Денежно-кредитное регулирование его модели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:43, реферат

Краткое описание

В условиях рыночного хозяйства целью экономической политики является определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и монетарного регулирования (регулирования предложение денег и общих ценовых условий предоставления кредита).
Денежно-кредитная политика – комплекс мер в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, содержания инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса (PV=PQ).

Файлы: 1 файл

Деньги и кредит.doc

— 52.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Украины

Национальная академия природоохранного и курортного строительства

 

Факультет экономики и менеджмента

 

 

Кафедра учета и аудита

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Деньги и кредит»

 

На тему: «Денежно-кредитное регулирование его модели и задачи»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы МГБ-202

Савинова О. Н.

 

Работу проверила:

преподаватель Сушкова Е. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2007

Денежно-кредитная политика.

В условиях рыночного хозяйства целью экономической политики является определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и монетарного регулирования (регулирования предложение денег и общих ценовых условий предоставления кредита).

Денежно-кредитная политика – комплекс мер в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, содержания инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса (PV=PQ).

Стратегическая задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача.

Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достигаемые путем провидения последовательных каждодневных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, регулирующие значение целевых переменных в экономической системе на длительных временных интервалах. Стратегические задачи, промежуточные цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого порядка.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяется два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

  Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев - оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, сглаживание циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Задачей денежной политики является обеспечение экономики необходимой достаточной денежной массы, т.е. цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики. Исходя из этих определений, денежная политика должна обеспечить условие стабильности цен, но их стабильность, как таковую.

Цена денег имеет три аспекта:

      Внутренняя цена – товарная цена денег, именуемая покупательской способностью;

      Внешняя (валютная) цена денег – курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег ведает валютная политика, целью которой является поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития;

      Кредитная цена денег (процент). Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика. Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита, исходя из задач стабильного экономического роста.

 

Денежно-кредитное регулирование.

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего Центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса.

Поскольку деньги на современном этапе развития нашего государства носят кредитный характер, т.е. денежная масса, в основном, создается в процессе кредитно-денежной деятельности банков, регулирование структуры объема денежного оборота ЦБ осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определение условий кредитно-денежной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов. ЦБ является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики товарно-денежной сбалансированности.

Одной из важнейших задач ЦБ в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы страны.

Регулирующая деятельность ЦБ основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, в т.ч. валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда з/п. и т.д.

Прежде всего, она направлена, на осуществления контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая его наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика представляет собой целенаправленную деятельность ЦБ по выполнению общегосударственных задач. Совокупность мероприятий денежно-кредитной политики ЦБ охватывает сферы денежно-кредитного обращения и кредит, и, прежде всего, определяются границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня.

Конечная цель этого регулирования со стороны ЦБ заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулирование экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулирования государственного долга.

 

Основные методы и формы денежно-кредитного

Регулирования.

Механизмы регулирования банковских операций зависят от форм организации банковской деятельности в стране, места роли и функции ЦБ, степени его независимости от других факторов.

Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковской процентной ставкой и банковской ликвидности не макро, и микро уровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается ЦБ путем разработки и реализации комплекса мер на макро уровне, а также, посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении количественных и Качественных параметров деятельности банка. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты: квотирование  отдельных видов пассивных и активных видов операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов  и отделений и т.д.,; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг и процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечень банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулированием банковскими операциями относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов.

Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, а нормативных и корректирующих – ЦБ.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисление в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных в исполнении и устанавливаемых в виде нормативов; корректирующем – учетная политика и операции на открытом рынке. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра  в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия не велика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций с ценными бумагами, которые могут проводится по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и сложной периодичностью, за счет чего эффект достигается еще быстрее. Эта форма воздействия гибка и оперативна.

В странах с рыночной экономикой в целях укрепления и регулирования банковских операций ЦБ ориентируются в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент управления методы и инструменты воздействия на деятельность банка.

В банковском законодательстве Украины юридически закреплен переход от чисто административных методов к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений ЦБ с коммерческими банками: ЦБ не имеет право вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков.

Основные методы и формы денежно-кредитного регулирования:

      Установление минимальных резервных требований;

      Определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного кредита);

      Операции на открытом рынке.

 

Инструментом реализации денежно-кредитной политики ЦБ является установление норматива резервных требований, открытие резервно-корреспондентского счета для каждого кредитного института второго уровня в региональных учреждениях ЦБ, а также определение минимальной величины остатков средств на данном счете, исходя из состояния денежного оборота в стране.


Список литературы:

1.      Боровский В. Н., Воробьев Ю. Н., Узунов В. Н. Денежно-кредитная политика и инструменты ее реализации// Центральный банк и денежно-кредитная политика. – 2002. – с. 42 – 47.

2.      Парамонова А. С. Денежно-кредитная политика центрального банка и его роль в макроэкономической стабилизации// Деньги и кредит. – 1995. – 10 – с. 32 – 35.

3.      Швайка М. Государственное регулирование денежно-кредитных отношений// Экономика Украины. – 1999. - №2 – с. 15 – 20.

 

 

 



Информация о работе Денежно-кредитное регулирование его модели и задачи