Венчурное предпринимательство: его роль в современной экономике и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение основ функционирования венчурных фирм в экономике, а также анализ современного состояния и перспектив развития венчурного бизнеса в РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства;
- изучить механизм создания венчурных фирм, плюсы и минусы венчурного предпринимательства;
- исследовать государственную поддержку венчурного предпринимательства;
- провести анализ развития венчурного бизнеса в России.

Оглавление

1. Теоретические основы венчурного предпринимательства
1.1. Зарождение венчурного предпринимательства
1.2. Механизм создания венчурных фирм. Плюсы и минусы венчурного предпринимательства
1.3 Государственная поддержка венчурного предпринимательства
2 Анализ развития венчурного бизнеса в России
2.1 Становление венчурного бизнеса в России
2.2 Современное состояние венчурного рынка России: проблемы и пути решения

Файлы: 1 файл

курсовая работа венчурное предприн.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

5 этап - Зрелость. Основные  элементы: расширение технологической  базы, совершенствование системы управления, увеличение доли на рынке. Основными источниками финансирования: средства, получаемые на рынке ценных бумаг, рынке ссудного капитала. Юридический статус фирмы меняется: из партнерства она превращается в корпорацию.

Спрос на венчурный капитал в последние годы вызвал адекватный рост числа его финансовых источников, другими словами, венчурное финансирование реализуется в разнообразных формах. По итоговым данным Европейской ассоциации венчурных фондов за 2005 г., совокупное венчурное инвестирование Великобритании и Голландии на 65% обеспечивается независимыми венчурными фондами, имеющими статус юридического лица и относящимися по форме к партнерствам закрытого типа. В соответствии с действующим в Великобритании законодательством статус партнерства закрытого типа позволяет избежать двойного налогообложения курсовой разницы при покупки и продажи корпоративных ценных бумаг. Это очень существенный момент, так как в Великобритании этот налог достигает 40% прибыли, полученной за счет игры на курсовой разницы ценных бумаг. В Голландии не существует проблемы двойного налогообложения, так как держатели пакетов акции, составляющих менее 33% уставного капитала фирмы, не выплачивают этот налог. Во Франции все наоборот, венчурные фонды не облагаются налогами, а их пайщики выплачивают налог на курсовую разницу и налог на прибыль.

Большинство независимых  венчурных фондов создается на срок 7 –10 лет. По истечении этого периода (или раньше) венчурный фонд реализует все свои пакеты корпоративных ценных бумаг и ликвидируется. Если инвесторы фонда удовлетворены полученным или ожидаемым доходом они, как правило, предлагают менеджерской команде сформировать новый венчурный фонд. На долю венчурных фондов, являющихся составными структурными подразделениями банков и корпораций (без статуса юридического лица), приходится около четверти от их общего числа. Венчурные фонды без статуса юридического лица не имеет ни каких налоговых льгот и, соответственно, им сложно конкурировать с независимыми фондами венчурного капитала. Тем не менее, крупные инвестиционные банки создают в своей структуре, и обеспечивает финансовыми ресурсами специализированные венчурные подразделения с целью диверсификации портфеля своих услуг, что в итоге помогает им значительно расширить клиентскую базу.

Государственные структуры также  финансирует венчурный бизнес. В  Голландии и в Великобритании удельный вес этого источника  составляет соответственно 7,14 и 1,5%, но под натиском частного капитала удельный вес этого источника неуклонно снижается.

1.3 Государственная поддержка венчурного предпринимательства

В целом роль государства  в области поддержки инноваций  можно свести к следующим моментам.

  • государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Так, с начала 80-х годов  государство стало стимулировать  рисковое предпринимательство. Поводом  послужила бесспорная роль катализатора, ускорителя инновационных процессов, структурной перестройки и реиндустриализации экономики. Для стимулирования процесса возникновения и развития венчур государство прибегло к несвойственной ему тактике. По существу оно стало учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, осуществляя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий и дополняя его рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических нововведения», предусматривающих ряд мер стимулирования промышленных инноваций.

В США система налоговых  льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производительной и торговой деятельностью налогоплатильщика, из сумм облагаемого налогом дохода.

Уже в 1982 г. конгресс принял закон о нововведениях и разработках в малом бизнесе, увеличивший значение малого инновационного бизнеса в проводимых за счет средств государственного бюджета НИОКР. Была сформирована специальная программа нововведений и исследований в малом бизнесе (СБИР), координатором которой стала Администрация малого бизнеса (СБА). В соответствии с программой каждое федеральное учреждение, выдающая внешним исполнителям заказы на сумму выше 100 млн. долларов, должно было 1,25% из них выдавать в виде безвозвратных субсидий на НИОР в малом бизнесе.

Чтобы помочь венчурным фондам выжить в период их становления, правительство  правительства многих западноевропейских стран проводили политику режима наибольшего благоприятствования новой форме инвестиционного финансирования. К примеру, в Голландии была разработана вплоть до 1996 г. успешно функционировала такая форма поддержки венчурных фондов, как схема РРМ. В рамках этой схемы правительство Голландии гарантировало возврат 50% возможных убытков, связанных с инвестициями венчурных фондов в частные компании. Указанная схема была опробована в начале 80-х годов, в период глубокого промышленного спада, с которым столкнулись западноевропейские страны, в том числе и Голландия. Эта мера стимулировала бурный рост венчурных фондов, а следовательно, и активные финансовые влияния правительство Нидерландов активно стимулирует создание крупных венчурных фондов, ориентированных на инвестирование крупных наукоемких проектов, имеющих стратегическое значение для страны.

Кроме национальных программ поддержки венчурного бизнеса, инициированных правительствами западноевропейскими стран, есть целый ряд международных программ, реализуемых и финансируемых Европейским Советом. Так, программа «EuroTech Capital» нацелена на создание стимулов для привлечения венчурных фондов к финансированию крупных международных проектов в области высоких технологий, реализуемых в рамках межправительственных соглашений между странами Западной Европы. Программа «Sprint» призвана совместно с венчурными фондами оказывать финансовую поддержку малым и средним фирмам, занимающихся разработкой новейших технологий. В рамках программы «Value» производится финансирование исследований по целесообразности инвестиционных проектов, ориентированных на привлечение венчурного финансирования. Программа “Joint Venture Phare” стимулирует создание совместных предприятий с участием венчурного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы.

Желая помочь фирмам на начальном  этапе их развития и тем самым  обеспечить создание новых рабочих  мест, правительства Голландии, Великобритании, Швейцарии, Франции и ряда других западноевропейских стран стали активно стимулировать индивидуальных и институциональных инвесторов вкладывать свои сбережения в так называемые венчурные трасты, привлекательные из-за того, что выплачиваемые ими дивиденды и курсовая разница между ценой покупки и ценой продажи корпоративных ценных бумаг не облагаются налогами. Плюс к этому налог на прибыль, выплачиваемый венчурными трастами, снижен на 20%. Для создания венчурного траста необходимо получить лицензию от уполномоченных государственных органов. В соответствии с действующим законодательством не менее 70% финансовых средств, аккумулированных трастами, должны инвестироваться в предприятия на начальном этапе их развития. В одно предприятие не может быть инвестировано более 1 млн. долларов США. Период функционирования венчурного траста составляет 5 лет. По истечению этого срока траст должен реализовывать все имеющиеся у него пакеты ценных бумаг и распределить полученный доход среди своих вкладчиков. Таким образом, деятельность венчурных фондов подвержена жесткому государственному регулированию.

 

2. Анализ развития венчурного бизнеса в России

2.1 Становление  венчурного бизнеса в России

В середине 80-х гг., когда  в начале "перестройки" впервые  всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические и политические условия в стране еще полностью отсутствовали. Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в после перестроечной России вплоть до конца 80-х гг. При этом, следует отметить, что рынок свободного капитала у нас до сих пор еще не сложился, поэтому, собственно говоря, и привлекать - то пока особенно нечего. Таково, во всяком случае, мнение большинства мелких и средних предпринимателей в России.

Большие надежды поначалу возлагались на иностранные инвестиции, но образ богатого простака - иностранца потускнел в сознании россиян  где - то в начале 90-х годов. С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно сравнить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70—80-х годов: есть примеры развитого успешного бизнеса за рубежом, есть первые робкие попытки внедрения нового экономического механизма, есть активная деятельность энтузиастов — венчурников, популяризация бизнеса в печатных изданиях, а бизнеса как такового — нет. Рассмотрим этапы становления венчурного бизнеса в России.

В становлении венчурного бизнеса в России можно выделить основные периоды, представленные в  табл. 1.

 

Таблица 1. Периоды становления венчурного бизнеса в России

Периоды

Краткая характеристика этапа

Основные результаты

1

2

3

1989 г.

Создание при Госкомитете  СССР по науке и технике инновационного фонда (Иннофовд)

Поддержка перспективных  научно-технических идей, разработок прикладного характера, отдельных изобретений, в том числе с долей риска

Январь

1994 г

По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и в соответствии с его программой стали создаваться венчурные фонды. В создании венчурного бизнеса в России принимали участие МГУ, Академия народного хозяйства

Было создано 11 Региональных фондов венчурного капитала (РФВК). На эти цели было выделено ЕБРР 312 млн. долл. 10 из 11 руководителей РФВК — иностранцы. Признанными центрами российского венчурного бизнеса стали Москва, Петербург, Нижний Новгород

1997 г.

Действующими в России венчурными фондами образована Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ)

Поддержка, представление  и защита профессиональных интересов организации венчурного бизнеса в России

1998 г. (до августа)

Развитие венчурного финансирования России

Помимо 40 действующих  венчурных фондов 16 восточноевропейских  фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей

1998 г. (после

августа)

Приостановка развития венчурного бизнеса России

Резкое сокращение (в 2 раза) количества венчурных фондов России

2000 г.

Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 362 (образован Венчурный инновационный фонд (ВИФ) — некоммерческая организация)

В качестве имущественного взноса Минпромнауки РФ разрешено использовать до 100 млн. руб. из средств российского фонда Технологического развития России, Минфина и МАП России. На начало 2000 г., по опенке РАВИ, в венчурных фондах было аккумулировано около 2,5—3 млрд. евро, которые могут быть инвестированы в Россию, но все эти фонды зарегистрированы за рубежом

2002 г.

Стадия становления  и развития венчурного бизнеса

Действовало около 36 компаний, которые управляли венчурным  капиталом в 3,1 млрд. долл. Преимущественно  это фонды с участием американского и европейского капиталов, Особенностью деятельности этих компаний в России является то, что ввиду значительного дефицита предложения финансовых ресурсов, сопровождающегося явным избыточным спросом на них, финансируются не венчурные, а обычные, но высокорентабельные проекты

2006 г.

Создание Российской венчурной компании (РБК), так называемого «фонда фондов», т.е. фонда, финансирующего весь спектр инноваций

Уставный капитал на 100% государственного «фонда фондов»  в форме открытого акционерного общества составит в 2006 г. 5 млрд. руб., а в 2007 г, — 10 млрд. руб. Это позволит создать от 10 до 15 венчурных фондов объемом от 50 до 100 млн. долл., в которых частным инвесторам будет предоставлено в управление до 51% активов под 3% годовых, а доля государства в лице РВК - 49%


 

Таким образом, с 1988 г. определенные надежды в этом направлении возлагались  на первые коммерческие банки. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Доля инновационных проектов в портфеле подобных "инвесторов" редко превышала 5%, что было вызвано вполне объективными экономическими причинами. Автор главы показал в работах того периода, что созданные инновационные банки будут просто нежизнеспособны, если не начнут заниматься ради самосохранения традиционным для банков коммерческим кредитованием. Дальнейший ход событий полностью подтвердил правильность этого вывода.

Начавшаяся в России в 1992 г. радикальная экономическая  реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20% в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным.

Тем не менее проводившаяся  ударными темпами приватизация привлекла  внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.

В марте 1997 г. пионеры  венчурного бизнеса в России объединились в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время  появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся  на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов.

Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся  в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России, по меньшей мере, на несколько лет. Одним из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам фондового рынка среди широких слоев населения.

Кризис 1998 г. больно ударил по отрасли, существенно снизив доходность и поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Предстояло получать обратно предоставленное до кризиса в долларовом исчислении финансирование. Осенью 1998 г. многие фонды произвели переоценку стоимости своих вложений, в ряде случаев было списано 40—60% их стоимости. Консервативные инвесторы принимали в расчет худшие макроэкономические сценарии — снижение ВВП на 10—20% в годовом исчислении, введение контроля над ценами, гиперинфляцию, существенное усиление государственного вмешательства в экономику.

Информация о работе Венчурное предпринимательство: его роль в современной экономике и проблемы развития