Международная охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - окружающая природная среда.
Предметом является международные права в области охраны окружающей среды.
Цель курсовой работы заключается в изучении эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды
2 Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения
3. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли
4. Международно-правовая охрана атмосферы от отрицательных воздействий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ  ОХРАНА МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

 

      Мировой океан  является одним из важнейших  объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течения в морях и океанах быстро относят загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

      Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до поддающихся разложению  синтетических моющих средств, часто  образующих в реках толстый  слой пены. Высокая зависимость  производства от воды, играющей также важную роль в транспортировке грузов, обусловила концентрацию хозяйственных объектов (следовательно, и населения) вблизи водных источников. До 90% вредных веществ поступает в водоемы из сточных вод, сбрасываемых хозяйственными, а также бытовыми объектами.

 

      Вопросы защиты  Мирового океана являются открытыми  в деятельности международных  организаций. Например, в октябре 2008 г. в Монако под эгидой ЮНЕСКО  прошел симпозиум под названием  «Океан в мире с высоким  содержанием CO2» с участием 250 ученых  из 32 стран мира, которые обсудили проблему окисления океана и последствия этого процесса в связи с попаданием в морскую воду диоксида углерода (CO2), а также определили приоритетные направления научных исследований в этой области.

      Проблема освоения  Мирового океана была включена в Повестку дня на XXI век как одно из основных направлений развития цивилизации, где изложена программа действий для обеспечения устойчивого развития океанов, прибрежных территорий и морей с помощью программных областей. Имеются в виду шаги по комплексному рациональному использованию и развитию прибрежных и морских районов (включая исключительные экономические зоны), охране морской среды, использованию и сохранению морских живых ресурсов открытого моря и морских вод под национальной юрисдикцией, укреплению международного (включая региональное) сотрудничества и координации.

      На Всемирном форуме  по устойчивому развитию в 2002 г. в Йоханнесбурге отмечалось, что  океаны, моря, прибрежные территории  и острова образуют неотъемлемый компонент земной экосистемы и имеют первостепенное значение для всемирной продовольственной безопасности, устойчивого экономического процветания и социального развития на локальном, националом, региональном и глобальном уровнях. В Йоханнесбурге также была принята рекомендация обеспечить к 2010 г. повсеместное введение экосистемного подхода к управлению прибрежными и океаническими районами на национальном уровне, включая содействие прибрежным государствам в разработке морской политики и механизмов комплексного управления прибрежными районами.

      Ключевые проблемы  освоения Мирового океана обсуждались  также на саммите по океанической  политике (Португалия, 2005 г.) и Глобальной  конференции по океанам, прибрежным  зонам и островам (Франция, 2006 г.).

      Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву. Особое внимание уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Основные документы, регламентирующие деятельность государств в Мировом океане, были разработаны и разрабатываются в рамках международных организаций системы ООН (Программа по окружающей среде, Программа развития), Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, комиссии по глобальному соуправлению, независимой всемирной комиссии по океанам, в рамках открытого процесса неофициальных консультаций ООН по вопросам Мирового океана и международного морского права.

      Нормы по охране  морской среды содержатся:

      - в общих конвенциях  по морскому праву (Женевских  конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

      - в специальных  соглашениях.

      Конвенция ООН  по морскому праву содержит  ч. XII «Защита и сохранение морской  среды». Государства обязаны защищать  и сохранять морскую среду (ст. 192) и в соответствии со своими возможностями индивидуально или в зависимости от обстоятельств совместно обязаны принимать все меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этих целей практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении (ст. 194)[4].

      Среди специальных  соглашений следует выделить:

      - Лондонскую конвенцию  по предотвращению загрязнения  моря нефтью 1954 г. Главная цель Конвенции – защита морей и океанов от загрязнения нефтью и установление запретных зон для любого сброса на 50 миль от близлежащей земли. Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. запретила слив нефти и нефтеводяной смеси с судов. После ряда аварий с танкерами принимаются новые конвенции. Конвенция  с поправками 1969 и 1971 г. практически установила главные требования по предотвращению загрязнения моря нефтью, за исключением ответственности в случае аварий танкеров с разливом нефти.

      -  В 1967 г. был учрежден  Юридический комитет, по инициативе  которого были созваны две  международные конференции (Брюссель, 1969 и 1971), принявшие три международные  конвенции:

 

      - Конвенцию о вмешательстве  в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью;

      - Конвенцию о гражданской  ответственности за ущерб от  загрязнения нефтью;

      - Конвенцию об  учреждении Международного фонда  для компенсации ущерба от  загрязнения.

      Естественно возник  вопрос о компенсации ущерба, причиняемого загрязнением нефтью. Это относится к Брюссельской конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г. Она установила абсолютную, т. е. не зависящую от вины, ответственность судовладельцев, вместе с тем ограничила ее размеры, правда, довольно высоким потолком. Брюссельская конвенция предоставила прибрежным государствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничтожать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод. Конвенция проложила путь к борьбе с загрязнением моря и другими веществами в аналогичных случаях (Протокол 1973 г.).

 

      Поскольку все  принятые Конвенции касались  вопросов, связанных только с  загрязнением нефтью, то в 1973 г. по  инициативе Ассамблеи ИМО была созвана Международная конференция, принявшая Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73), распространяющуюся на все виды судов. С принятием в 1978 г. Протокола к МАРПОЛ-73 практически закончилось формирование основного документа по предотвращению загрязнения моря, который получил название МАРПОЛ 73/78 (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней).

      Борьба с последствиями  загрязнения нефтью требует совместных действий государств. Организации таких действий посвящена Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

      Захоронению в  море экологически вредных веществ  посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

      Среди региональных  соглашений следует выделить:

      - Конвенцию о защите  Черного моря от загрязнения 1992 г. и Протоколы к ней – охватывают  как источники загрязнения с  суши, так и с воздушного пространства, судов и морских буровых платформ. В Приложениях к Конвенции и Протоколах содержится широкий перечень веществ и материалов, сброс которых запрещен или ограничен и поставлен под контроль причерноморских государств. Меры по защите, сохранению и восстановлению среды Черного моря также предусмотрены Экологической программой по Черному морю (BSEP) 1993 г., Министерской декларацией по защите Черного моря 1993 г.;

      - Хельсинкские конвенции  по защите морской среды (района) Балтийского моря 1974 г. и 1992 г. Конвенциями установлен запрет загрязнения моря с суши и создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Ее основная задача – разработка совместных мер по защите морской среды Балтики от всех видов загрязнений, а также обеспечение безопасной навигации в регионе. В 2007 г. странами – членами ХЕЛКОМ был принят План действий по Балтийскому морю (ПДБМ).

      - Рамочную конвенцию  по защите морской среды Каспийского  моря 2003 г. (вступила в силу в  августе 2006 г.). Она является международно-правовой базой регионального сотрудничества на Каспии в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Цель Конвенции – защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов. На второй сессии Конференции сторон Конвенции с 10 по 12 ноября 2008 г. в Тегеране (Иран) принята стратегическая программа действий сторон Конвенции. Участники обсудили вопросы сохранения биоразнообразия, оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также вопросы защиты Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, сотрудничества в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, и другие вопросы[5];

      - Конвенцию о защите  Средиземного моря от загрязнения 1976 г.;

      - Конвенцию о защите  морской природной среды и  береговых районов юго-восточной  части Тихого океана 1981 г.;

      - Конвенцию о защите и развитии морской природной среды Карибского бассейна 1983 г.;

      - Конвенцию о защите  природных ресурсов и природной  среды в южной части Тихого  океана 1986 г.;

      - Конвенцию о предотвращении  загрязнения морей путем сброса  отходов с судов и самолетов 1972 г.;

      - Парижскую конвенцию  о предотвращении загрязнения  морей из наземных источников 1974 г.;

      - Парижскую конвенцию  о защите морской природной  среды в Северо-Восточной Атлантике 1992 г. и др.

      Особую роль играют  нормы в сфере международно-правовой охраны морской среды от загрязнения радиоактивными отходами. Такие нормы содержатся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколе 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г. и других документах. Женевская конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты. В Приложении I к Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г. определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация определяет с точки зрения здравоохранения как недопустимые для сброса в море), в Приложении II – сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.

      Вопросы эксплуатации  судов с ядерными силовыми  установками и соответствующей  защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране  человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА  ЖИВОТНОГО,   РАСТИТЕЛЬНОГО   МИРА  И БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЗЕМЛИ

 

    Отношения в области  охраны и использования животного  мира, а также в сфере сохранения  и восстановления среды его  обитания в целях обеспечения  биологического разнообразия, устойчивого  существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

 

    Так, целями Конвенции  о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического  разнообразия, устойчивое использование  его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

 

    Международно-правовая  охрана животного и растительного  мира развивается по следующим  основным направлениям.

Информация о работе Международная охрана окружающей среды