Управление конфликтами в общеобразовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Краткое описание

Растущая напряженность в обществе, вызванная глубокими преобразованиями всех сфер жизни, находит свое отражение и образовательных учреждениях. Конфликты между учащимися, учащимися и педагогами во многом препятствуют активно проводимой модернизации образования. Поэтому крайне важно для руководителей образовательных учреждений иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные отношения. Современную конфликтологию отличает идея согласия, которая определяет наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов.

Оглавление

Введение.
Основная часть:
1. Регулирование конфликтов в образовательном учреждении
2. Выводы.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

реферат по ц.docx

— 24.79 Кб (Скачать)

                            Поволжская социально-гуманитарная  академия

                             
 

                                                                       Доклад

                             По дисциплине «экономика образования»

                             На тему «управление конфликтами  в общеобразовательном учреждении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                      Выполнила

                                                                                                                                      Студентка 3 курса

                                                                                                                                      Экономического факультета

                                                                                                                                      Селезнёва М.А. 
 
 
 

                                              Самара 2011 

       

Содержание 

Введение.

Основная  часть: 

1. Регулирование конфликтов в образовательном учреждении

2. Выводы.

Заключение. 

Библиография. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Растущая напряженность  в обществе, вызванная глубокими  преобразованиями всех сфер жизни, находит  свое отражение и образовательных  учреждениях. Конфликты между учащимися, учащимися и педагогами во многом препятствуют активно проводимой модернизации образования. Поэтому крайне важно  для руководителей образовательных  учреждений иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные  отношения. Современную конфликтологию отличает идея согласия, которая определяет наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов. Опора на коллективные формы при регулировании конфликтов в образовательном учреждении - это объективное выражение важнейшей демократической идеи согласительных процедур при регулировании конфликтов.

В практике управления современным образовательным процессом  внутришкольный менеджмент исходит из принципа автономности, согласно которому учреждение имеет право на создание различных управленческих структур, которые функционально призваны оптимизировать уровень неопределенности в деятельности конкретной школы. Так, появляются Советы школ, Управленческие советы, Попечительские советы, где не только разрабатываются программы стратегического развития конкретного образовательного учреждения, но и «снимаются» текущие противоречивые хозяйственные, учебные, воспитательные ситуации. 

Конфликты между  участниками учебно-воспитательного  процесса являются объектом деятельности специально организованных служб в школах: конфликтологическая служба в рамках психологической службы, служба Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, служба примирения. Как показало исследование практики работы конфликтных комиссий в ряде образовательных учреждения г. Калининграда, конфликтная комиссия как традиционный и самостоятельный орган действует практически во всех школах на аттестационный (экзаменационный) период. Однако как стационарная и постоянная структура она действует в рамках, чаще всего, ученического самоуправления. Следовательно, необходимо разработать нормативные основы функционирования конфликтной комиссии на качественно новом уровне, для регулирования не только конфликтов «оценки», но и всех реальных конфликтов между всеми субъектами образовательного учреждения.

Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью введения в  школьный менеджмент институциональной  формы регулирования конфликтов между субъектами учебно-воспитательного  процесса и отсутствием научно-методического  обеспечения деятельности конфликтной  комиссии как постоянного существующего  нормативного института разрешения конфликтов.

Регулирование конфликтов в образовательном  учреждении

1) нормативное  регулирование конфликтов в образовательном  учреждении - это способ разрешения  конфликтов на основе согласительных  процедур с участием третей  стороны; в отличие от силовых  и переговорных способов нормативное  регулирование позволяет реализоваться  демократическим тенденциям менеджмента  - перехода от функции освоения  обязательных норм и правил  к функции совместного решения  проблем в различных сферах  деятельности образовательного  учреждения; 

2) возможность  функционирования конфликтной комиссии  в образовательном учреждении  определяется действующими нормативными  документами на федеральном, региональном  и локальном уровне; положения,  регулирующие деятельность конфликтной  комиссии, включают автономность  самостоятельность учреждений; права  и ответственность всех участников  образовательного процесса; порядок  решения трудовых споров (конфликтов); дисциплинарные нарушения педагогов  и учащихся и порядок их  рассмотрения; 

3) объектами  деятельности конфликтной комиссии  выступают реалистические конфликтные  ситуации и конфликты между  субъектами учебно-воспитательного  процесса, объективирующие противоречия  совместной деятельности: во взаимодействии, общении и отношениях между  педагогами, учащимися и родителями; 

4) научно-методическое  обеспечение деятельности конфликтной  комиссии отражает нормативный,  концептуальный и организационно-методический  уровни как обоснование цели совместного разрешения конфликтов на основе положений институтов арбитража и посредничества посредством адекватных реальным объектам конфликтов типов заседаний, обеспеченных процедурными и документационными средствами.

     Неспособность существующей системы управления решать актуальные проблемы в сфере образования  оказывается еще более очевидной  при сопоставлении ее возможностей с особенностями современного этапа  развития российского образования. В настоящий момент проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современных общеобразовательных учреждений. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Поэтому в настоящее время навыки управления конфликтами являются важным инструментом в работе учителя, прежде всего потому, что осознанное применение соответствующих приемов содействует улучшению качества коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога.

     1.Управление  конфликтами в образовательном  учреждении является открытой, сложной,  нелинейной, динамической системой и требует синергетического обоснования методологических основ. В диссипативной образовательной среде в специально организованных условиях может возникнуть вполне определенный набор структур, определяемых свойствами самой образовательной среды. Управление образовательным процессом при этом направлено на то, чтобы возникли не любые возможные, а заданные структуры. В системе управления конфликтами возможно применение механизмов надежного и гибкого реагирования на флуктуационные возмущения среды в виде соответствующих управляющих воздействий, позволяющих системе либо оставаться на своем аттракторе и сохранять в целом тип поведения, свойственный на данном этапе системе, либо изменить тенденции системы (в случае если воздействие эффективно для учебно-воспитательной работы образовательного учреждения) при переводе состояния системы в область притяжения другого аттрактора. Причем достаточно «возбудить» посредством управленческих воздействий действие внутренних тенденций, и система сама создаст необходимую структуру.

     2. Избежать бифуркационной стратегии развития образовательного учреждения позволяют педагогические законы гуманизации и личностноориентированного подхода при принятии управленческих решений в конфликтной ситуации. Поэтому педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении можно обозначить как целенаправленный субъект-субъектный процесс развития и конструктивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия средствами и приемами учебно-воспитательного характера. Сущность педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в преодолении имеющихся противоречий и формировании у субъектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации на основе научно обоснованной технологии педагогического управления конфликтами.

     3. Подготовка и реализация социальных и воспитательных проектов в рамках педагогического управления конфликтами должна опираться на принципы, которые условно разделяются на две относительно самостоятельные группы: фундаментальные принципы системности и синергетизма, касающиеся прежде всего вопросов структуры и организации исследовательской работы по проблеме синергетического подхода в педагогике управления, и принципы прикладного характера, адресованные к технологии и процессуальным особенностям управления конфликтами в учебно-воспитательном процессе школы (принцип коммуникативности, принцип структурности и иерархичности, принцип развития через самоорганизацию, принцип педагогического моделирования синергетических объектов и процессов образования и развития личности, принцип диалогичности, ситуационный и событийный принципы).

     4. Модель педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении состоит из ряда этапов: построение ориентировочной основы деятельности педагогического управления конфликтами, программно-целевой этап реализации педагогического управления конфликтами, исполнительный этап реализации разработанной антиконфликтной программы, контрольно-оценочный этап, осуществляемый на каждом из этапов действующей модели, а также позволяющий осуществить аналитическую работу по сличению задаваемых программным блоком целей управленческой деятельности и конечными результатами, или структурно-аналитический этап модели.

     5. Система управления в образовании, учитывающая изменения в подходах и принципах, технологиях управления в условиях непредсказуемости флуктуативных воздействий внешней среды, должна «уходить» от практики «устранения узких мест» и введения отдельных, локальных, мероприятий к долговременной антиконфликтной стратегии в образовании, основанной на использовании специально разработанной технологии. Технология педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении представляет собой совокупность внешних и внутренних действий педагога и учащихся, направленных на последовательное осуществление этапов педагогического управления конфликтами в их объективной зависимости, где важную роль играет личность педагога.  
 
 

Выводы:

1. Объективность  существования конфликтов в любой  совместной деятельности определяет  необходимость разработки научно-методических  основ их разрешения. 

2. Регулирование  как наиболее «мягкий» из видов  разрешения конфликтов предполагает  вариативность способов, зависящих  от объективных факторов конкретного  конфликта. 

3. Сочетание  ситуативных, эмоциональных, временных  и сущностных факторов определяет  способ регулирования конфликтов  в образовательном учреждении. 

4. Сравнительный  анализ использования в практике  внутришкольно-го менеджмента институциональных форм нормативного регулирования конфликтов показал, что конфликтные комиссии не обеспечены научно-методическим комплексом. 

5. Иерархия федерального, регионального и локального уровней  нормативного основания деятельности  образовательных учреждений доказывает  необходимость специального самостоятельного  органа, регулирующего как трудовые  отношения, так и право педагогов,  родителей и детей участвовать  в разрешении конфликтов. 

Информация о работе Управление конфликтами в общеобразовательном учреждении