Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии................................ 5
1.1 История развития российско-германского сотрудничества..................... 5
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы.......................................................................................................................... 7
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств 10
2.1 Инвестиционная политика России........................................................... 10
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики................... 15
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии..................................... 17
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики.............. 30
Заключение..................................................................................................... 34
Список литературы......................................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

 

Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства  основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов  малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2009 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2008 г.

С замедлением темпов роста  экономики наблюдается изменение  роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).[6]

В январе-сентябре 2009 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в  целом по экономике, в том числе  средств федерального бюджета - 10,0%. В октябре-декабре 2009 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года увеличение объёмов и доли средств  федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий  смягчения негативных последствий  резкого ограничения собственных  средств предприятий. В 4 квартале 2009 г. за счёт средств федерального бюджета  профинансировано 295,5 млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб  за первые 9 месяцев того же года.

По сравнению с 2008 г. фиксировалось  сокращение инвестиций в строительство  на 8,3%, торговлю - на 4,4% и связь - на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую  динамику - 112,4% к 2008 г. [7]

Низкие показатели инвестиционной деятельности последнего квартала 2008 г., рост объёмов незавершённого строительства, высокие процентные ставки и ограниченность кредитов определяют неблагоприятный  фон развития экономики в 2009 г.

В 2009 г. в РФ поступило 103,8 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного показателя 2008 г.

Таблица 2.2

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической  деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

Показатели

2008

2009

В том числе

 
     

Январь-сентябрь

Октябрь-декабрь

Всего

100

100

100

100

В том числе по видам  экономической деятельности

       

Сельское хозяйство, охота  и лесной хозяйство

4,5

3,9

4,2

3,4

Промышленность

40,7

42,0

44,1

38,4

Добыча полезных ископаемых

16,8

16,6

18,3

13,7

В том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

15,3

15,1

16,7

12,6

Обрабатывающие производства

15,6

16,5

17,5

14,8

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

8,3

8,9

8,3

9,9

Строительство

2,7

2,4

2,7

2,0

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

3,6

2,7

2,7

2,7

Транспорт

18,9

21,9

20,4

24,2

Связь

4,7

4,1

4,1

4,1

Финансовая деятельность

1,4

1,2

1,2

1,2

Операции с недвижимым имуществом

12,8

11,7

11,9

11,3

Образование

2,4

2,2

1,8

2,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2,1

2,0

1,6

2,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,8

2,6

2,0

3,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,8

2,9

2,8

3,4


 

Согласно отчёту по инвестициям  конференции ООН по торговле и  развитию, опубликованному в октябре 2009 г., по объёму привлечённых прямых иностранных  инвестиций в 2008 г. РФ вышла на 9-е  место в мире.

В декабре 2010 международное  рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с «ВВВ+»  до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». По мнению агентства, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и  других инвестиционных потоков, что  привело к росту издержек и  трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании».

В структуре иностранных  инвестиций, накопленных на конец 2008 г., преобладают прочие инвестиции, на долю которых пришлось 51,6%. Аналогичный  показатель для прямых иностранных  инвестиций составил 46,3%.

На фоне снижения иностранных  вложений в российскую экономику  объём изъятого капитала в виде переведённых за рубеж доходов иностранных  инвесторов, а также выплат процентов  за пользование кредитами и погашения  кредитов по итогам 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд.долл. В 2008 г. изъято 48,3% объёма поступивших иностранных инвестиций.[8]

 

Таблица 2.3

Накопленные иностранные  инвестиции по основным странам-инвесторам

 

Накоплено на 01.01.2009 г., млн.долл.

Изменение к 01.01.2008 г., %

 

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

США

8769

3193

662

4914

102,2

87,8

54,8

131,5

Германия

17425

7275

26

10124

147,8

161,9

26,5

140,7

Франция

9542

1927

1

7614

161,2

124,0

3,2

175,7

Великобритания

30811

4647

2339

23825

105,4

135,2

101,1

101,5

Кипр

56902

40732

1728

1442

114,7

115,0

101,6

11,6

Нидерланды

46346

35931

41

10374

118,6

101,9

78,8

275,8

Люксембург

34402

1217

273

32912

118,0

165,6

124,7

116,7

Прочие страны

60402

27470

557

45375

127,8

148,3

50,3

164,3

Итого

264599

122392

5627

136580

119,9

118,8

83,6

123,3


 

Регионы с наиболее благоприятным  инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской  части страны. Особо благоприятным  климатом отличаются регионы Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных  округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного  потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на один регион здесь  ниже среднероссийского.

Активизация инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией  курса на децентрализацию инвестиционного  процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный  климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных  последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных  противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов  стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения  проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и  региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и  регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.

 

2.2 Стратегия  усовершенствования инвестиционной  политики

 

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев  происходит на региональном и муниципальном  уровнях, а потому потенциальному инвестору  важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное  требование к властям со стороны  инвестора - это эффективно функционирующая  институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные  вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики  является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи очень важна  нацеленность властей субъекта на преодоление  имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании  политики привлечения инвестиций в  регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

- принципиально наличие  органов и должностных лиц,  ответственных за привлечение  инвестиций, а также возможность  курирования инвестиционных проектов  представителями власти как потенциальная  защита от противозаконных действий  отдельных представителей власти;

- приоритетные направления  инвестирования, что определяет  заинтересованность властей в  связанных с этим проектах;

- существование рынка  производственных площадок;

- наличие рабочей силой  требуемой квалификации и возможность  её подготовки на месте;

- налоговые льготы и  условия их получения;

- порядок предоставления  земли, величина арендной платы  за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе  есть структуры и должностные  лица, ответственные за привлечение  инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных  сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так  или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления  инвестирования должны соответствовать  имеющемуся потенциалу региона (чтобы  быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы  быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию  развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании  существующих возможностей региона, а  также о формировании видения  направления развития региона.

Одним из перспективных направлений  в инвестиционной деятельности - создание региональных инвестиционных фондов, что применяется не в каждом иностранном  государстве.

Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные  существующие предприятия региона  и в проекты по созданию новых  производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста  рыночной стоимости предприятия  и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

В качестве учредителей Фонда  могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций  в капитале Фонда способствует привлечению  в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует  о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.

Успешная работа Фонда  позволяет решить ряд важных социально-экономических  задач региона: поднять капитализацию  местных предприятий, провести их технологическую  модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.

 

2.3 Стратегия  инвестиционной политики Германии

 

Оживить внутренний рынок  Германия намерена с помощью государственной  программы поддержки экономики, которая рассчитана на четыре года, имеет общий объем в 25 млрд. евро и предполагает прямые государственные  финансовые вливания в некоторые  сферы хозяйства, например, транспортную инфраструктуру, науку и современные  технологии.

В ФРГ придается большое  значение созданию условий для привлечения  иностранных капиталов в экономику  страны. Об этом свидетельствует тот  факт, что по инициативе Федерального министерства экономики и труда  ФРГ в 2008 году основано федеральное  общество «Invest in Germany GmbH». Бюро федерального уполномоченного по привлечению  в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входила  также и подготовка предложений  по улучшению инвестиционного климата  в Германии. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних  двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и  Чикаго.

Деятельность этого федерального общества должна решить существующую в Германии проблему координации  деятельности федеральных и земельных  властей. В каждой федеральной земле  существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу  деятельности которой входит, в том  числе, и привлечение иностранных  инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, составной частью которой и является «Invest in Germany GmbH».[9]

Наряду с обществом  «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует  ещё одна структура с задачей  привлечения инвестиций в экономику  страны, которая финансируется из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин. Это промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council - IIC), основной задачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли  и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% - за счет средств федерального бюджета.

Совет имеет головной офис в Берлине, а также бюро в Париже, Вашингтоне, Сан-Франциско, Детройте и  Токио.

За годы своей деятельности эта организация оказала содействие более чем 100 международным инвесторам, реализация проектов которых позволила  создать около 18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более 4,4 млрд. евро.

Информация о работе Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств