Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 15:27, курсовая работа
Данная тема является очень актуальной в наши дни, так как не столь давно России пришлось пройти через череду экономических кризисов и до сих пор страна нуждается в четкой антикризисной политике. Кроме того, кризисы в России имеют много специфических особенностей, что связано с историей государства и зачастую с российским менталитетом.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1: СТРУКТУРНЫЕ КРИЗИСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЦИКЛАМИ 5
1.1.ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ. 5
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 20
ГЛАВА 2: ВСЕМИРНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СТРАНЫ, А В ЧАСТНОСТИ НА РОССИЮ. 23
ГЛАВА 3: АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА 2009 ГОД. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Развитие аэродромов экспериментальной авиации, в том числе
аэродрома Ульяновск-Восточный.
2.2.4.8. Обеспечение размещения облигаций ОАО «РЖД» для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы. (В настоящее время зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций на сумму в 100 млрд. рублей. Размещение облигаций планируется ежемесячно (февраль-май 2009 г.) по 30 млрд. рублей в месяц.)
2.2.4.9. Компенсация (в форме увеличения уставного капитала) недополученных расходов ОАО «РЖД» в связи со снижением темпов индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год – на 8% вместо запланированных ране 14%.
2.2.4.10. Компенсация (в форме увеличения уставного капитала) недополученных доходов ОАО «РЖД» в связи со льготным проездом школьников, учащихся и студентов.
Взнос в уставной капитал ОАО «РЖД» в целях строительства 53
км. ж/д участка Яйва-Соликамск за счет поступлений в федеральный бюджет средств от ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»
2.2.4.12. Осуществление государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры (в части действующих ФЦП Безопасность дорожного движения и подпрограммы «автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)»). Увеличение до 95% размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. (суммарно - 263,0 млрд.руб., ФЦП сократилась на 29%)
2.2.4.13. Реализация проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации (суммарно 85,7 млрд.руб., сокращение финансирования)
2.2.5. Жилищное строительство и ЖКХ
2.2.5.1. Реализация ФЦП «Жилище» (суммарно - 61,4 млрд.руб.)
Выполнение
государственных обязательств
Реализация
государственных жилищных
2.2.5.2. Обеспечение жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции субъектам Российской Федерации)
2.2.5.3. Приобретение в 2008-2009 годах жилья эконом-класса в многоквартирных домах с высокой степенью строительной готовности, а также возводимых с привлечением средств граждан, субъектами РФ для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств государственной корпорации – Фонда содействий реформированию ЖКХ при условии завершения строительства таких домов в срок не более 6 мес. Со дня заключения соотв. гос контракта. (за счет разрешения использования 50 млрд.руб средств уставного фонда Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства)
2.2.5.4. Предоставление возможности семьям, имеющим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, с 2009 г. направлять указанные средства на улучшение жилищных условий (погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и по займам, в том числе ипотечным). (Согласно оценочному расчету, который вошел в состав поправок к закону о бюджете, потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели должно будет потрачено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.)
2.2.5.5. Реструктуризация ипотечных кредитов для лиц, потерявших работу через АИЖК (Выделено 60 млрд.руб, потрачено в 2008 Г. – 8,4 млрд.руб, на 2009 г. – 51,6 млрд.руб)Погашение обязательств Агентства (в дек. 2008 . – 7,8 млрд.руб, на 2009 г. – 4,1 млрд.руб.) Рефинансирование ипотечных кредитов (в декабре 2008 года - 0,6 млрд.руб. , на 2009 г. – 30,0 млрд.руб.)) .Выкуп ипотечных ценных бумаг, выдача целевых займов, в т.ч. сделки РЕПО (на 2009 г. – 9,4 млрд.руб.) Взнос в УК Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) (на 2009 г. – 5,0 млрд.руб) Выкуп ипотечных кредитных продуктов для отдельных категорий заемщиков и новых кредитных продуктов (на 2009 г. – 3,1 млрд.руб)
2.2.5.6. Разработка комплекса антикризисных мер в строительной отрасли (совершенствование градостроительной деятельности, поддержка промышленности строительных материалов и отдельных компаний, поддержка спроса) и осуществление постоянного мониторинга динамики состояния строительной отрасли (включая промышленность строительных материалов) и жилищно-коммунального хозяйства
2.2.5.7. Формирование системы адресных субсидий для населения и расширение масштабов работы в случае доведения уровня тарифов для населения до экономически обоснованного.
2.2.5.8. Разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009 – 2011 годы. Увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. рублей 43,0
Выпадающие доходы
2.2.5.9. Включение в состав расходов сумм, уплаченных организацией в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.
2.2.5.10. Предоставление вычета налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам для собственного потребления в одном налоговом периоде с начислением налога, а не после его уплаты в бюджет.
2.2.6. Лесопромышленный комплекс
2.2.6.1. Защита внутреннего рынка лесобумажной продукции в 2009-2010 гг., в части корректировки ввозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию.
2.2.6.2. Предоставление субсидий организациям лесопромышленного комплекса на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива
2.2.7. Иные отрасли
2.2.7.1. Корректировка вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения
2.2.7.2. Введение банка качества нефти, в том числе используемого при транспортировке нефти трубопроводным транспортом.
2.2.7.3. Создание объединенной лизинговой компании для обеспечения угледобывающих организаций горнотранспортным оборудованием.
2.2.7.4. Выделение сжиженных углеводов в отдельную группу ТНВЭД и установление с 1 января 2009 г. нулевой ставки таможенной пошлины.
2.2.7.5. Государственные инвестиции, направленные на поддержку высокотехнологичных секторов экономики (ФЦП) (всего - 168,8 млрд.руб)
2.2.7.6. В сфере металлургического производства - поддержка экспорта и стимулирование внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и топливно-энергетического комплекса
3 СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
3.1. Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности
Закрепление с 1 июля 2009 . уведомительного порядка начала
предпринимательской деятельности для 13 видов деятельности, преимущественно для малого и среднего предпринимательства
3.1.2. Ограничение с 1 января 2010 г. количества проверок малых компаний, не чаще 3-х раз в год, внепланово – только с санкции прокурора.
3.2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.2.1. Реализация Минэкономразвития России государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (увеличение на 6,2 млрд.руб., суммарно – 10,5 млрд.руб)
3.2.2. Увеличение программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком России. Разработка механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку.
3.2.3. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпораций.
3.2.4. Обеспечение формирования перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды – 5 лет.
3.2.5. Установление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере не более 550 рублей. Установление рассрочки оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт
3.2.6. Создание условий для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны коммерческих банков (Указание Банка России от 16 декабря 2008 г., в перечень активов, принимаемых в обеспечение от кредитных организаций для финансирование Банке России, включены кредиты и векселя малых предприятий)
4. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
4.1. Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской системы
4.1.1. Регулирование нормативов обязательных резервов (снижение с 5,5-8,5% в сентябре 2008 г. до 0,5% в октябре 2008 г. Установление с 1 мая2009 г. – 1,5%, с 1 июня 2009 г. – 2,5%.)
4.1.2. Размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках
4.1.3. Выделение субординированных кредитов коммерческим банкам, банкам с государственным участием и «Внешэкономбанку» (в 2009 г. 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. ВЭБ, 225 млрд. руб. коммерческим банкам) 4.1.4. Расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда (Рассматривается в Государственной Думе)
4.1.5. Обеспечение контроля за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций, создание возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц
4.1.6. Обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России – с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профучастников Банку России
4.1.7. Участие Банка России в торгах на фондовом рынке (Федеральный закон от 27 октября 2008 г. №176-ФЗ)
4.1.8. Введение института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций 13 февраля 2009 г. законопроект внесен в Правительство РФ
4.1.9. Введение «мягкой» границы изменения обменного курса рубля (41 руб. за 1 ед. «бивалютной корзины»).
4.1.10. Ограничение дефицита федерального бюджета в 2009 году уровнем 8% ВВП.
4.1.11. Предоставление кредитов банкам за счет средств Банка России
4.2. Повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора
4.2.1. Меры перечислены в отраслевом разделе:
Предоставление государственных гарантий по кредитам;
Увеличение
максимального размера
Субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства
4.2.2. Введение уполномоченных представителей Банка России в кредитные организации, получившие государственную поддержку.
4.2.3. Предоставление дополнительных государственных гарантий (Федеральный закон от 30 декабря 2008 . № 310-ФЗ. На 2009 г. предусмотрено предоставление дополнительных гарантий на общую сумму 300,0 млрд.рублей, в том числе – 100 млрд.рублей стратегическим предприятиям ОПК))
4.3. Санация банковской системы
4.3.1. Заключение Банком России соглашения с банками, в соответствии с которыми Банк России компенсирует банкам часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
5.1. Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
5.2. Расширение
возможностей получения бюджетных кредитов
Информация о работе Структурные кризисы и их роль в экономике