Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной моей работы – изучить финансовые вопросы охраны окружающей среды.
Задача курсовой работы – финансирование охраны окружающей среды, провести анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России, механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды, анализ реальной динамики природоохранных затрат, финансово-кредитная и ценовая политика природопользования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие об охране окружающей среде 5
1.2 Финансирование охраны окружающей среды 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ 9
2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность 9
2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды 11
2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования 14
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Куровая по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды

 

Анализ реальной динамики природоохранных затрат за длительный промежуток времени путем пересчета их рублевой величины в долларовый эквивалент на базе официального курса валют Центробанка России не является в нынешних условиях достаточно надежным. На этот курс, как известно, весьма серьезное воздействие оказывают внешнеторговые факторы, требования МВФ и т. д. Расчеты же по паритету покупательной способности показывают снижение таких расходов. Поэтому более правильным является использование при пересчете истинной агрегированной покупательной способности рубля по отношению к доллару (евро).

Наиболее приемлемым является пересчет экологических расходов на базе внутренних индексов цен, складывающихся в различных секторах экономики. Его можно проводить, во-первых, методом подбора товаров-представителей, различного рода услуг и мероприятий, характерных для природоохранной деятельности (от сооружения и эксплуатации экологических объектов до научного и организационно-управленческого обеспечения охраны окружающей природной среды). На основе этого осуществляется непосредственное наблюдение за динамикой цен как по выбранному кругу, так и по генеральной совокупности природоохранных объектов, товаров, услуг и мероприятий. Указанный способ достаточно точен, перспективен, но требует дополнительных расходов на организацию выборочных наблюдений и пересчетов.

Во-вторых, методом использования уже имеющихся дефляторов, отражающих изменение цен в различных отраслях и их привязки к конкретным видам природоохранных затрат. Причем здесь могут применяться следующие индексы цен: для текущих экологических затрат предприятий и организаций — индексы цен продукции промышленности; для капитального ремонта — индексы цен капитального ремонта экологических основных фондов; для экологических капитальных вложений — индексы цен капитального строительства; для расходов на содержание особо охраняемых природных территорий и защиту животного мира — общеэкономические индексы — дефляторы.[6]

Таблица 1 Затраты на охрану окружающей среды по РФ

 

2008

2009

2010

Всего

36827

343368

372382

в том числе по направлениям природоохранной деятельности

 

 

 

охрана атмосферного воздуха

76773

60101

80071

очистка сточных вод

159299

162175

169152

обращение с отходами

40326

38806

41510

защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод

27321

18696

17219

сохранение биоразнообразии и среды обитания

26597

21463

22975

прочие

38311

42127

41455

 

Динамика экологических капитальных вложений свидетельствует об относительно более благополучных тенденциях, нежели в целом по инвестициям в экономику России. В 2010 году инвестиции (капитальные вложения) на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации составили 372382 млн руб. Основной объем природоохранных инвестиций распределился следующим образом, млн руб.:

- в охрану атмосферного воздуха — 80071 (22%);

- очистка сточных вод – 169152 ( 45%);

- обращение с отходами — 41510 (11%);

- защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод – 17219 (5%);

- сохранение биоразнообразии и среды обитания – 22975(6%);

- прочие – 41455(11%).

Сложившийся уровень хозяйственного развития России, концентрация производственной деятельности и населения в городах не позволяет снижать объемы экологического инвестирования ниже некоторого предельного значения в силу чисто физиологических условий выживания населения и должна соблюдаться при любом состоянии экономики независимо от методов ее регулирования. Данный предел не одинаков по отдельным регионам, и поэтому возникает вопрос.

В частности, не удалось должным образом задействовать огромные средства, ранее выделяемые для целей ВПК и водохозяйственного строительства, не нашлось применения мощной подрядной базе, сформированной в указанных отраслях. Кроме того, не оправдываются надежды на зарубежные кредиты (гранты) в природоохранное строительство: их величина крайне незначительна. Положение усугубляется общим износом основных фондов производственного и непроизводственного назначения, замедлением перехода на экологически чистые и ресурсосберегающие прогрессивные технологии, которые наравне с прямыми природоохранными инвестициями, обеспечивают значительное уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.[12]

 

2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования

 

Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, которые включают льготное налогообложение, кредитование и субсидирование природоохранных проектов, ценовое регулирование и др. К приоритетным направлениям экологической политики относятся мероприятия по освоению и внедрению в производство мало- и безотходных технологий и производств, производство экологически чистых продуктов питания, переход на энерго- и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов и производств по использованию вторичных ресурсов и отходов. Целью формирования экологически ориентированного механизма налоговой политики является создание механизма устойчивого финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экологического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий.[4]

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 14) применяются различные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.[1]

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

-         разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-         разработка федеральных программ в области экологического развития страны и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

-         разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-         установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-         установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-         проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-         проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-         предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;

-         поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-         возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.

Переход к устойчивому развитию требует существенных инвестиций в природоохранную деятельность. Источниками этих инвестиций могут быть:

-         бюджет Российской Федерации;

-         бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-         бюджетные кредиты;

-         субсидии и субвенции;

-         средства предприятий, учреждений и организаций;

-         экологические фонды;

-         страховые природоохранные фонды;

-         кредиты банков;

-         добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также другие источники.

Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты, связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала, возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т. д. [6]

Во многих странах наблюдается опережающий рост государственных расходов на охрану окружающей среды в структуре национальных бюджетов, быстрыми темпами растут соответствующие расходы местных органов власти, государственных и частных предприятий. Однако соотношение между этими источниками формирования общенациональных расходов и расходов частного сектора в отдельных странах складываются по-разному. В целом, в общей сумме затрат преобладают государственные затраты, которые увеличивались более быстрыми темпами, чем частные.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

-         на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);

-         содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;

-         охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неудовлетворительно. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Бюджетные кредиты могут предоставляться: а) государственным и муниципальным унитарным предприятиям; б) юридическим лицам, не являющимся вышеназванными предприятиями и бюджетными организациями.

Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование им в установленный срок. Государственным и муниципальным предприятиям могут выдаваться беспроцентные кредиты в пределах лимита, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается:

-         из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законодательством на очередной финансовый год;

-         из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами местного самоуправления.[9]

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случае их не использования.

Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.

Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:

а) выделение средств бюджета развития Российской Федерации при условии возврата предоставленных средств в течение двух лет с момента их получения и с уплатой процента за пользование ими в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынках ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта, с направлением выручки от реализации этих акций в доход бюджета развития.

В целях отбора наиболее эффективных коммерческих проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать двух лет с начала его реализации.

Размер государственной поддержки за счет средств бюджета развития устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать сметной стоимости проекта:

-         50% — для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условиях защищенности ее отечественными патентами;

-         40% — для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов;

-         30% — для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды