Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность четкой взаимосвязи таких инструментов государственного регулирования, как бюджетное и денежно-кредитное регулирование, не вызывает сомнений. Цель моей работы - показать эту взаимосвязь, проанализировать механизмы бюджетного и денежно-кредитного регулирования, оценить воздействие на национальную экономику, которое достигается благодаря этим методам регулирования.

Оглавление

Введение
Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГРНЭ.docx

— 63.34 Кб (Скачать)

Политика государственных  расходов призвана прежде всего удовлетворять  спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности  в расходах на неотложные государственные  нужды-, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных  доходов исходит из имеющихся  и потенциальных источников поступления  денежных средств в государственный  бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику  и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика — часть  фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов  налогов, объектов налогообложения, налоговых  ставок, условий взимания налогов, налоговых  льгот. Все эти параметры государство  регулирует таким образом, чтобы  поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным  противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с  проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной  экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных  инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, был сделан вывод, что бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики ставят перед собой различные задачи и цели, используют различные инструменты и механизмы, но взаимозависят друг от друга и не могут эффективно функционировать по отдельности.

 Воздействие государственных расходов и налогов на экономику противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос.

Государство пытается вовлечь  в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая  реальность, охватывающая все сферы  жизни страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает  влияние на величину дохода. Это  повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска  следует снижать налоги или увеличивать  государственные расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к  состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Следует, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Однако не во всех странах  бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление  денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономики.

Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут  даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни  роста, а конечный результат будет  благотворным. 
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Денежно-кредитная политика является важнейшей составной общей  экономической политики государства. Однако в связи с динамическими  изменениями в экономике, в финансово-кредитной  сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование  денежного рынка, отладка надлежащего  контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п.

Применение того ли другого  инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной  политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния  экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д.

Использование методов и  инструментов денежно-кредитной политики оказывает содействие дальнейшему  сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля за деятельностью коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Базелер У., Сабов З., Основы экономической теории/У. Базелер, З.Сабов - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 800 с.
  2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории/Е.Ф.Борисов,Ф.М.Волков. - М.: Высшая школа, 2003 - 224 с.
  3. Добрынина А.И. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, 3-е изд. Издательский дом «Питер», 2000. - 544 с.
  4. Долан Э.Дж. Макроэкономика /Э.Дж. Долан "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
  5. Зубко Н.М. Экономическая теория /Н.М.Зубко - Мн.: «НТИ АПИ», 1998. - 312 с.
  6. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит №3 за 1999. С. 3-11.
  7. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика / Б.В.Прыкин.Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 446 с.
  8. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Учебное пособие/ А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 736 с.
  9. Соловых Н.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н., Мясникова Г.Ю. Экономическая теория/Н.Н. Соловых, А.В. Соболев, Т.Н. Волкова, Г.Ю.Мясникова. Москва.- 1998 г. с. 307-309.

 


Информация о работе Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики