Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель данной моей работы – изучить финансовые вопросы охраны окружающей среды.
Задача курсовой работы – финансирование охраны окружающей среды, провести анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России, механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды, анализ реальной динамики природоохранных затрат, финансово-кредитная и ценовая политика природопользования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие об охране окружающей среде 5
1.2 Финансирование охраны окружающей среды 7
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСИИ 9
2.1 Необходимость определения экологических затрат, их содержание и сущность 9
2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды 11
2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования 14
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
2.2 Анализ реальной динамики затрат на охрану окружающей среды
Анализ реальной динамики природоохранных затрат за длительный промежуток времени путем пересчета их рублевой величины в долларовый эквивалент на базе официального курса валют Центробанка России не является в нынешних условиях достаточно надежным. На этот курс, как известно, весьма серьезное воздействие оказывают внешнеторговые факторы, требования МВФ и т. д. Расчеты же по паритету покупательной способности показывают снижение таких расходов. Поэтому более правильным является использование при пересчете истинной агрегированной покупательной способности рубля по отношению к доллару (евро).
Наиболее приемлемым является пересчет экологических расходов на базе внутренних индексов цен, складывающихся в различных секторах экономики. Его можно проводить, во-первых, методом подбора товаров-представителей, различного рода услуг и мероприятий, характерных для природоохранной деятельности (от сооружения и эксплуатации экологических объектов до научного и организационно-управленческого обеспечения охраны окружающей природной среды). На основе этого осуществляется непосредственное наблюдение за динамикой цен как по выбранному кругу, так и по генеральной совокупности природоохранных объектов, товаров, услуг и мероприятий. Указанный способ достаточно точен, перспективен, но требует дополнительных расходов на организацию выборочных наблюдений и пересчетов.
Во-вторых, методом использования уже имеющихся дефляторов, отражающих изменение цен в различных отраслях и их привязки к конкретным видам природоохранных затрат. Причем здесь могут применяться следующие индексы цен: для текущих экологических затрат предприятий и организаций — индексы цен продукции промышленности; для капитального ремонта — индексы цен капитального ремонта экологических основных фондов; для экологических капитальных вложений — индексы цен капитального строительства; для расходов на содержание особо охраняемых природных территорий и защиту животного мира — общеэкономические индексы — дефляторы.[6]
Таблица 1 Затраты на охрану окружающей среды по РФ
| 2008 | 2009 | 2010 |
Всего | 36827 | 343368 | 372382 |
в том числе по направлениям природоохранной деятельности |
|
|
|
охрана атмосферного воздуха | 76773 | 60101 | 80071 |
очистка сточных вод | 159299 | 162175 | 169152 |
обращение с отходами | 40326 | 38806 | 41510 |
защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод | 27321 | 18696 | 17219 |
сохранение биоразнообразии и среды обитания | 26597 | 21463 | 22975 |
прочие | 38311 | 42127 | 41455 |
Динамика экологических капитальных вложений свидетельствует об относительно более благополучных тенденциях, нежели в целом по инвестициям в экономику России. В 2010 году инвестиции (капитальные вложения) на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации составили 372382 млн руб. Основной объем природоохранных инвестиций распределился следующим образом, млн руб.:
- в охрану атмосферного воздуха — 80071 (22%);
- очистка сточных вод – 169152 ( 45%);
- обращение с отходами — 41510 (11%);
- защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод – 17219 (5%);
- сохранение биоразнообразии и среды обитания – 22975(6%);
- прочие – 41455(11%).
Сложившийся уровень хозяйственного развития России, концентрация производственной деятельности и населения в городах не позволяет снижать объемы экологического инвестирования ниже некоторого предельного значения в силу чисто физиологических условий выживания населения и должна соблюдаться при любом состоянии экономики независимо от методов ее регулирования. Данный предел не одинаков по отдельным регионам, и поэтому возникает вопрос.
В частности, не удалось должным образом задействовать огромные средства, ранее выделяемые для целей ВПК и водохозяйственного строительства, не нашлось применения мощной подрядной базе, сформированной в указанных отраслях. Кроме того, не оправдываются надежды на зарубежные кредиты (гранты) в природоохранное строительство: их величина крайне незначительна. Положение усугубляется общим износом основных фондов производственного и непроизводственного назначения, замедлением перехода на экологически чистые и ресурсосберегающие прогрессивные технологии, которые наравне с прямыми природоохранными инвестициями, обеспечивают значительное уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.[12]
2.3 Финансово-кредитная и ценовая политика природопользования
Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, которые включают льготное налогообложение, кредитование и субсидирование природоохранных проектов, ценовое регулирование и др. К приоритетным направлениям экологической политики относятся мероприятия по освоению и внедрению в производство мало- и безотходных технологий и производств, производство экологически чистых продуктов питания, переход на энерго- и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов и производств по использованию вторичных ресурсов и отходов. Целью формирования экологически ориентированного механизма налоговой политики является создание механизма устойчивого финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экологического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий.[4]
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 14) применяются различные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.[1]
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития страны и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.
Переход к устойчивому развитию требует существенных инвестиций в природоохранную деятельность. Источниками этих инвестиций могут быть:
- бюджет Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- бюджетные кредиты;
- субсидии и субвенции;
- средства предприятий, учреждений и организаций;
- экологические фонды;
- страховые природоохранные фонды;
- кредиты банков;
- добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также другие источники.
Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты, связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала, возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т. д. [6]
Во многих странах наблюдается опережающий рост государственных расходов на охрану окружающей среды в структуре национальных бюджетов, быстрыми темпами растут соответствующие расходы местных органов власти, государственных и частных предприятий. Однако соотношение между этими источниками формирования общенациональных расходов и расходов частного сектора в отдельных странах складываются по-разному. В целом, в общей сумме затрат преобладают государственные затраты, которые увеличивались более быстрыми темпами, чем частные.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:
- на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;
- охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неудовлетворительно. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Бюджетные кредиты могут предоставляться: а) государственным и муниципальным унитарным предприятиям; б) юридическим лицам, не являющимся вышеназванными предприятиями и бюджетными организациями.
Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование им в установленный срок. Государственным и муниципальным предприятиям могут выдаваться беспроцентные кредиты в пределах лимита, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается:
- из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законодательством на очередной финансовый год;
- из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами местного самоуправления.[9]
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случае их не использования.
Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.
Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:
а) выделение средств бюджета развития Российской Федерации при условии возврата предоставленных средств в течение двух лет с момента их получения и с уплатой процента за пользование ими в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынках ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта, с направлением выручки от реализации этих акций в доход бюджета развития.
В целях отбора наиболее эффективных коммерческих проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать двух лет с начала его реализации.
Размер государственной поддержки за счет средств бюджета развития устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать сметной стоимости проекта:
- 50% — для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условиях защищенности ее отечественными патентами;
- 40% — для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов;
- 30% — для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды