«Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Невозможно представить себе развитие любого цивилизованного общества без изучения экономической теории и применения ее конкретно к каждому государству. Описать все процессы макроэкономики в одной работе невозможно, и поэтому я решила остановиться на наиболее актуальной проблемой современности. Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по- видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.Теневая экономика: понятие, сущность, измерение.
Определение теневой экономики………………………………...4-6
Многообразие форм теневой экономики……………………...6-16
Микрометоды измерения теневой экономики……………..16-20
Макрометоды измерения теневой экономики……………..20-23
Сравнение разных методов оценки теневой экономики……..23

Глава 2. Причины и формы теневой экономики.
2.1 Универсальные причины теневой экономики……………..24-30
2.2 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику………………………………………………………….30-35
Глава 3. Роль теневой экономики в развитие экономических систем.
3.1 Всемирный характер теневой экономики…………………36-41
3.2 Теневая экономика как элемент всемирной экономической истории…………………………………………………………..42-43
3.3 Теневая экономика как фактор ускорения общественного развития………………………………………………………… 43-45
3.4 Теневая экономика как фактор торможения общественного развития………………………………………………………….45-47
Заключение…………………………………………………………...48
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 115.86 Кб (Скачать)

  В целом наличие и воспроизводство  подсистемы теневой экономики в  рамках рыночного хозяйства можно  попытаться объяснить и с учетом некоторых общефилософских положений, в частности соотношения идеального и реального в социально-экономических  системах. Вероятно, следует считать  вполне доказанным, что ни одна из реально  существовавших или существующих систем не была идеальной. Рыночное хозяйство, несмотря на его экономическую эффективность,  также далеко от совершенства. Постоянно  воспроизводящаяся теневая экономика  является тому подтверждением. Философы утверждают, что по идеалу жить невозможно, это утопия, но к нему необходимо стремиться. Применительно к теневой  экономике это положение можно  сформулировать следующим образом: в рыночном хозяйстве всегда находится  место для теневой экономики, она бессмертна, но необходимо стремиться к минимизации ее масштабов.

  Посмотрим на причины теневой экономики  с точки зрения соотношения объективного и субъективного. Наличие объективных  причин теневой экономики позволяет  сделать вывод: пока будет существовать  рыночное хозяйство, будет существовать и теневая экономика как одна из его подсистем. Однако государственное  воздействие не теневую экономику, степень его эффективности во многом зависят от факторов субъективного  характера. К примеру, экономическая  причина теневой экономики –  стремление к экономической выгоде. Но от государства во многом зависит, какие условия созданы для реализации экономических интересов, здоровой с правовой и этической точек зрения конкуренции – основы предпринимательства. Известно также, что малоимущие слои населения являются питательной средой для теневой экономики. Это объективная закономерность. Но просчеты, ошибки, а подчас и некомпетентность государства в социальной политике ведут к бурному росту этих слоев и соответственно росту масштабов теневой экономики. Коррупция госчиновников – вечная проблема, но ее гипертрофированные масштабы во многих странах объясняются преимущественно субъективными факторами.

  Различные причины существования и постоянного  воспроизводства теневой экономики  обуславливают ее неоднородность, наличие  ряда сегментов теневой активности, значительно отличающих друг от друга.         

    2.2     Формы и методы  государственного  воздействия на  теневую экономику.

   Винить государство в существовании теневой экономики как такой бессмысленно. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что разрастается порой до значительных масштабов. Рассмотрим вопрос об ответственности государства за масштабы различных секторов теневой экономики.

  Прежде  всего, стоит обратить внимание на то, что государство подчас становится непосредственным участником теневой  экономики.

  Случаи  участия государства в производственной деятельности, традиционно носящей  криминальный характер, довольно редки. В качестве примеров субъектов подобной деятельности можно провести военизированные  политические образования, претендующие на роль государственных структур остро  нуждающиеся в финансовых средствах  и использующие в качестве их источника  криминальный, а следовательно, сверхдоходный бизнес. Афганское движение  талибов делает ставку на наркобизнес, чеченские сепаратисты – на торговлю людьми, ангольское движение УНИТА – на незаконную добычу алмазов и золота и незаконную торговлю ими.

  Как правило, государство ведет жесткую  борьбу с традиционным криминалом. Однако случается, что в то же самое  время оно само же может оказаться  вовлеченным в преступную экономическую  деятельность. Питательной средой для  этого служит олигархические структуры, образующиеся в результате слияния  капитала и власти. Внушительные масштабы приобрела коррупция. Борьба с этим видом теневой экономики особенно сложна, так как речь идет о влиятельных  представителях самого государства  и крупного капитала.

  Государство несет большую ответственность  за масштабы вынужденной теневой  экономики. Непродуманная социально-экономическая  политика загоняет в тень многих хозяйствующих  субъектов. При улучшении же экономической  ситуации они часто ее покидают.

  В целом степень ответственности  государства за масштабы теневой  экономики и наносимый ущерб может быть оценена по следующим направлениям:

  - нарушение самим государством  правовых норм, морально- нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);

  - теневые сговоры государства  и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества;

  - коррупция государственных чиновников, превращение государственных институтов в систему, которую можно определить как коррумпированное государство;

  - непрофессионализм государственных  политиков и их субъективные  ошибки и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие  вынужденной внелегальной экономики.

  Рассмотрение  форм и методов воздействия на теневую экономику логично начать с более общего вопроса, являющегося  предметом оживленной дискуссии  в мировой и отечественной  экономической науке, - о регулирующей роли государства в экономике.

  Обосновывая подходы к государственному вмешательству  в экономику, западные теоретики  ссылаются на две симметрические теории – «провала рынка» и «провала государства». В то время как сторонники государственного активизма исходя  из «провала рынка», неконсерваторы обосновывают необходимость приватизации и дерегулирования, делая упор на « провал государства», который, по их мнению, перевешает «провал рынка».

  По  видимому, в равной степени правы и не правы и те, и другие. Абсолютизация рыночных отношений и государственного регулирования, так же как и их отрицание, не имеет достаточных оснований. Необходимо их сочетание. Там , где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий и прямых форм вмешательства государства в экономическую деятельность требует использования более гибких частных и смешанных форм собственности и предпринимательства, косвенного экономического регулирования. Особенное значение приобретает роль государства в процессах развития и трансформации, которые переживают многие менее развитые страны и страны с переходной экономикой.

  Усложнение  функций государства связано  с развитием многообразных совместных действий государства, частного бизнеса, гражданского общества на всех уровнях  регулирования – макроэкономическом , мезоэкономическом ( региональном и отраслевом), а также на микроэкономическом. Возникла сложная система институциональных взаимоотношений: консультативные советы, комиссии, конференции и т.п. Все это предъявляет жесткие и разносторонние  требования к аппарату государственного управления, качеству принимаемых решений, уровню работы регулирующих органов, квалификации, профессионализму и компетентности государственных чиновников.

  Из  всего многообразия возможных терминов («государственная политика», « государственное  регулирование», « государственное  вмешательство» и т.п.)  используется термин «государственное воздействие» на теневую экономику, который представляется нам наиболее адекватным, так как  сочетает в себе элементы регулирования  экономической жизни и элементы прямого государственного вмешательства  в ее теневую составляющую. Он также  подразумевает само действие и наличие  политической воли, тогда как экономическая  политика может быть политикой бездействия. Термин «воздействие» также включает в себя не только прямые действия государства  по отношению к теневой экономике, но и сотрудничество с институтами  гражданского общества.

  Методы  государственного воздействия на теневую  экономику тесно связаны с  ее масштабами. Так как на теневой  хозяйственный оборот, естественно, недоступен для официальной статистики, актуальна проблема оценки размеров теневой экономики. Конечно, в  реальной жизни все истоки теневой экономики  переплетены, их не всегда можно четко  разграничить без специальных методов  проверки достоверности информации о хозяйственных процессах. Для  этой цели используются следующие методы:

  - монетарный метод, строящийся  на основе гипотезе об использовании  во внелегальных расчетах исключительно  наличных средств ( динамика движения наличной денежной массы позволяет судить о размерах внелегальной экономики);

  - метод балансов расходов и  доходов, при котором декларируемые доходы сравниваются с суммой расходов, реальным объемом потребления товаров и услуг;

  - анализ занятости, предполагающий, что сохраняющийся длительное  время высокий уровень незарегистрированной  безработицы свидетельствует о  наличии широких возможностей  для занятости во внелегальном  секторе ( число незарегистрированных безработных косвенно свидетельствует о размерах теневой экономики);

  - метод технологических коэффициентов,  позволяющий получить данные  о реальном объеме выпуска  продукции на основе известных  технологических коэффициентов  затрат (например, сопоставляются данные  о динамики потребляемой электроэнергии  и динамике декларируемого выпуска  продукции);

  - метод опрос домашних хозяйств  и руководителей предприятий,  позволяющих дать экспертные  оценки величины теневого сектора;

  - социологический, заключающийся в анализе особых норм, по которым совершаются, частоты их применения при заключение сделок;

    Можно выделить несколько основных  направлений государственного воздействия  на теневую экономик:

  1. Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

  - минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;

  - формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

  - эффективное антимонопольное регулирование;

  - фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики;

  2. Хозяйственное законодательство очерчивает после легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

  - приемлемый уровень налогов   и таможенных пошлин;

  - прозрачность финансовой деятельности  хозяйствующих субъектов;

  - упрощенные формы регистрации  и отчетности;

  - ответсвенность банков перед  вкладчиками;

  3. Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX в. многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются;

  - формирование социального государства;

  - установление достойного прожиточного  минимума;

  - недопущение глубокой социальной  дифференциации общества;

  - минимизация теневых операций  в системе трудовых отношений;

  - особое внимание к проблеме  занятости молодежи;

  4. Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов воздействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержка наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

  - равноудаленность бизнеса и власти;

  - государственная поддержка малого  и среднего бизнеса;

Информация о работе «Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы