Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность четкой взаимосвязи таких инструментов государственного регулирования, как бюджетное и денежно-кредитное регулирование, не вызывает сомнений. Цель моей работы - показать эту взаимосвязь, проанализировать механизмы бюджетного и денежно-кредитного регулирования, оценить воздействие на национальную экономику, которое достигается благодаря этим методам регулирования.

Оглавление

Введение
Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГРНЭ.docx

— 63.34 Кб (Скачать)

Осуществляя денежно-кредитную  политику, воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Центральный  Банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Таким образом, в заключении данной главы можно сделать следующие выводы. Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

 

    1. Инструменты ДКП

 

Степень развития финансово-кредитной  системы, его инфраструктурных элементов  определяет механизм денежно-кредитной  политики, инструментарий последней, а  в конечном результате эффективность  ее проведения. Теория и практика денежно-кредитной  политики различает две группы инструментов, с помощью которых осуществляется комплекс мероприятий в реализации ее стратегической цели. При этом различают  инструменты прямого (директивного) и опосредствованного влияния на денежную массу, его структуру и активность. К наиболее важных и известных в экономической теории инструментов первой группы относят:

- механизмы наличной эмиссии,

- установление границы  кредита центрального банка, который  предоставляется правительству и банковским учреждениям;

- прямое регулирование  ссудных операций банков, установление  маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов, которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита;

- ограничение отдельных  видов деятельности коммерческих  банков на основе существующего  законодательства и отдельных  постановлений и приказов Центрального  банка.

Наиболее широко прямые методы государственного регулирования денежного  обращения применяются в странах  с переходной экономикой или слабо  развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной экономикой, где значительную роль сыграет государственный  сектор, а рыночные институты и  механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно применять  объединение прямых и опосредствованных  инструментов регулирования объема и структуры денежной массы. И  необходимо заметить, что применение прямых методов влияния денежно-кредитной  политики может быть эффективной  только на определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование  приводит к тому, что финансово-кредитные  институты приспосабливаются к  их влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает  отрицательные следствия и противоречие.

Система опосредствованного регулирования денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики, которую проводит Центральный банк:

1) осуществление операций  на открытом рынке; 

2) регулирование нормы  банковских резервов;

3) регулирование нормы  учетной ставки проценту на  займы, которые предоставляются  Центральным банком.

Использование каждого инструмента  предопределяет необходимость соответствующего механизма его реализации, которая  заключает инструментарий влияния  на конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное предложение.

Каждый метод опосредствованного регулирования может использоваться как в отдельности, так и в  совокупности с другими, при чем, в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или индивидуальный подход в использовании методов может изменяться. Применение методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики, которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие.

Наиболее весомым методом  денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, который  проводит центральный банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость существования в  стране развитого рынка государственных  ценных бумаг. Рынок государственных  обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две  функции: обслуживает государственный  долг и используется как рычаг  денежно-кредитной политики. Эти  две функции не возражают одна одну, а логически дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений. Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета.

Важность финансирования дефицита государственного бюджета  через размещение государственных  займов определяется меньшим уровнем  инфляции в сравнении с финансированием  через эмиссию наличной массы. Обслуживание дефицита бюджета за счет размещения государственного займа есть наиболее высокоэффективной формой, которая  есть проявлением высокого степени  развития финансово-кредитной системы  и его институтов, определяет финансовую возможность государства относительно обеспечения займа, повышает его  международный кредитный рейтинг.

Развитие фондового рынка  и проведения на нем государством активной денежно-кредитной политики разрешает максимально эффективно использовать все структурные элементы денежной массы и, прежде всего, временно свободные средства населения и  юридических лиц. Это разрешает  поддерживать стабильные и оптимальные  объемы денег в оборота, привлекать дополнительное количество денег через банковскую систему и осуществлять при этом контроль государством. В особенности важный этап развития рынка государственных ценных бумаг для стран с переходной экономикой, поскольку они постоянно испытывают бюджетный дефицит, а большое количество денежных ресурсов, который перераспределяется государством, используется не в производственной сфере, а для уплаты государственной задолженности и других непроизводственных затрат.

Операции по купле центральным  банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения разрешает  осуществить дополнительную денежную эмиссию за одновременного возрастания  покупательной способности населения  и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков.

Обратная операция, в которой  центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам и населению  имеет противоположный результат, который приводит к уменьшению общей  судьбы ликвидности финансовых активов. Если коммерческий банк покупает у  государства ценные бумаги, это влияет, прежде всего, на уменьшение его избыточных резервов и соответственно его возможность к предоставлению кредитов падает. Вследствие этого масса денег, что находится в оборота, а также ликвидный потенциал субъектов рынка снижается.

Проведение центральным  банком операций на открытом рынке  дает возможность решить определенные тактические цели денежно-кредитной  политики, а именно:

- осуществление бездефицитного  финансирования государственных  затрат и, соответственно управление  на этой основе государственным  долгом;

- предоставление субъектам  рыночной экономики высоколиквидных  и высоконадежных инструментов  для временного размещения собственных  финансовых ресурсов;

- предоставление возможности  центральному банку экономическими  средствами влиять не только  на спрос и предложение денег,  а и на соотношение их структурных  агрегатов -М1, М2 и МЗ;

- определение средствами  рыночного механизма реальной  стоимости государственного долга,  а значит и ценных бумаг,  которые его обслуживают. Определенная на рынке пруда проценту от ценных бумаг государства есть ориентиром рыночного проценту для других (корпоративных и частных) инструментов финансового и денежного рынков. Другим существенным фактором, который используется в денежно-кредитной политике и влияет на денежную массу есть норма обязательного резерва. Норма обязательного резерва устанавливается решением центрального банка и есть обязательной для всех коммерческих банков. Обязательные резервы - это частица банковских депозитов и других пассивов, которые аккумулированные коммерческим банком. Эта частица, соответственно установленным нормативам иd существующего Законодательства масс сохраняться каждым коммерческим банком на специальном счете центрального банка. Обязательные резервы, определенные для коммерческих банков создают своеобразную систему защиты интересов вкладчиков банка, они повышают степень надежности и ликвидности коммерческих банков. Особое значение страхование депозитов через создание обязательных резервов спешное проявляется в период финансовых кризисов и быстрого возрастания инфляционных процессов.

И кроме страхования вкладов  и поддержки стабильности и надежности коммерческого банка обязательные резервы являются одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. Изменение нормы обязательных резервов влияет на избыточные резервы и соответственно на кредитоспособность банка. Так, уменьшение обязательной резервной нормы переводит  часть обязательных резервов в избыточные, а эти самим увеличивает кредитные  ресурсы банка и создает дополнительную денежную массу в оборота. Если норма резерва повышается, то часть избыточных резервов используется для формирования обязательных резервов, который приводит к уменьшению кредитоспособности банка. Изменение резервной нормы влияет на возможность относительно создания кредитных ресурсов двумя способами:

1) влияет на размер  избыточных резервов;

2) изменяет размер денежного  мультипликатора. 

Величина денежного мультипликатора (m) обратно пропорциональной величиной нормы

обязательного процента (МR) и может быть выражена формулой[2c.48]:

 

m = 1/МR * 100 (1.1)

Информация о работе Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики