Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:38, курсовая работа
Целью данной работы является стремление разобраться в сущности такого негативного явления, как теневая экономика в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1.1 Структура теневой экономики
1.2 Причины развития теневой экономики
1.3 Влияние теневой экономики на развитие страны
2. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. МАСШТАБЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1 Развитие теневой экономики в России
2.2 Оценка масштабов теневой экономики в России
2.3 Основные факторы и условия развития теневого сектора в России
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С. Чернов, в свою очередь, считает, что зародыш экономической преступности кроется в товаре - элементарной клеточке рыночного хозяйства. Всякий товар заключает в себе противоречие между двумя своими свойствами - потребительной стоимостью и просто стоимостью [16, c. 10]. Если продавца интересует стоимость товара (цена), то покупателя - потребительная стоимость (полезность). Первый желает продать товар дороже, чем он действительно стоит, второй, наоборот, приобрести дешевле реальной стоимости. Экономический закон рынка - равенство при обмене товаров, интуитивное стремление участников рынка - избежать равенства, иначе говоря, обойти закон. Это противоречие, конечно, не носит фатального характера в том смысле, что пока существует товар, будет теневая экономика и бороться с нею бесполезно [16, c. 11]. На страже справедливого рыночного обмена стоит государство, которое должно наказывать нарушителей в соответствии с законом.
Вообще, как известно,
для всех регионов мира причины теневой
экономики различны, однако, комплекс
причин существования теневого бизнеса,
в особенности, если иметь в виду не самые
устоявшиеся отрасли рыночной экономики,
почти всегда включает такие составляющие,
как высокий уровень налогообложения,
экономическая и политическая нестабильность,
кризисное состояние экономики, незащищенность
прав собственности и неблагоприятный
социальный фон. Все эти факторы, в свою
очередь, напрямую зависят от действий
правительства.
Как это ни покажется странным, влияние теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, рост теневой экономики приводит к снижению собираемости налогов и занижению экономических показателей. C другой стороны, он создает дополнительную занятость в новых секторах экономики и являет собой, по сути, резерв роста официальной экономики в будущем и подстраховывая общество на случай серьезного экономического кризиса [1, c. 13]. Неслучайно многие люди покидают традиционные сектора экономики, предприятия среднего и крупного размера, по которым ведется детальная статистика, и переходят в малый бизнес и сферу розничной торговли и услуг. Иными словами, теневая экономика отражает действие рыночных механизмов [11, c. 9].
Швейцарский экономист Д. Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
В то же время, когда доля «серого» сектора слишком велика, теневая экономика действует на официальную экономику угнетающе, так как для участников хозяйственной деятельности существуют разные правила игры, нарушается конкуренция, а это – «прямой вычет» из темпов экономического роста [1, c. 13]. К сожалению, точно определить «безвредный» объем теневого сектора в экономике страны практически невозможно, так как все зависит от разнообразных факторов и условий, а также экономической ситуации по стране в целом. Чаще всего, это вопрос дискуссионный. Однако можно с уверенностью сказать, что масштабы «тени» не должны принимать угрожающие размеры, когда большинство предприятий действуют нелегально или на грани закона. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» разновидности теневой экономики. Происходит не только антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом, но также разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; кроме того, «чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых правилах [9, c. 19]. Усиление коррупции, криминального террора способствует субъективизации экономических процессов, заставляя участников рыночных отношений руководствоваться не объективными экономическими законами, предполагающими честную конкурентную борьбу, а логикой выживания в условиях экономической войны. Более того, в предпринимательскую среду обычно привносят нравы и обычаи криминального мира. Как следствие, растет социальная напряженность: снижаются стимулы к производительному честному труду, идея «чистого» бизнеса теряет привлекательность, происходит отток частных, в том числе иностранных, инвестиций законопослушных агентов рынка [16, c. 12].
Таким образом,
несмотря на некоторые общепризнанные
положительные стороны теневой экономики,
неумеренное развитие теневого сектора
ведет к нарушению правил игры в условиях
рынка, которое, в свою очередь, является
причиной многих социально-экономических
негативных последствий и изменения не
в лучшую сторону хозяйственной системы
страны в целом.
МАСШТАБЫ
И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1 Развитие теневой экономики в России.
Теневая экономика заслуженно привлекает все большее внимание отечественных исследователей, так как растет понимание того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского хозяйства. Общеизвестно, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она прекрасно существовала и в советский период [14, c. 25]. В то же время теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. И хотя довольно сложно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны.
Теневая экономика качественно разнородна, как и ее субъекты, их движущие интересы, поэтому возможны различные критерии разграничения ее элементов. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования и используемых методов образуют своего рода пирамиду [6, c. 5]:
- место на «вершине пирамиды», по мнению экспертов, занимают некоторые коррумпированные представители региональной бюрократии, обладающие значительным влиянием; работники корпораций и торговых фирм, государственных и акционерных предприятий, некоторые коррумпированные работники правоохранительных органов и криминальные авторитеты;
- место в «центре» эксперты отводят менее влиятельным представителям тех же социальных групп, уже представленных на вершине иерархии, а также предпринимателям и некоторым высокооплачиваемым профессионалам из числа специалистов, связанных с деятельностью теневых структур;
- в «основании пирамиды», по мнению экспертов, находится значительная часть специалистов, представителей трудовых коллективов государственных и частных предприятий, а также безработные и переселенцы, оплата труда которых зависит от деятельности теневых структур [3, c. 71].
Августовский кризис 1998 года привел к значительным переменам российской экономике. Произошло слияние теневых структур с вновь формируемыми рыночными институтами. Это, в свою очередь, обеспечило теневым структурам рост их конкурентных возможностей в различных секторах современной экономики. Слияние легальных и теневых структур, а по сути формирование мафиозных структур, безусловно, усилило угрозы последних, сделало их более опасными, обеспечивая достижение целей любыми средствами. Кроме того, произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности: если в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий, то в постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство. Расширилась "тень" и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции. Но главное все-таки в ином – в качественной трансформации функций теневого сектора и теневых отношений, связанной с переходом от советской к постсоветской хозяйственной системе [14, c. 22].
Итак, за годы реформ
теневая экономика заняла в российском
обществе качественно новую нишу. Раньше
она выступала в роли антагониста идеологической
системы и командной экономики, хотя и
компенсировала определенные изъяны последней.
Теперь же она и официальная экономика
имеют общую рыночную основу и в некоторой
мере общую идеологическую базу.
2.2 Оценка масштабов теневой экономики в России.
Известно, что в настоящее время в России объем теневых доходов, с которых граждане не платят налоги, не сокращается. Об этом свидетельствуют и материалы Федеральной службы государственной статистки, и расчеты независимых экспертов. В «тени» по-прежнему производится скрытая оплата – это не только пресловутые «конверты», которые выдаются помимо бухгалтерских ведомостей. Так же осуществляются расчеты с продавцами на рынках, так же передаются деньги за строительные и ремонтные работы. В «тени» функционируют многие предприятия малого бизнеса. Словом, это широко распространенная у нас практика.
В то же время в экономической теории трудно найти пример другого явления, сравнимого по масштабам с теневой экономикой, которое было бы настолько слабо изучено [1, c. 11].
Вообще, оценка теневого сектора экономики – весьма сложная задача, поскольку «теневики», очевидно, не испытывают желания показывать масштабы своей деятельности и не докладывают статорганам о размерах своего реального хозяйственного оборота. Следовательно, прямая и стопроцентно статистически достоверная оценка масштабов «затенения» невозможна. Кроме того, применение различных методов обычно приводит к значительным расхождениям в результатах. Однако сейчас все государства (и Россия в том числе) стремятся учитывать теневую экономику в объемах производства [6, c. 4]. В настоящее время Россия занимает шестое место в мире по объемам теневой экономике, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии [2, c. 18]. По данным Госкомстата, теневая составляющая российской экономики достигла критических величин: доля нелегального сектора в ВВП России официально оценивается в 25%. Однако специалисты МВД оценивают ее в 45 – 50%, а опираясь на ряд косвенных показателей, можно утверждать, что этот процент еще выше [6, c. 4]. Если верить оценкам экспертов, то это означает, что теневая экономика в России находится на среднем уровне для развивающихся стран, примерно в 2 раза превосходит другие страны с переходной экономикой [7, c. 20].
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. К сожалению, некоторые сферы практически полностью ушли в «тень». Так, по данным Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 10% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 54%, так как магазины, чтобы хоть как-то конкурировать с рынками, которые не платят налоги, вынуждены хитрить, тоже уходить от уплаты налогов [5, c. 6]. Кроме того, в нашей стране постоянно появляются какие-то новые и не очень легальные виды бизнеса. Также есть основания считать, что в теневой экономике задействовано 50% представителей легального корпоративного бизнеса, в том числе посреднические фирмы, оффшорные компании и банки. Они ежегодно скрывают 70 – 80 млрд рублей налоговых платежей и оставляют за рубежом 1,2 – 1,5 млрд долларов [13, c. 35].
О малом бизнесе стоит сказать, что он, по крайней мере, на 50% работает в «тени» [10, c.9]. Связано это может быть с тем, что условия для малого бизнеса созданы далеко не идеальные. И в то же время контроля тоже не хватает. Как бы то ни было, общие бюджетные потери от этого сектора бизнеса составляют ежегодно 12 – 15 млрд рублей. Из тысяч фирм, разного рода АО, товариществ, финансовых организаций, функционирующих с формальной временной легитимностью или без всякой регистрации, 35% не представляют никакой отчетности и не платят налогов, каждое пятое указывает лишь 15% своих доходов, 90% ведут двойную, тройную бухгалтерию [13, c. 36]. Кроме того, удивительным парадоксом нашей экономической статистики является то, что к теневой экономике, к ее неформальной, неофициальной группе, принято относить товары и услуги, отнюдь не подпольно произведенные в домашнем хозяйстве. Получается это потому, что в валовой внутренний продукт не включается продукция частных хозяйств.
Ниже представлены некоторые оценки теневого сектора в разных отраслях: сельское хозяйство – 71%; жилищное хозяйство – 58,5%; торговля и общественное питание – 54,8%; непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 28,1%; транспорт – 14,8%; здравоохранение и социальное обеспечение – 13,8%; строительство – 10,7%; управление – 8,1%; промышленность – 6,8; образование, культура и искусство – 5,6% [5, c.8].
В целом же теневая экономика уводит из консолидированного бюджета 350—420 млрд рублей налоговых платежей [13, c. 36].
2.3 Основные факторы и условия развития теневого сектора в России.
Известно, что условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики. Кроме того, до настоящего времени в нашей стране отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушение предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов, что создает дополнительные нарушения очередности платежей. Также существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем. И в дополнение ко всему, отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушенй. Кроме того, в значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри промышленно-финансовых групп [18].
Информация о работе Теневая экономика в России: современное состояние, проблемы и пути решения