекращения права водопользования не
была названа реорганизация предприятия
водопользователя, и поскольку перечень
оснований прекращения водопользования
определен в данной статье исчерпывающе,
расширительному толкованию не подлежит,
то в ст. 46 Водного кодекса Российской
Федерации молчанием было выражено правило:
Реорганизация предприятия не является
основанием расторжения права водопользования.
В целом можно
выделить три основные группы признаков, по которым правовые
нормы не совпадают с их носителями, источниками
экологического права:
- по
форме выражения, источник права
может быть выражен только
нормативным текстом, и поэтому
устных источников экологического
права не существует. Источник существует только в виде
каких-либо нормативно-правовых актов:
закон, кодекс, устав, положение, инструкция
и т.п. Правовая же норма может быть выражена
и отсутствием того или иного нормативно-правового
акта или его молчанием;
- по
структуре отраслей, если эколого-правовые
нормы составляют экологическое право
как отрасль права, то нормативно-правовые
акты составляют отрасль законодательства.
Отрасль права имеет только вертикальную
структуру, а отрасль законодательства
может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную
структуру. Например, наряду с земельным
законодательством Российской Федерации
существует земельное законодательство
и других субъектов Российской Федерации;
- по
структуре первичных элементов,
составляющих норму права и
нормативный акт. Если норма права имеет
постоянную структуру (гипотезу, диспозицию,
санкцию), то нормативно-правовой акт может
содержать бесконечное многообразие внутренних
элементов: статьи, пункты, абзацы и т.п.
Соответственно в одном пункте, статье
закона и другом элементе нормативно-правового
акта может содержаться несколько правовых
норм либо одна правовая норма может содержаться
в нескольких нормативно-правовых актах.
Источники экологического
права должны отвечать следующим
требованиям:
- нормативно-правовой
акт должен иметь объективно
выраженную форму в виде документа, издаваемого
соответствующим компетентным органом.
- не всякий
документ может быть нормативно-правовым
актом, а лишь принятый уполномоченным
на то государственным органом
либо негосударственной организацией, которой делегированы
права на принятие данных нормативных
актов.
- принятые
уполномоченными органами государства
нормативно-правовые акты должны
иметь форму, определенную законом.
Так, Государственная Дума принимает
федеральные законы, федеральные конституционные
законы и постановления; Правительство
Российской Федерации – постановления
и распоряжения; Президент Российской
Федерации издает указы и распоряжения;
федеральные министерства и ведомства,
а также другие органы исполнительной
власти издают приказы и инструкции и
т.п. В случае нарушения формы принятого
нормативного акта он должен быть отменен.
- наконец,
для того, чтобы тот или иной
документ стал источником экологического
права, он должен быть принят
в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.
Не может считаться нормативно-правовым
актом решение компетентного органа, если
оно принято по конкретному делу и в отношении
конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми
решения правительства о финансировании
того или иного объекта, о выделении материально-технических
средств на проведение природоохранных
работ и т.п.
Вопрос об
источниках экологического права представляет
собой многообразие нормативно-правовых
актов. Помогает ориентироваться в
этом многообразии классификация информационного
массива, которая будет рассмотрена в
следующей главе.
II. Классификация источников
экологического права
В цивилизованном
юридическом пространстве, где функционируют
различные исторически обусловленные
правовые системы, существуют следующие
виды источников: правовой обычай, нормативный
акт, судебный прецедент, договор, общие
принципы, идеи и доктрины, религиозные
тексты. Не все эти источники
права, действуют одновременно и с одной
силой на их действие влияют специфические
черты правовых систем той или иной страны
особенности национального права в рамках
единой правовой семьи, периоды развития,
традиции. Для России характерно главенствование
нормативных актов в большинстве отраслей
права, но в последнее время, и прежде всего
в области охраны среды, начинают приобретать
значение общие принципы, договоры и обычаи.
В ряде других
стран приоритетное значение имеет
судебный прецедент, т. е. судебное решение,
фактически используемое в качестве
образца при аналогичных обстоятельствах (Англия, США,
Канада, Австралия). В этих и некоторых
других англоязычных странах публикуются
подробные судебные отчеты и судебные
решения, они вводятся в компьютерную
базу данных, откуда юристы могут почерпнуть
информацию о предыдущей судебной практике.
Исторически это было обусловлено тем,
что в борьбе королей с парламентом суды
относились к прерогативе королей и путем
провозглашения и использования судебного
прецедента суды получали соответствующую
независимость и свободу от законов, принимаемых
парламентом.
Распространенным
считается мнение о том, что России
не известен судебный прецедент ввиду
отсутствия обязательности одних судебных
решений для остальных судов.
Такая точка зрения оправданна в
том смысле, что прецедентного
права в общепринятом понимании в России действительно
нет. Однако существует авторитет решений
одних судов для других, решения судов
субъектов Российской Федерации по конкретным
и кассационным делам нередко публикуются
и, как правило, учитываются нижестоящими
судами. Кроме того, постановления Пленумов
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ, определения их Коллегий являются
обязательными для остальных судов. Таким
образом, и в России судебный прецедент
занимает хотя и ограниченное, но определенное
место.
Идеи и
доктрины, т. е. мнения, ведущих
ученых-юристов принимают в ряде государств
участие в формировании получая отражение
в законодательстве. В романо-германской
правовой семье основные положения права
были эмулированы в университетских стенах.
Основанное на принципах ислама мусульманское
право во многом зависит заключения древних
и современных толкователей религиозных
текстов Корана.
С учетом распространения
мусульманской религии в ряде
субъектов Российской Федерации
эту сторону не следует игнорировать,
тем более в области справедливой организации
использования природных ресурсов, воспитания
надлежащего к ним отношения.
Что же касается
воззрений, идей и доктрин российских
юристов, то последние десятилетия
им должного значения не придавалось, их
назначение виделось в обслуживании воли
высших должностных лиц, в чем отдельные граждане достаточно преуспели.
Однако аргументированные, научно обоснованные
мнения авторитетных ученых принимаются
во внимание при рассмотрении дел в Конституционном
Суде РФ, в общих и арбитражных судах, Имеются примеры использования
в судах и при вынесении решений доводов, изложенных в научно-практических
комментариях и пособиях.
Применительно к источникам
экологического права можно дать
следующую классификацию:
- по юридической
силе все источники подразделяются на
законы и подзаконные акты.
1. Законы как
источники экологического права
представляют собой нормативные
акты, принимаемые представительным
и законодательным органом РФ
– Федеральным Собранием,
состоящим из двух палат –
Совета Федерации и Государственной Думы.
Среди законов можно
выделить федеральные законы, занимающие
верховное место среди нормативно-правовых
актов и являющиеся руководящими
основами в дальнейшей правотворческой
деятельности по совершенствованию
экологического законодательства. К числу
федеральных законов относят, прежде всего,
Конституцию РФ, федеральные конституционные
законы (так, Закон о статусе депутатов
регламентирует реализацию депутатами
конституционных положений, направленных
на реализацию экологического благополучия
в стране); иные федеральные законы, не
имеющие значения конституционных, которые
регулируют отдельные аспекты природопользования.
Например, Законом о животном мире предусмотрены
меры по взаимодействию общества с миром
дикой фауны и т.п. Федеральный закон РФ
от 21 июля 1994г. "О Конституционном Суде
РФ" обеспечивает механизм действия
законодательства конституционного уровня.
Конституционность нормативно-правового
акта проявляется с позиций:
а) содержания правовых норм
в данном нормативном акте. Например, если права граждан
и организаций в эколого-правовом акте
ущемлены вопреки установленным Конституционным
положениям, то такой эколого-правовой
акт может быть признан не соответствующим
Конституции РФ;
б) формы нормативно-правового
акта. Так, если вместо постановления
как формы принятия нормативно-правового
акта, установленной законом, был издан
приказ, то есть форма, не предусмотренная
законом, то такой акт может быть признан
неконституционным;