Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной моей работы – изучить финансовые вопросы охраны окружающей среды.
Задача курсовой работы – финансирование охраны окружающей среды, провести анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России, механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды, анализ реальной динамики природоохранных затрат, финансово-кредитная и ценовая политика природопользования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие об охране окружающей среде 5
1.2 Финансирование охраны окружающей среды 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ 9
2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность 9
2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды 11
2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования 14
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Куровая по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


22

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1.1 Понятие об охране окружающей среде

1.2 Финансирование охраны окружающей среды

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ

2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность

2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды

2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ  МЕРОПРИЯТИЙ  ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование и совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - одна из важнейших проблем современной экономической науки и практики.

В условиях финансового кризиса экологические проблемы уходят на второй план, финансовые ресурсы на природоохранные мероприятия и экологические проекты значительно сокращаются, несмотря на то, что количество и масштабы экологических проблем ежедневно увеличиваются. Недостаточное финансирование может привести к тому, что за финансовым кризисом последует еще более серьезный кризис – экологический. Поэтому проблемы и вопросы финансирования охраны окружающей среды весьма актуальны в настоящих условиях[5].

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов. В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по облегчению рационального природопользования. Экономические методы, включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.[13]

Цель данной моей работы – изучить финансовые вопросы охраны окружающей среды.

Задача курсовой работы – финансирование охраны окружающей среды, провести анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России, механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды, анализ реальной динамики природоохранных затрат, финансово-кредитная и ценовая политика природопользования.

 

1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

1.1 Понятие об охране окружающей среде

 

Охрана окружающей среды система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.[7]

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, так как затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20 - 30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.

При решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды следует учитывать, что человек с самого рождения и в течение всей своей жизни подвергается воздействию различных факторов (контакт с химическими веществами в быту, на производстве, употребление лекарств, попадание в организм химических добавок, содержащихся в пищевых продуктах, и др.). Дополнительное воздействие вредных веществ, поступающих в окружающую среду, в частности с промышленными отходами, может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья людей.

Самой действенной мерой охране окружающей среды от этих соединений являются разработка и внедрение безотходных или малоотходных технологических процессов, а также обезвреживание отходов или переработка их для вторичного использования. Другим важным направлением охраны  окружающей среды является изменение подхода к принципам размещения различных производств, замена наиболее вредных и стабильных веществ менее вредными и менее стабильными. Взаимовлияние разных промышленных и сельскохозяйственных  объектов становится все более существенным, а социальный и экономический урон от аварий, вызванных соседством различных предприятий, может превысить выгоды, связанные с близостью сырьевой базы или транспортными удобствами. Чтобы задачи размещения объектов решались оптимально, необходимо сотрудничество специалистов разного профиля, способных прогнозировать неблагоприятное воздействие разнохарактерных факторов, использовать методы математического моделирования. Довольно часто в связи с метеорологическими условиями загрязняются территории, удаленные от непосредственного источника вредных выбросов.[9]

Разработаны и внедрены научные основы регламентирования неблагоприятных факторов окружающей среды, установлены нормативы для многих сотен химических веществ в воздухе рабочей зоны, воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, пищевых продуктах; установлены допустимые уровни воздействия ряда физических факторов — шума, вибрации, электромагнитного излучения, обоснованы методы и критерии контроля качества окружающей среды по некоторым микробиологическим показателям. Продолжаются исследования по изучению комбинированного и комплексного воздействия вредных веществ, разработка расчетных и экспрессных методов их нормирования.[5]

 

1.2 Финансирование охраны окружающей среды

 

Охрана природы – финансовоемкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России – одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.

В  Законе  «Об охране окружающей природной среды» имеется два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Первое касаeтся указания источников финансирования таких программ и мероприятий. Так, финансирование производится за счет:

- республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления;

- средств предприятий, учреждений и организаций;

- федерального, территориальных и местных экологических фондов;

- фондов экологического страхования;

- кредитов банков;

- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

Таким образом, имеется достаточно широкий перечень источников, в том числе новых для российской природоохранительной практики. Имеются основания говорить о существенном изменении финансирования природоохранных мероприятий в период перехода к рыночной экономике. Ранее такими источниками были государственный бюджет и средства предприятий,

Второе новое положение, важное в практическом отношении, касается финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды – в федеральном, республиканских и других бюджетах оно должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона призвано служить гарантией того, что Правительство РФ при планировании государственного бюджета обязательно предусмотрит финансирование охраны окружающей среды. Затем при принятии Закона о бюджете представительный орган должен проверить, выполнено ли Правительством требование о финансировании природоохранных программ и мероприятий отдельной строкой.[6]

Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов. Недостатки такой системы финансирования многообразны. Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен его возможностями. А так как природоохрана никогда не находилась в числе приоритетов, ее финансирование осуществлялось фактически по остаточному принципу. Объем этих вложений зависит от ситуации в экономике и никак не увязан с потребностями в охране природы. Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обезличены, не корреспондируются ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип «загрязнитель платит» отсутствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не загрязняющих окружающую среду), а также населения. В-третьих, распределение государственных денег не свободно от субъективизма. Практика свидетельствует, что получали их не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их «пробить». В-четвертых, поскольку централизованные инвестиции являются не своими заработанными деньгами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. С другой стороны, не было и стимулов к их полному освоению. Поэтому при общем дефиците природоохранных средств не было ни одного года, когда они осваивались бы более чем на 85%.[8]

В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих рамках. Наиболее обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций, учреждений. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства.

 

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ

 

2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность

 

Проблема правильной оценки общей величины и структуры расходов на охрану окружающей среды в настоящее время продолжает оставаться дискуссионной. Это определяется несколькими причинами, такими как:

1.              Необходимость расчета доли экологических затрат в относительно ВВП при формировании и обосновании отдельных статей государственного бюджета, разработке долгосрочных государственных программ и т.п.;

2.              Усиление интеграции стоимостных показателей в области охраны окружающей среды в систему национальных счетов и макроэкономического анализа;

3.              Подготовка рекомендаций для формирования оптимальной налоговой политики (установление льготного налогообложения прибыли, расходуемой на мероприятия экологического характера, определение порядка корректировки платежей за загрязнение окружающей природной среды и пользование отдельными видами природных ресурсов при проведении предприятиями природоохранных мероприятий и др.);

4.              Стимулирование кредитной политики в части инвестирования деятельности по охране окружающей среды, организации экологического страхования;

5.              Проведение международных сопоставлений для сравнения реальных масштабов природоохранной деятельности и хода выполнения взятых Российской Федерацией международных обязательств и др.

Одной из приоритетных задач экологической политики в России является получение и анализ объективной статистической информации по стоимостным показателям, характеризующим масштабы природоохранных мероприятий, движение финансовых ресурсов, эффективность принимаемых решений и т. д. Его результаты необходимо учитывать при разработке долгосрочных программ устойчивого развития страны и ее регионов, определении основных пропорций между экологическими возможностями и социально- экономическими потребностями общества. Особую значимость это приобретает при проведении текущей экологической политики: формировании соответствующих статей государственного бюджета и контроля за их исполнением, определении объемов и направлений природоохранных работ в субъектах Российской Федерации, совершенствовании эколого-экономических методов воздействия на природопользователей.

Подсистема стоимостных природоохранных показателей включает широкий круг индикаторов — от расчетной величины экологического ущерба до размеров платежей предприятий за природопользование. Наиболее универсальными в этой области являются показатели затрат на охрану окружающей среды, поскольку они дают возможность сопоставления с главными макроэкономическими индикаторами — валовым национальным продуктом (ВНП), валовым выпуском, доходной и расходной статьями бюджета, общим объемом инвестиций в экономику в целом и отдельные виды деятельности и т. д. Важное прикладное значение имеет также сравнение соотношений между экологическими и общехозяйственными показателями в зарубежных странах с данными по Российской Федерации.[6]

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды