Международная охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - окружающая природная среда.
Предметом является международные права в области охраны окружающей среды.
Цель курсовой работы заключается в изучении эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды
2 Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения
3. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли
4. Международно-правовая охрана атмосферы от отрицательных воздействий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

      11 декабря 1997 г. подписан  Протокол к Рамочной конвенции  ООН об изменении климата, названный  Киотским протоколом. Основной целью  Киотского протокола является достижение окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИИ), а именно «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Указанные в Киотском протоколе инструменты не только затрагивают природоохранную сферу, но и способны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие государств, а также на их коммерческие и торговые взаимоотношения с другими членами мирового сообщества. К числу наиболее значимых положений Киотского протокола следует отнести те, которые конкретизируют процедуру и порядок торговли единицами сокращений выбросов парниковых газов[8].

      С охраной атмосферного  воздуха на международном уровне связана еще одна проблема – сохранение озоновой оболочки Земли, расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 – 20 км над земной поверхностью. В начале 70-х гг. XX в. мир впервые узнал о том, что выбросы химических веществ, именуемых «хлорфторуглеродами» (ХФУ) и применяемых при эксплуатации холодильников и кондиционеров и при изготовлении товаров в аэрозольных упаковках, наносят ущерб озоновому слою стратосферы. Истощение озонового слоя ведет к повышению уровня ультрафиолетового облучения, которое отрицательно сказывается на жизни людей, росте растений и состоянии морских экосистем. Под влиянием деятельности человека озоновый слой существенно истощился, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

      Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. государства принимают меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя. В этих целях участники Конвенции:

      - осуществляют сотрудничество и исследования, обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него деятельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя, для здоровья человека и окружающей среды;

      - принимают законодательные  или административные меры и сотрудничают в области контроля, ограничения, сокращения и предотвращения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя;

      - сотрудничают в  разработке согласованных мер, процедур  и стандартов в целях эффективного  выполнения Конвенции.

      Под угрозу существования  всего живого на Земле поставила  опасность радиационного загрязнения  окружающей среды, включая воздушную  среду. Основными актами в сфере  ядерной безопасности являются: Кодекс поведения по обеспечению  безопасности и сохранности радиоактивных источников 2004 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г.,

      В последние годы  значительные масштабы приобрело  трансграничное загрязнение через атмосферу. Этот вид имеет ряд особенностей, которые затрудняют правовое регулирование в данной области и борьбу с ним. К особенностям относятся: множественность и рассредоточенность источников загрязнения, значительная удаленность источников от места проявления ущерба, непостоянство направления и дальности переноса загрязняющих веществ, значительная их рассеиваемость в воздушных массах. Все это приводит к тому, что длительное время не удается с достаточной точностью определять конкретные источники в каждом случае трансграничного загрязнения через атмосферу, а также величину причиняемого им ущерба[9].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

    Современное состояние  окружающей среды в мире (в  том числе в России) характеризуется  крупномасштабным загрязнением  атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны России , где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной

 

    Международное сотрудничество  в решении глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы  народов, человечества в целом, является  объективной необходимостью в  современный период истории цивилизации  на Земле. Это сотрудничество  обусловливается вместе с единой природой Земли также необходимостью предотвратить вредные для природы результаты деятельности людей, несущие угрозу расширения экологического кризиса, заинтересованностью человечества в проведении природоохранительных мероприятий, требующих фундаментальных научных разработок, на которые идут большие средства.

 

    Проблема международного  сотрудничества в области использования  природы и ее охраны имеет  сложный социально-политический  характер, является ареной столкновения  между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.

 

    В рациональном использовании  природной среды заинтересовано  все мировое сообщество, но охрана  окружающей среды исключительно  усилиями отдельных государств  неэффективна, положительные результаты могут быть достигнуты лишь при сочетании национальных мер с международными.

 

 

 

ЗАДАЧА

 

 

 

    Канадский плавильный  завод «Смелтер» был сооружен  в 1896 г. на берегу реки Колумбия, в непосредственной близости  от границы с США. С началом  деятельности завода американские фермеры стали нести существенные убытки в результате выброса в воздух дыма, содержавшего большое количество двуокиси серы. Так, всего через 7 лет после строительства завода эти выбросы исчислялись уже 10 тыс. тонн каждый месяц.

 

    ВОПРОСЫ К ЗАДАЧЕ

 

    1.  На каких основополагающих  принципах общего международного  права базируются нормы международного  экологического права?

 

    2.  Перечислите  специальные  принципы международного экологического  права. Нарушены ли какие-нибудь  из этих принципов в данном деле? Уточните, какие принципы? Каково содержание этих принципов?.

 

    3. Кто будет нести  ответственность за данное загрязнение - Канада или канадский плавильный  завод «Смелтер»?

 

    4. Кем будет определяться  размер возмещения?

 

    Решение

 

    Международное экологическое  право базируется на общих  принципах и правилах сотрудничества  между суверенными государствами, подкрепляемых силой убеждения  и переговорами. Все основные  принципы международного права  являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды.

 

    Международное экологическое  право имеет следующие специфические  принципы.

 

    - окружающая среда —  общая забота человечества.

 

    - окружающая природная  среда вне государственных границ является общим достоянием человечества.

 

    - свобода исследования  и использования окружающей среды  и ее компонентов.

 

    - рациональное использование  окружающей среды.

 

    - содействие международному  сотрудничеству в исследовании  и использовании окружающей среды.

 

    - взаимозависимость охраны  окружающей среды, мира, развития, обеспечения  прав человека и фундаментальных  свобод.

 

    - предосторожный подход  к окружающей среде.

 

    - право на развитие.

 

    - предотвращение вреда.

 

    - предотвращение загрязнения окружающей среды.

 

    - ответственность государств.

 

    - принцип доступа к  информации, касающейся окружающей  среды.

 

    - отказ от иммунитета  от юрисдикции международных  или иностранных судебных органов.

 

    - не причинение вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции (трансграничное загрязнение).

 

    В данном случае были  нарушены несколько принципов. Это  предотвращение загрязнения окружающей  среды, предотвращение вреда, не  причинение вреда окружающей  среде за пределами национальной юрисдикции (трансграничное загрязнение) и ответственность государства.

 

    Первый принцип указывает, на то что государства должны  предпринять, индивидуально или  коллективно, все меры, необходимые  для предотвращения, уменьшения  и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ.

 

    Принципы ответственности  государств за вред окружающей  среде содержатся во многих  международных документах. Принцип 21-й Стокгольмской декларации[10] гласит, что государства несут ответственность за предоставление гарантий того, что деятельность под их юрисдикцией или руководством не вызовет нанесения вреда окружающей среде других стран или районов за пределами национальной юрисдикции.

 

    В п. 7 ст. 2 Конвенции о  гражданской ответственности за  ущерб, нанесенный окружающей среде  опасными веществами от 1993 г. указывается  об ответственности государств  за причиненный ущерб.

 

    Это означает, что принципы  ответственности государства применимы в сфере трансграничного загрязнения, и, соответственно, государства могут быть признаны обязанными перед частными структурами или другими государствами  за загрязнение, которое причиняет существенный вред людям или имуществу.

 

    Таким образом, ответственность за причиненный ущерб будет нести Канада. Она должна выплатить  компенсацию Соединенным Штатам за ущерб почве и имуществу, причиненный выбросами в атмосферу заводом, находящимся недалеко от границы между двумя государствами.

 

    Размер компенсации определяется в рамках международного арбитража. Например, может быть использован Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1978 г.

 

    В соответствии со  ст. 36 Статута Международного Суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) к ведению  Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

 

    Судом определяется характер  и размеров возмещения, причитающегося  за нарушение международного  обязательства (пункт «d» указанной статьи).

 

    Устав ООН[11] дает Суду  власть, чтобы решить случаи, которые  государства подчиняются этому, которое могло бы включать  относящийся к экологии споры. Ст. 36 (1) из Устава Суда подтверждает, что юрисдикция Суда включает, inter alia, все случаи, когда стороны обращаются к этому и всем вопросам, особенно предусмотренным в соглашениях и действующих соглашениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1. Устав Организации Объединенных  Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) / Международные документы ООН. – М., 2001.

2. Стокгольмская Декларация ООН  от 16 июня 1972 г. (извлечение) /  Действующее  международное право, т. 3. – М., 1999.

3. Конвенция о трансграничном  загрязнении воздуха на большие  расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.)

4. Конвенция о создании европейской  и средиземноморской организации  по защите растений от 18 апреля 1951 г. с поправками, внесенными советом 27 апреля 1955 г. (Париж, 18 апреля 1951 г. и 27 апреля 1955 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1960 г., вып. XIX.

5. Конвенция Организации Объединенных  Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) //  Собрание законодательства  Российской Федерации от 1 декабря 1997 г., N 48, ст. 5493.

6. Международная конвенция по  предотвращению загрязнения с  судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.) (с изм. и доп. от 17 февраля 1978 г.)

7. Конвенция о континентальном  шельфе от 29.04.1958 г. // Ведомости ВС СССР. 1964. № 28. Ст. 329.

8. Йерсилд против Дании: постановление  Европейского суда по правам  человека от 23.09.1994 г. // В кн, : Европейский  суд по правам человека: Избранные  решения. -М. : Норма, 2000. Т. 2. С. 21.

9. Соколова Н. А. Теоретические проблемы международного права окружающей среды. Иркутск, 2002. С. 152

10. Киселев В. А. Международные соглашения  по предотвращению загрязнения  морской среды. М., 1986.

11. Глобальная экологическая перспектива. ЮНЕП. М., 2002. С. 139.

12. Международное публичное право : сборник документов- М. : БЕК, 1996. Т. 2. С. 242.

13. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть М., 1997. С 61.

Информация о работе Международная охрана окружающей среды