Международная охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - окружающая природная среда.
Предметом является международные права в области охраны окружающей среды.
Цель курсовой работы заключается в изучении эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды
2 Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения
3. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли
4. Международно-правовая охрана атмосферы от отрицательных воздействий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды

2 Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения

3. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли

4. Международно-правовая охрана  атмосферы от отрицательных воздействий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАДАЧИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей среды – одна из тех глобальных проблем человечества, которые не могут быть решены обособленными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций на региональном и мировом уровнях.

В наше время международная защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушение болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», т. е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии.

      Настоящая курсовая  работа посвящена проблеме международной охране окружающей среды.

      Объект курсовой  работы - окружающая природная среда.

      Предметом является  международные права в области  охраны окружающей среды.

      Цель курсовой  работы заключается в изучении  эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

      Задачи курсовой  работы:

      1. Изучение роли  международного экологического  права;

      2. Рассмотрение деятельности международных организаций в сфере охраны окружающей среды;

      3. Рассмотрение международно-правовой  охраны морской среды от загрязнения;

      4. Международно-правовой  охраны животного и растительного  мира Земли;

      5. Изучение международно-правовой охраны атмосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕЖДУНАРОДНОЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ   ПРИНЦИПЫ   МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО  СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

 

    Несмотря на бурное развитие международно-правового регулирования охраны окружающей среды, обособление особой группы норм, в «отечественной» правовой доктрине нет единого термина, обозначающего эту группу. В разное время различные авторы употребляли следующие термины, правда, без обоснования их: "международно-правовая охрана природы", "международно-правовая охрана окружающей среды", "международное природоохранительное (экологическое) право"[1]. Авторы Курса международного права выделяют четыре основные предметные области международно-правовой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду; установление экологически целесообразного (рационального) режима использования природных ресурсов; международную охрану природных памятников и резерватов; регулирование научно-технического сотрудничества государств по поводу охраны окружающей среды, а также подчеркивают, что по объему нормативного материала (около 300 международных договоров, регулирующих вопросы охраны и рационального использования окружающей среды) международное право окружающей среды не уступает таким отраслям, как международное морское право, международное космическое, международное воздушное право.

 

     Следует отметить, что  перечисленные отрасли международного  права можно назвать смежными, граничащими друг другом, в том числе с международным правом окружающей среды. Взять, к примеру, формулировку ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", где среди объектов охраны окружающей среды перечислены озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и всемирного природного наследия, которые в свою очередь являются непосредственными объектами изучения и правового регулирования международного права.

 

     В науке международного публичного права дается, в частности, следующее определение международного экологического права - "это совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей среды от загрязнения"[2].

 

     Стокгольмская Декларация  ООН от 16 июня 1972 г. об окружающей  человека среде провозгласила, что  сохранение и улучшение качества  окружающей человека среды является  важной проблемой, влияющей на  благосостояние народов и экономическое  развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран. Декларация провозгласила также ряд принципов, имеющих важное значение.

 

     1. Природные ресурсы  Земли, включая воздух, землю, флору  и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

 

     2. Введение в окружающую  среду токсических веществ или  других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения.

 

     3. Государства принимают  все возможные меры для предотвращения  загрязнения морей веществами, которые  могут поставить под угрозу  здоровье человека, нанести вред  живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.

 

     4. В соответствии  с Уставом ООН и принципами  международного права государства  имеют суверенное право разрабатывать  свои собственные ресурсы согласно  своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

 

     5. Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению договоренности в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.

 

    В 1992 г. в Рио-де-Жанейро  была подписана Декларация по  окружающей среде и развитию. Мир, развитие и охрана окружающей  среды взаимозависимы и неразделимы. Люди имеют право жить в  добром здравии и плодотворно  трудиться в гармонии с природой. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды - таков одни из объявленных Декларацией 1992 г. принципов.

 

     Особый вопрос занимает проблема трансграничного загрязнения окружающей среды между иностранными государствами, а также правовой режим охраны и использования трансграничных природных объектов. Так, Российская Федерация является участницей Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанной в Хельсинки 17 марта 1992 г.; Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.); Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.).

 

     Глобальные экологические  ресурсы и системы стали предметом  международного правового регулирования, к примеру, в таких международных  документах, как: Хартия океанов; Договор  об Антарктике 1959 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико, 29 декабря 1972 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.).

 

     Защита окружающей  среды, экологии, человечества от негативного воздействия ядерного потенциала планеты стали предметом международного правового регулирования в таких договорах, как: Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976); Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 21 сентября 1994 г.).

 

     Вопросы международно-правовой  ответственности и возмещения  ущерба международного экологического  права содержатся, например, в Конвенции  о защите окружающей среды  посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 ноября 1998 г. (Российская Федерация не участвует); в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (Конвенция об ответственности 1992 г.).

 

     Среди источников  международного экологического  права можно также назвать  следующие: Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.); Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1973 г. (СИТЕС); Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 20 мая 1980 г. (Канберра); Конвенция ООН по морскому праву 10 декабря 1982 г. (Монтего-Бей); Венская конвенция о защите озонового слоя 22 марта 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.); Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.).

 

    По мнению Н. А. Соколовой, в качестве отраслевых принципов международно-правовой охраны окружающей среды можно рассматривать следующие: рациональное использование природных ресурсов; предосторожность в подходе к использованию окружающей среды; непричинение вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции; предотвращение загрязнения окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; уважение права на благоприятную окружающую среду; оценка возможного трансграничного воздействия на окружающую среду; осуществление экологического мониторинга[3].

 

    Для эффективной согласованной  природоохранительной деятельности  государства необходима правовая  регламентация. В настоящее время  имеется около 500 международных соглашений  по различным аспектам охраны  окружающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства и т. д.2

 

    Анализ договорной практики  по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. Пока еще не выработана универсальная кодификационная конвенция, которая охватывала бы все аспекты охраны окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать универсальную конвенцию в области охраны окружающей среды.

 

    Россия принимала активное  участие в работе Конференции  ООН по окружающей среде и  развитию 1992 г., и, следуя ее рекомендациям  и принципам, Президент Российской  Федерации Указом от 4 февраля 1994 г. одобрил «Основные положения  государственной стратегии действий по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В целях обеспечения  экологически безопасного устойчивого развития в РФ осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений.

 

    Роль России в решении  планетарных экологических проблем  определяется большими по площади  территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом.

Информация о работе Международная охрана окружающей среды