Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:00, курсовая работа
Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования.
Введение 2
1. Теоретические основы финансового обеспечения охраны окружающей среды 3
1.1. Окружающая среда как объект финансирования в Российской федерации 3
1.2. Нормативно-правовое регулирование финансирования окружающей среды Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Анализ финансового обеспечения охраны окружающей среды 3
2. Проблемы и разработка программ по финансированию охраны окружающей среды в Российской Федерации Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Проблемы финансового обеспечения охраны окружающей среды и пути их решений 3
2.2. Анализ программ и тенденции развития по финансированию охраны окружающей среды 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
Перечень принятых терминов Ошибка! Закладка не определена.
Финансирование охраны окружающей среды. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов, средств организаций.
Источниками нормативно-правового регулирования финансирования окружающей среды являются, прежде всего: Конституция России, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», также другие нормативные акты.
Анализ финансового обеспечения охраны окружающей среды показал, что структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2010 годы была достаточно стабильной. Далее по прогнозу также планируется увеличение расходов на статью «Охрана окружающей среды». Так в 2008гг расходы составили 9,9 млрд. рублей, в в 2009г - 13,8 млрд. рублей, в 2010гг 14,7 млрд. рублей, каждый раз в процентном соотношении увеличиваясь на 0,1%. В 2011 гг. расходы составили 17,7 млрд. рублей, это на 3 млрд. рублей больше, чем в 2010гг. Анализируя прогнозные показатели на 2012-2014гг, также можно увидеть, что расходы будут продолжать увеличиваться. Так в 2012гг планируется потратить 21,7 млрд. рублей это на 4 млрд. рублей больше, чем в 2011гг. В 2013гг - 22,6 млрд. рублей, а в 2014гг - 23,6 млрд. рублей.
Основными проблемами финансового обеспечения охраны окружающей среды являются:
Большинство федеральных целевых программ в области экологического развития недостаточно финансируются бюджетом, что не способствует их эффективной реализации.
Усиливающаяся диспропорция между доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов от природопользования и соответствующими государственными расходами на мероприятия по охране окружающей среды: первые устойчиво растут, вторые столь же устойчиво снижаются.
Для повышения эффективности государственного финансирования, в том числе мероприятий по охране окружающей среды, Правительством РФ проводится бюджетная реформа, направленная на увязывание бюджетных заявок с результатом проводимых мероприятий.
На данном этапе разрабатываются критерии оценки эффективности финансирования. Среди различных механизмов финансирования программ и мероприятий в области охраны окружающей среды выделяется механизм финансирования посредством различных фондов.
Финансовые возможности природопользователей порой не позволяют самостоятельно справляться с решением текущих экологических проблем, не говоря о внедрении ресурсосберегающих и иных экологически безопасных технологий.
Природопользователи уклоняются от выделения своих средств на природоохранные нужды и от проведения природоохранных мероприятий ввиду разбалансировки экономико-правового механизма и ослабления экологического контроля.
Одним из способов обеспечения охраны окружающей среды является экономическое стимулирование предприятий и индивидуальных предпринимателей. В целях стимулирования производства и потребления продукции природоохранного назначения законодательством могут устанавливаться следующие меры: 1) полное или частичное освобождение от налога на добавленную стоимость; 2) ускоренная амортизация основных фондов, являющихся продукцией природоохранного назначения; 3) освобождение от налогообложения фиксированной части прибыли субъектов предпринимательства, направляемой на приобретение продукции природоохранного назначения; 4) включение затрат на приобретение продукции природоохранного назначения в себестоимость продукции прочих субъектов экологического предпринимательства. Еще одним способом государственной поддержки экологического предпринимательства может стать льготное кредитование.
Совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Предлагается ввести специальным (налоговым и таможенным) законодательством: экологические так называемые зеленые налоги, включая региональные, например, на выпуск нежелательной в экологическом отношении продукции или потребление отдельных видов топлива; специальные таможентельной продукции или сырья. Кроме того, необходимо предусмотреть право на введение отдельных экономических механизмов субъектами РФ (ст. 14 «Региональные налоги» НК) в зависимости от потребностей в решении экологических проблем территорий. В результате в Экологическом кодексе предполагается реализовать принципы: разрешения допустимых воздействий на окружающую среду на уровне показателей наилучших существующих доступных технологий, стимулирования применения природосберегающих технологий и предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, ответственности товаропроизводителя за жизненный цикл продукции.
Целесообразность правового закрепления конкретных механизмов экономического регулирования будет определяться на основе тщательной оценки социально-экономических последствий с учетом опыта использования этих механизмов в зарубежных странах.
Еще одним из способов стимулирования охраны окружающей среды является экологическое страхование. В настоящее время в России экологическое страхование не распространено. Однако оно может являться одним из эффективнейших способов экономического стимулирования в области охраны окружающей среды. Вносятся предложения о введении в ряде случаев обязательного государственного экологического страхования: при этом уменьшится стимулирующая и повысится обязывающая составляющая экологического страхования.
Далее был проведен анализ финансирования по статье «Охрана окружающей среды» по подразделам. Динамика расходов по статьям неравномерна, так наибольшие затратные статьи это: другие вопросы в области охраны окружающей среды, далее охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды и на последнем месте сбор, удаление отходов и очистка сточных вод.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» в составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами по осуществлению природоохранных мероприятий, в части разработки проектно-сметной документации по проектам ликвидации полигона «Черная дыра», демонтажу и утилизации химически загрязненных объектов ООО «Корунд», расположенных на территории Нижегородской области (г. Дзержинск) на 2012 год в сумме 100,0 млн.рублей.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2012 году в сумме 532,9 млн. рублей, в 2013 году – 441,3 млн. рублей, в 2014 году – 720,0 млн. рублей, в том числе: Федеральная целевая программа «Мировой океан» в 2012 году в сумме 90,3 млн. рублей, в 2013 году – 36,7 млн. рублей; Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» в 2012 году в сумме 442,6 млн.рублей, в 2013 году в сумме 404,6 млн.рублей, в 2014 году в сумме 720,0 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания». В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» в 2012 году в сумме 250,1 млн.рублей, в 2013 году в сумме 223,4 млн.рублей, в 2014 году в сумме 200,1 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды». В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами в части проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам в 2012 – 2014 годах в сумме 57,1 млн.рублей ежегодно. В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2012-2020 годы в 2012 году в сумме 9,0 млн.рублей, в 2013 году – 8,0 млн.рублей, в 2014 году – 236,0 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды». В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами в 2012 году в сумме 2 645,1 млн. рублей, в 2013 году – 2 639,4 млн. рублей, в 2014 году – 2 698,8 млн. рублей, в том числе на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ в 2012 году в сумме 2 757,7 млн. рублей, в 2013 году – 2 657,4 млн. рублей, в 2014 году – 3 616,3 млн. рублей.
Нормативно – правовые источники
1 Зинкевич А.Е. Финансы и кредит. Издательство «Академия».2010г.с.19.
2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды»
3 Поляк Г.Б. Финансы. Издательство «Юнити-дана».2011г.с.7.
4 Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2011. –с. 217-218.
5 Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,2011. – 53-55.
6 Федеральный закон от 24.11.2008 N 205-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
7Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»
8 Закон Московской области от 19.11.2010 N 142/2010-ОЗ (ред. от 17.11.2011) «О бюджете Московской области на 2011 год» (принят постановлением Мособлдумы от 11.11.2010 N 3/134-П)
9 Постановление Правительства МО от 09.08.2010 N 646/34 (ред. от 18.01.2012) «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Экология Подмосковья на 2011-2013 годы»
10 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Глава 17.
11 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды»
12 «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)
13 Романовский М., Белоглазова Г. Финансы и кредит. Издательство «Юрайт».2012г.с.65
14 Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации»
15 Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
16 Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2011. –с.222.
Информация о работе Финансовые вопросы обеспечения охраны окружающей среды