Теневая экономика в России: современное состояние, проблемы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является стремление разобраться в сущности такого негативного явления, как теневая экономика в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1.1 Структура теневой экономики
1.2 Причины развития теневой экономики
1.3 Влияние теневой экономики на развитие страны
2. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. МАСШТАБЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1 Развитие теневой экономики в России
2.2 Оценка масштабов теневой экономики в России
2.3 Основные факторы и условия развития теневого сектора в России
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     

Вообще можно выделить несколько факторов, определивших масштабы и степень распространения теневого сектора в экономике нашей страны. При этом существуют как общие, «фоновые» факторы, так и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенных периодов времени.

     

Первым «фоновым»  фактором можно считать присущие России с давних времен традиции противостояния граждан государству, то есть «незаконосообразное» по отношению к государству поведение граждан – обман ими государства в той или иной форме – не является предметом морального осуждения со стороны общественного мнения.

     

Второй «фоновый»  фактор возник вместе с разрушением  партийно-государственных структур СССР и заключается в резком снижении уровня и действенности защиты государством легальных правомочий собственности. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении законодательных ниш, так и о неисполнении имеющихся указов и законов. Следует отметить также низкую эффективность судебной системы разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.

     

В числе факторов временного действия необходимо выделить прежде всего «стартовые», относившиеся к самому началу нынешних реформ.

     

Во-первых, здесь необходимо отметить введение договорных цен на внеплановую продукцию государственных и всю продукцию негосударственных предприятий. А также само разрешение создавать подобные предприятия.

     

Во-вторых, важным стартовым фактором стала либерализация  значительной части цен, сочетавшаяся с ликвидацией института плановых поставок, переходом к  самостоятельному поиску партнеров на рынке, неразвитостью банковской сети, а также и высокими темпами инфляции.

     

Кроме того, определенную роль в формировании нынешних масштабов  неформального сектора сыграл фактор, обусловленный особенностями чекового этапа приватизации  и связанный с закрепленными льготами для трудовых коллективов.

     

И конечно же, необходимо отметить один из наиболее значимых факторов поддержания и расширение теневого сектора такой, как налоговая политика государства – начиная с величины налогового бремени и кончая конкретными правилами изъятия налогов. Непомерно высокий уровень налогообложения обрекает многие предприятия на разорение, если они не выведут часть своих доходов в теневую сферу [8, c. 24 – 26].

     

В заключение можно  сказать, что, учитывая все вышеперечисленное, справедливо будет утверждение: теневая активность предприятий – это реакция на неадекватное регулирование государства.

  1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
 

       

Для начала дадим  определение такому явлению, как коррупция. Коррупция - это противозаконная деятельность должностного лица на своем посту, направленная на удовлетворение личных интересов, приносящая вред его работодателю (государству, фирме и другим организациям).  К ней относят в основном взятки и прочие поборы чиновников [17].

       

Как известно, теневая экономика и коррупция – социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

       

Предпосылки такой тесной взаимосвязи состоят в следующем: во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления; во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование; в-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес; в-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики; в-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики [4, c. 4].

       

О росте теневой  экономики и коррупции в современной  России говорят многочисленные отечественные  и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Что касается масштабов, то по исследованиям в России в 2005 году совершено 39 млн коррупционных сделок, в среднем 7% оборота компаний превращаются в коррупционный доход, а шансы взяточника подвергнуться уголовному наказанию составляют лишь 0,0013 % [12, c. 8].

Самыми серьезными административными барьер

а

ми, провоцирующими коррупцию, респонденты называют: сложную процедуру регистрации бизнеса, необходимость лицензирования, получения раз

решений со стороны местных властей (даже при наличии лицензии), регулярные прове

р

ки, в ходе которых проверяющие

заботятся не о ликвидации выявленных пр

о

верками недостатков, а о получени

и неформальных вознаграждений

 

[12,

c

. 8]

.

       

 Самый распространенный способ коррупции – это взяточничество. Как известно, оно значительно снижает уровень доверия к власти.

Наиболее взятк

о

емкими, по мнению экспертов, являются отношения предпринимателей и ч

и

новников при получении помещения в аренду или в собственность, в этой же с

фере наиболее высоки административные издержки.

 

По данным фонда «Индем», ежегодный объем российского рынка взяток чиновникам и должностным лицам всех рангов определяется в 316 млрд. долларов [15, c. 10].

       

Более того, в России коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения льгот, лицензирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами.

       

Известно также, что коррупция тесно связана с организованной преступностью и целенаправленно стимулируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи «перекачивают» государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, так как только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. Учитывая это, коррупционную связь стоит рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики [18].

     

Итак, опасность коррупции очевидна: она способствует расширению теневой экономики, сокращению налоговых сборов, снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Нарушаются рыночные отношения. Преимущество получает не тот, кто способен выдержать конкуренцию, а тот, кто получает незаконные льготы.  В отношении политической системы страны и ее демократических институтов развитие коррупции может привести к неконтролируемой политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти. Например, нередки проявления коррупции в избирательном процессе (подкуп избирателей, незаконная благотворительность и т.д.), что представляет собой угрозу демократическим выборам, избирательным правам и свободам.  Не надо забывать, что помимо всего перечисленного также наносится ущерб нравственным устоям общества [15, c. 11]. Учитывая все вышесказанное, видится необходимым принятие срочных мер по снижению коррупции до уровня подконотрольности ее обществу.

     

Сегодня, когда о данном явлении много говорят и пишут, можно утверждать, то Россия давно уже стала на путь оздоровления. Действительно меры по искоренению коррупции принимаются уже давно:  

     

-  в 1997 г.  Президент подписал Указ «Об  утверждении концепции   национальной безопасности»;

     

-  в 2003 г. Указом Президента создан Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, а при нем комиссия по противодействию коррупции. 

     

-  в 2006 г. Россией ратифицирована Страсбургская Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» [15, c. 10].     

      

 И, тем  не менее, нужно признать, что  результаты антикоррупционной деятельности пока не вполне  адекватны степени реального ущерба, причиняемого обществу и государству.  Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России слишком тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества [4, c. 6].

      

Учитывая вышеизложенное, необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную программу интеграции здоровой части теневой экономики (под здоровой теневой экономикой автор, скорее всего, понимает экономическую деятельность домашних хозяйств, а также новые виды бизнеса и новые предприятия, не успевшие освоится на легальном рынке)  и официальной экономики. Для этого требуется следующее:

  1. Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков»-хозяйственников и отражение этого разделения в новых правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
  2. Корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная к ужесточению уголовно-правовых методов.
  3. Разработка и реализация действенных мер защиты населения государством от финансовых мошенничеств, обеспечение гарантий защищенности сбережений и капиталов.
  4. Проведение особой политики по отношению проживающих за рубежом «новых русских», разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс [6, c. 10 – 11].

      

Кроме того, имеет  смысл для отслеживания и установления скрытых (а именно такими и является большинство преступлений экономической направленности) преступлений определить с помощью анализа наиболее прибыльные предприятия, контроль над которыми обеспечивает политическую и экономическую мощь преступного сообщества, а также обеспечить  перевес сил правопорядка для защиты важнейших предприятий, безопасности которых угрожают преступные организации.

      

В целом же, по мнению экспертов, сократить размеры теневого сектора и довести его долю до приемлемого уровня чаще всего удается путем снижения налогового гнета для хозяйствующих субъектов и активной дебюрократизации экономики. Чтобы вывести бизнес из тени и, соответственно, нести издержки, связанные с легализацией своей деятельности, хозяйствующий субъект должен иметь стимул, выражающийся в конкретном размере выгоды, превышающем выгоду от нелегальной деятельности.  Наряду с этим известно, что теневая составляющая велика именно на несформировавшихся рынках, где отсутствует организующее начало в лице крупных игроков, способных извлекать выгоду из своего легального положения. Следовательно, можно сделать вывод, что в повышенном внимании нуждаются именно новые, малоизвестные рынки товаров и услуг.

      

Также, по данным Госкомстата, доля теневой экономики сокращается в результате таких мер, как дерегулирование экономики и отчасти благодаря росту официального сектора.

      

И конечно, необходимо помнить, что немаловажную роль играет экономический закон рынка, о котором говорилось ранее, – равенство при обмене товаров между продавцом и покупателем. Обеспечение и регулирование справедливого обмена – функция государства. Кроме того, в России нужны, во-первых, более жесткие законы, которые четко определяли бы, что запрещено и какое последует наказание за нарушение этих законов. А, во-вторых, безусловно, необходимо, чтобы эти законы выполнялись. И, конечно же, в эту систему мер по ограничению теневой экономики необходимо включить такие мероприятия, как стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом, формирование справедливой высокопрофессиональной правоохранительной системы.

      

Но главное, принципиально  важно обеспечить контроль государства  за деятельностью теневых структур, действующих на стратегически важных для экономики страны предприятиях. Это является важнейшим условием ослабления влияния теневых структур на экономику страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теневая экономика в России: современное состояние, проблемы и пути решения