Международная охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - окружающая природная среда.
Предметом является международные права в области охраны окружающей среды.
Цель курсовой работы заключается в изучении эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды
2 Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения
3. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли
4. Международно-правовая охрана атмосферы от отрицательных воздействий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

    1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

 

    2. Охрана редких и  исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

 

    В соответствии с Соглашением  о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

 

    3. обеспечение рационального  использования природных ресурсов.

 

    По данным Международного  союза охраны природы и природных  ресурсов (МСОП), количество видов  позвоночных, находящихся под угрозой  полного исчезновения, составило: в Африке — 723 вида, Азии и Океании — 1469, Европе — 260, Латинской Америке и Карибском бассейне — 873, Северной Америке — 269, Западной Азии — 71, полярных регионах — 141.[6]

 

    Международные договоры  по охране животного мира можно  объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).

 

    К первой группе договоров  относится Конвенция о сохранении  фауны и флоры в их природном  состоянии 1933 г. Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контролируют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных (ст. 7). Конвенция призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.

 

    Примерно такие же  методы охраны животного мира  предусмотрены в Конвенции об  охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 г. Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или научную ценность.

 

    Конвенция об охране  мигрирующих видов диких животных 1979 г. заключена с целью защиты  животных, мигрирующих через национальные  границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень  исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвенции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения. Контроль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.

 

    Эффективной мерой охраны  диких животных является международно-правовая  регламентация их транспортировки  и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

 

    Европейская конвенция  о защите животных при международной  перевозке от 13 декабря 1968 г. заключена  в целях применения единых положений, касающихся международной перевозки животных. Она применяется в отношении международной перевозки домашних животных, птицы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.

 

    Ко второй группе договоров  относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. и многие другие.

 

    Международная конвенция  по регулированию китобойного  промысла предусматривает охрану  всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.

 

    Эффективным средством  охраны животных является охрана среды их обитания. В этой связи государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами подписана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. Запрещается преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать из земли такие растения. Каждое государство по мере необходимости запрещает владение такими видами или их продажу.

 

    В настоящее время  имеется ряд международных договоров  об охране растительного мира. Отметим некоторые из них.

 

    Конвенция о создании  Европейской и Средиземноморской организации по защите растений 1951/55 гг[7]. уполномочивает эту организацию давать советы правительствам-членам по предотвращению завоза и распространения вредителей и болезней растений и растительных продуктов.

 

    Согласно Международной  конвенции по защите растений 1951 г. каждый участник создает официальную организацию по охране растений в целях: а) инспекции культивируемых площадей и партий растений в международной торговле на наличие или появление вредителей или заболеваний растений; б) выдачи удостоверений о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов; в) проведения исследований в области охраны растений. Участники Конвенции 1951 г. осуществляют строгий контроль над импортом и экспортом растений и растительных продуктов, применяя, когда это необходимо, запреты, инспекции и уничтожение поставок (ст. 6).

 

    Соглашение о сотрудничестве  в применении карантина растений  и их охране от вредителей  и болезней 1959 г. уполномочивает  его участников принимать необходимые  меры против вредителей, сорняков и заболеваний. Они обмениваются информацией о вредителях и заболеваниях растений и борьбе с ними. Государства сотрудничают в применении единообразных фитосанитарных положений об импорте и экспорте растительных материалов из одной страны в другую.

 

    Значительный вклад в  сотрудничество государств по  защите растительного мира вносит  Конвенция о международной торговле  видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. (СИТЕС).

 

    Под биоразнообразием  подразумевается изменчивость экосистем всех живых организмов, включая земные, морские и другие водные экосистемы. Оно включает разнообразие в рамках одного вида (генетическое разнообразие), между разными видами (видовое разнообразие) и экосистемами (экосистемное разнообразие). Глобальное биоразнообразие изменяется с достаточно большой скоростью. Факторами, в наибольшей степени ответственными за эти изменения, являются трансформирование земной поверхности, климатические изменения, загрязнение, неконтролируемая добыча природных богатств и интродукция экзотических видов.

 

    Наблюдаемое в настоящее  время уменьшение биологического  разнообразия является в значительной  степени результатом деятельности  человека и представляет серьезную  угрозу для развития человечества. Необходимы эффективные национальные меры и международное сотрудничество для охраны экосистем in-situ, охраны биологических и генетических ресурсов ex-situ.

 

    Сохранение in-situ означает  условия, в которых существуют  генетические ресурсы в рамках  экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки.

 

 

    Сохранение ex-situ означает  сохранение компонентов биологического  разнообразия вне их естественных мест обитания.

 

    Мерами по сохранению  биологического разнообразия являются  мониторинг, сохранение in-situ, сохранение ex-situ, устойчивое использование компонентов  биологического разнообразия, меры  стимулирования, оценка воздействия  и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, научно-техническое сотрудничество и т. д.

 

    Государства обязаны  регламентировать и регулировать  сбор биологических ресурсов  из естественных мест обитания  для целей сохранения ex-situ, с тем  чтобы не создавать угрозу для экосистем и популяций видов in-situ, за исключением случаев, когда требуется принятие специальных временных мер ex-situ.

 

    Каждое государство вправе  определять порядок доступа к  генетическим ресурсам. Доступ в  случае его предоставления обеспечивается  на взаимно согласованных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ  ОХРАНА АТМОСФЕРЫ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

 

      Воздушная среда  является общим достоянием человечества. Несмотря на это, ее охрана  никак не отражена в международном  экологическом праве. Вопрос решается  на двустороннем и региональном  уровнях. Пожалуй, единственным значительным шагом в этой области является подготовленная в рамках ОБСЕ Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г., впоследствии дополненная рядом протоколов. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории другого государства. Эта Конвенция является первым международным правовым документом, имеющим обязательную силу, призванным решать проблемы загрязнения воздуха на широкой многосторонней основе. Она содержит принципы, на основе которых договаривающиеся стороны выявляют проблемы, вызываемые трансграничным загрязнением воздуха, и разрабатывают протоколы по конкретным загрязнителям, устанавливая меры и этапы снижения загрязнений.

 

      Существующие протоколы  касаются ограничения выбросов  соединений серы, окислов азота  и летучих органических соединений. Существенный прогресс в регулировании  выброса отдельных веществ в  атмосферу был достигнут с  подписанием Протоколов к Конвенции: о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 г., по стойким органическим загрязнителям 1998 г.,  об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 г., об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 г., о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30% 1985 г., касающегося долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 г. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха одного государства в результате переноса вредных веществ, источник которых расположен на территории другого государства.

 

      Начата разработка  второго поколения протоколов с целью согласования оптимальных решений и установления системы борьбы с загрязнением воздуха на основе концепции критических нагрузок в сочетании с системой постоянного физического контроля.

 

      С охраной атмосферного  воздуха тесно связано человеческое воздействие на климат и погодные условия. Важным направлением в защите природы является сотрудничество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т.е. глобального потепления в результате насыщения атмосферы двуокисью углерода, основным источником которого является автотранспорт. Последствия этого эффекта могут оказаться катастрофическими уже в ближайшие десятилетия. С одной стороны, появятся новые обширные пустыни, а с другой – подъем уровня моря приведет к затоплению больших, освоенных человеком, пространств. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Под климатической системой понимается совокупность гидросферы, атмосферы, геосферы, биосферы и их взаимодействие. Под неблагоприятными изменениями в климате понимаются изменения в физической среде или биоте, вызываемые изменениями климата, которые оказывают значительное негативное влияние на состав, восстановительную способность или репродуктивность естественных, или регулируемых экоситем, или на функционирование социально-экономических систем, или на благополучие человека. Конвенция определила общие положения и основные направления сотрудничества. Установлена общая ответственность государств, но при этом должны учитываться различия в экономическом потенциале. Особое внимание надлежит проявлять к интересам развивающихся стран, которые наиболее уязвимы в отношении отрицательных изменений климата, и располагают наименьшими возможностями противодействия этому.

Информация о работе Международная охрана окружающей среды