Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной моей работы – изучить финансовые вопросы охраны окружающей среды.
Задача курсовой работы – финансирование охраны окружающей среды, провести анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России, механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды, анализ реальной динамики природоохранных затрат, финансово-кредитная и ценовая политика природопользования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие об охране окружающей среде 5
1.2 Финансирование охраны окружающей среды 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ 9
2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность 9
2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды 11
2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования 14
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Куровая по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

-         20% — для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Финансирование проектов должно осуществляться на конкурсной основе. Выбор проектов для финансирования осуществляется по максимальной величине бюджетной эффективности, определяемой в соответствии с Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации.

Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат Федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта.

Основными задачами формирования системы экологических фондов являются финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений; содействие в развитии международного природоохранного сотрудничества, экологического образования и воспитания и др[4].

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сфере требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:

-              финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

-              развитию систему территориальных природоохранных  фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

-              систему экологических банков;

-              привлечение средств из фондов  экологического страхования;

-              привлечение средств Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;

-              использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

-              систему льготных экологического инвестиционного кредита.

Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены законодательством  постсоветских республик, равно  как и средства юридических лиц ( в том числе иностранных ) то создание системы экологических банков в странах с переходной экономикой пока не произошло. В условиях становления рыночных отношений необходимость создании таких специализированных банков обусловлено:

1)              ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы;

2)              необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ;

3)              растянутостью сроков окупаемости экологических  затрат и , следовательно, повышенной степенью банковского риска;

4)              возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.[10]

Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр  регулирования  процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной  информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.

Важным направлением  экологизации кредитной политики является  введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. [11]

Существует  еще один источник  финансирования природоохранных  мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих  доходов государства для решения  неотложенных  текущих  задач путем выпуска государственных займов  и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций).  Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным  в условиях финансового кризиса. Экологические займы представляют собой  способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций  государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные  уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их  эмиссионную  деятельность. Выпуск экологических ценных бумаг  должен  быть экономически интересен для  потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде  всего надежная защита  облигаций от инфляции.  Привлекательность облигации может быть усилена  предоставлением  их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

-              исключение из налогооблагаемой базы  доходов,  направленных  юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;

-              льготные цены  и условия поставки природоохранной техники, экологически  чистых технологий и продуктов;

-              приоритетный доступ  к наиболее  ценным природным объектам региона.

Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения  дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа. [10]

Не нашел должного развития в российском законодательстве  и механизм экологического страхования (означает страхование ответственности объектов – источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование), хотя еще в первой редакции Закона РФ «Об охране окружающей  природной среды» (1991) предусматривалась возможность экологического страхования (ст.23). Соответственно было разработано «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования» и в ряде  регионов проводился эксперимент по его осуществлению. Был подготовлен и законопроект  «Об экологическом страховании», но Государственной Думой он до сих пор не принят. Законы «Об охране окружающей среды» других  постсоветских государств также предполагают осуществление экологического страхования, но конкретные нормативно-правовые  механизмы его реализации в странах СНГ отсутствуют.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представляется, что для постепенного решения задачи по обеспечению соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду на законодательном уровне должна быть определена некая оптимальная величина расходной части бюджета на охрану окружающей среды, ниже которой Правительство не вправе планировать бюджет.

Основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере оставались средства предприятий и организаций всех форм собственности, хотя и они были незначительны.

В отечественной природоохранной литературе высказывались суждения о том, что затраты на охрану природы не окупаются, или во всяком случае окупаются не скоро, и потому предприятия в них не заинтересованы. Мировая же практика свидетельствует о высокой эффективности вложений в природоохранные проекты, дающие экономике эффект за предотвращенный ущерб, в 10– 15 раз превышающий эти вложения. Переработка отходов, очистка сточных вод, рекультивация земель при благоприятном инвестировании могут быть серьезным источником доходной части бюджета, а их экологическая и социальная значимость не вызывает сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

а) нормативно-правовой

1.              Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федер. закон от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2.              Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федер. закон от 1991 года № 32-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

б) основной

3.              Бринчук, М. М. Экологическое право (право окружающей среды) [Текст] : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция" / М. М. Бринчук. - М. : Юристъ, 1999. - 684 с.

4.              Ерофеев, Б. В. Экологическое право [Текст] : учебник / Б. В. Ерофеев. - М. : Новый Юрист, 1998. - 688 с.

5.              Дубовик, О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах [Text] : учеб. пособие / О. Л. Дубовик. - М. : Проспект, 2001.

6.              Нестеров, П. М. Экономика природопользования и рынок [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров ; под ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : Закон и право : ЮНИТИ, 1997. - 416 с.

7.              Петров, В. В. Экологическое право России [Текст] : учебник для юрид.вузов / В. В. Петров. - М. : Бек, 1995. - 557 с. - Библиогр.:с.554-557.

8.              Пузанова, Т. А. Экология. Экономика [Текст] : учебное пособие / Т. А. Пузанова - М.: Эксмо, 2010. – 320 с.

9.              Хачатуров, Т. С. Экономика природопользования [Текст] / Т. С. Хачатуров ; отв. ред. Е. И. Капустин ; АН СССР, Отд-ние экономики. - 2-е изд. - М. : Наука, 1987. - 255 с.

10.              Шимова, О. С. Экономика природопользования [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 060800 (080502) "Экономика и управление на предприятии природопользования" / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский . - М. ; Минск : ИНФРА-М, 2005. - 376 с

11.              Яндыганов, Я. Я. Экономика природопользования [Текст] : учебник для студ. вузов / Я. Я. Яндыганов. - М. : Кнорус, 2005. - 565 с. - Библиогр.: с. 535-545.

в) электронные ресурсы

 

12.              Wikipedia – электронная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Атмосфера_Земли

13.              ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК: http://natuerlich.ru/art1/atmos1b.shtml

 



Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды