Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность четкой взаимосвязи таких инструментов государственного регулирования, как бюджетное и денежно-кредитное регулирование, не вызывает сомнений. Цель моей работы - показать эту взаимосвязь, проанализировать механизмы бюджетного и денежно-кредитного регулирования, оценить воздействие на национальную экономику, которое достигается благодаря этим методам регулирования.

Оглавление

Введение
Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГРНЭ.docx

— 63.34 Кб (Скачать)

 

Определение кредитного мультипликатора  в денежном выражении имеет такой  вид:

 

M = E x m = Е х 1/MR x 100 (1.2)

 

где: М - сумма новых денег, которые создаются банками на основе данной суммы сверхнормативных резервов E.

Изменение нормы резерва  как существенный инструмент денежно-кредитной  политики, в разных странах неодинаковая. Так, низкая резервная норма характерная для стран с стабильной финансово-кредитной системой. В странах с переходной экономикой норма резерва довольно высокая, и ее изменение отвечает состоянию кредитной системы.

Еще одним важным инструментом денежно-кредитной политики является регулирование учетной ставки процента, который формируется на базе предоставления центральными банками займов коммерческим банкам, плата за указанные кредитные ресурсы выступает в форме учетной ставки процента. Такой заем предоставляется коммерческим банкам, которые имеют стойкое финансовое положение, но столкнулись с необходимостью срочного получения дополнительных денежных ресурсов. Центральный банк может предоставлять межбанковские кредиты тем коммерческим банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления и имеют потребность в дополнительном средстве. За получение коммерческим банком займа он переводит центральному банку свое долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением, как правило, государственными ценными бумагами. Полученная коммерческим банком заем переходит в избыточные резервы, увеличивая его возможности из предоставления кредитов.

Из позиций коммерческих банков учетная ставка представляет собой дополнительные затраты, вызванные  получением определенного займа. Соответственно падение учетной ставки стимулирует  коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов в способ получения  займа у центрального банка. Кредиты  коммерческих банков, которые увеличиваются благодаря займам увеличивают денежное предложение и наоборот, возрастание учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов при условии займа у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки приводит к уменьшению предложения денег на кредитном рынке.

Необходимо указать, что  изменение учетной ставки и нормы обязательного резерва является менее гибким инструментом денежно-кредитной политики в отношении к операциям на открытом рынке. Центральный банк проводит такие изменения лишь в крайних случаях, связанных с необходимостью преодоления финансовых кризисов или при условии прохождения экономикой границы фаз деловой активности. Коррекция учетной ставки и резервной нормы не является популярной формой еще и потому, что она поднимает стабильность и плановый прогноз деятельности финансово-кредитных институтов, вызовет неудовольствие последних к действиям правительства и центрального банка. Вместе с тем операции на открытом рынке носят более скрытый и постепенный характер, поэтому их проведение не приводит к резким изменениям в стратегической деятельности коммерческих банков. Рассматривая масштабность и величину влияния любого из инструментов денежно-кредитной политики, можно указать, что наибольшее влияние на денежное предложение имеют операции на открытом рынке, тогда как изменение учетной ставки и нормы резерва не может быть значительной и при этом оперативно и направлено влиять на изменения на денежно-кредитном рынке.

 

2. Теоретические  основы бюджетно-налоговой политики

 

2.1 Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики

 

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных  мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения  социально-экономических проблем  страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых  государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств  по назначению.

Одна из важнейших задач  фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных  денежных фондов, средств, позволяющих  реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно- технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора  в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение  года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки  осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство  обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий  и домашних хозяйств, сдерживая или  стимулируя его с помощью налогов  и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.

В макроэкономической финансово-бюджетной  политике принято разделять две  генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической  ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого  подъема деловой активности, бурного  экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в  допустимых пределах. В более опасные  периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная  фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему. Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

Политика стабилизации —  это действия правительства по регулированию  финансовых потоков, денежного обращения  с целью приблизить объем валового национального продукта страны к  его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью  удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень  занятости. Политика стабилизации —  наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая  более или менее устойчивому  состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить  переход в неустойчивое кризисное  состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой  принятые, действующие в экономике  правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства  реагировать на отклонения от устойчивого  положения и приводить хозяйство  страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные  акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается  величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства  выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии. Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливается директивно. Можно назвать великое множество других подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономических катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее существовавших условий.

Однако встроенные в экономическую  систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания  в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев  они просто не способны гасить возникающие  колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в  законодательные акты и другие нормативные  документы правила и нормы, гарантирующие  от выхода экономики из стабильного  состояния, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая  реакция правительственных органов  на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики,

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных  финансовых мер правительства, принимаемых  в дополнение или хозяйственной  жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется  с управлением самолета, берет  штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания  стабильной ситуации в хозяйстве  страны, прибегают к дискреционной  политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы  материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической  напряженности.

Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы  превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь  место выпуск избыточной продукции  и превышение доходов бюджета  над его расходами.

В условиях высокой экономической  конъюнктуры потенциальный избыток  бюджета (превышение государственных  доходов над расходами) может  быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных  фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды  спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать  совокупный спрос даже ценой бюджетных  дефицитов, чтобы преодолеть спад и  стабилизировать затем экономические  процессы.

Чаще всего задачей  государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных  дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета  и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что  в большинстве случаев бюджетная  политика может быть ориентирована  на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о  крупнейших промахах в бюджетной  политике и острой необходимости  стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту  внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему  государства, приводит к инфляции.

Стремление государства  погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления  бюджетного дефицита порождает будущий  долг, ведь бумаги придется погашать и  платить по ним проценты. Поэтому  для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная  политика должна теснейшим образом  сопрягаться с политикой доходов  и расходов государства.

Информация о работе Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики