Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:00, курсовая работа
Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования.
Введение 2
1. Теоретические основы финансового обеспечения охраны окружающей среды 3
1.1. Окружающая среда как объект финансирования в Российской федерации 3
1.2. Нормативно-правовое регулирование финансирования окружающей среды Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Анализ финансового обеспечения охраны окружающей среды 3
2. Проблемы и разработка программ по финансированию охраны окружающей среды в Российской Федерации Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Проблемы финансового обеспечения охраны окружающей среды и пути их решений 3
2.2. Анализ программ и тенденции развития по финансированию охраны окружающей среды 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
Перечень принятых терминов Ошибка! Закладка не определена.
Основным принципом государственной экологической политики должно являться сбалансированное регулирование экономики, охраны окружающей среды и социальной сферы.
Экономическое регулирование общественных экологических отношений - это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которого решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов.
////////////
.
Проблемы и разработка программ
по финансированию охраны
В настоящее время большинство федеральных целевых программ в области экологического развития недостаточно финансируются бюджетом, что не способствует их эффективной реализации.
Обращает на себя внимание усиливающаяся диспропорция между доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов от природопользования и соответствующими государственными расходами на мероприятия по охране окружающей среды: первые устойчиво растут, вторые столь же устойчиво снижаются.
Так, согласно Закону Московской области от 19.11.2010 N 142/2010-ОЗ (ред. от 17.11.2011) «О бюджете Московской области на 2011 год»8 доход от платежей при пользовании природными ресурсами составил 407571 руб. платежей за негативное воздействие на окружающую среду — 346322 руб., платы за использование лесов — 61249 руб., а расход на областную целевую программу «Экология Подмосковья на 2011—2012 годы»9 планируется осуществить на 152208 руб. (большая часть денежных средств тратится на содержание аппарата соответствующих экологических органов).
Для повышения эффективности государственного финансирования, в том числе мероприятий по охране окружающей среды, Правительством РФ проводится бюджетная реформа, направленная на увязывание бюджетных заявок с результатом проводимых мероприятий.
На данном этапе разрабатываются критерии оценки эффективности финансирования.
Среди различных механизмов финансирования программ и мероприятий в области охраны окружающей среды выделяется механизм финансирования посредством различных фондов.
Фонды как структурный элемент экономического механизма предназначены для аккумулирования, распределения н расходования денежных средств на финансирование деятельности в области охраны окружающей среды и воспроизводства ее ресурсов.
В соответствии с Бюджетным кодексом субъекты РФ и муниципальные образования могут создавать бюджетные экологические фонды, предназначенные для финансирования региональных и местных мероприятий по улучшению качества окружающей среды и обеспечению экологической безопасности10. Подобные экологические фонды существуют в Архангельской,
Новосибирской, Московской областях, г. Москве.
Вплоть до 2001 года для решения природоохранных задач существовала единая система внебюджетных государственных экологических фондов: Федеральный экологический фонд, фонды субъектов РФ и местные фонды. Задачей такой системы внебюджетных фондов являлось прямое целевое расходование средств, поступавших от организаций и граждан, в том числе платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов; сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические
правонарушения на цели природоохранной деятельности.
В настоящее время средства, полученные от природопользователей, поступают в бюджеты соответствующего уровня, где перераспределяются па финансирование различных государственных и общественных задач.
Природоохранные мероприятия, осуществляемые природопользователями.
В условиях рыночной экономики основным источником финансирования мероприятий и программ по охране окружающей среды должны стать средства субъектов хозяйственной деятельности, взаимодействующей с окружающей средой.
В соответствии с Законом об охране окружающей среды11 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством. Причем такие мероприятия осуществляются за счет собственных средств предприятия.
Конкретные виды мероприятий по охране окружающей среды, исполнение которых возлагается на природопользователей и за счет их средств, устанавливаются природоресурсным законодательством РФ. Например, в ст. 42 Земельного кодекса12 установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Однако на сегодняшний день финансовые возможности природопользователей порой не позволяют самостоятельно справляться с решением текущих экологических проблем, не говоря о внедрении ресурсосберегающих и иных экологически безопасных технологий.
Еще чаще природопользователи уклоняются от выделения своих средств на природоохранные нужды и от проведения природоохранных мероприятий ввиду разбалансировки экономико-правового механизма и ослабления экологического контроля.13
/////////
Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды.
Прогнозирование социально-экономического развития. В соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»14. Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Последнюю Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008—2012 годы)15.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа состояния природных ресурсов, демографической ситуации, научно- технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам — в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.16
Федеральные целевые программы. Одним из методов экономического регулирования в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.
Правительство РФ ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе РФ перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.
В перечне федеральных целевых программ указываются: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ.
/////////////
Субсидии бюджетным учреждениям предусмотрены в 2012 году в сумме 245,8 млн. рублей, в 2013 году – 253,9 млн.рублей, в 2014 году – 259,8 млн.рублей, в том числе:
Изменения бюджетных ассигнований по данному подразделу по сравнению с 2011 годом обусловлены:
«Другие вопросы в области охраны окружающей среды». Расходные обязательства Российской Федерации сфере других вопросов в области охраны окружающей среды определяются Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе». Бюджетные ассигнования по данному подразделу характеризуются следующими данными таблица 7.
Таблица 7. «Другие вопросы в области охраны окружающей среды»
Млн. рублей, %
////////
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2012 году в сумме 532,9 млн. рублей, в 2013 году – 441,3 млн. рублей, в 2014 году – 720,0 млн. рублей, в том числе:
Федеральная целевая программа «Мировой океан» в 2012 году в сумме 90,3 млн. рублей, в 2013 году – 36,7 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» в 2012 году в сумме 442,6 млн.рублей, в 2013 году в сумме 404,6 млн.рублей, в 2014 году в сумме 720,0 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания».В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами для осуществления природоохранных мероприятий на 2012 – 2014 годы в сумме 27,3 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» в 2012 году в сумме 250,1 млн.рублей, в 2013 году в сумме 223,4 млн.рублей, в 2014 году в сумме 200,1 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды».В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами в части проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам в 2012 – 2014 годах в сумме 57,1 млн.рублей ежегодно. В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2012-2020 годы в 2012 году в сумме 9,0 млн.рублей, в 2013 году – 8,0 млн.рублей, в 2014 году – 236,0 млн.рублей.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды».В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами в 2012 году в сумме 2 645,1 млн. рублей, в 2013 году – 2 639,4 млн. рублей, в 2014 году – 2 698,8 млн. рублей, в том числе на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ в 2012 году в сумме 2 757,7 млн. рублей, в 2013 году – 2 657,4 млн. рублей, в 2014 году – 3 616,3 млн. рублей.
Окружающая среда» — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Основным принципом государственной экологической политики должно являться сбалансированное регулирование экономики, охраны окружающей среды и социальной сферы.
Экономическое регулирование общественных экологических отношений - это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которого решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов. Надлежащая реализация мероприятий по охране окружающей среды напрямую зависит от стабильного и своевременного финансирования.
Существую следующие виды финансовых поступлений:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральным законом «Об охране окружающей среды» статьей 16.Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Информация о работе Финансовые вопросы обеспечения охраны окружающей среды