Инвестиционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Инвестиция. (капитальные вложения) совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика в России.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Инвестиционная  политика в России

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Инвестиция. (капитальные вложения) совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

           В журнале «экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

          На данный момент российская  экономика переживает кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

          Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

           Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутри российские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами  пытается  вернуть эти деньги из-за  рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было  вывезено,  начиная с  1991 года, более 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

 

Основные принципы инвестиционной политики

 

С учетом необходимости  преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  1. последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  2. государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  3. размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  4. усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
  5. совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
  6. значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

 

Иностранные инвестиции

 

С 1999 г. происходит постепенное повышение  международного кредитного рейтинга России. В 2006 г. суверенный кредитный рейтинг  России в иностранной валюте был  повышен основными рейтинговыми агентствами до ВВВ+ (на две ступени  выше инвестиционного). 

Кроме повышения суверенного кредитного рейтинга, на инвестиционную привлекательность России положительно влияют следующие факторы: высокая доходность инвестиций; потребительская активность россиян; привлекательность внутреннего рынка; устойчивый рост экономики; наличие квалифицированной рабочей силы. 
    Структура поступлений иностранных инвестиций имеет следующий вид. 
    Прямые инвестиции (стратегические) - вложение свободных денежных средств в акционерный капитал компании, дающее право на участие в управлении. Задача инвестора - повысить эффективность работы компании с тем, чтобы получить более высокий доход на инвестиции. Портфельные инвестиции - вложение денежных средств в акции с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и/или получения дивидендов. Возвратные инвестиции - кредиты, выдаваемые инвесторами компании. 
    Особенности трех видов инвестиций обусловлены различными предпочтениями инвесторов по критерию "риск-доходность". Наименее рисковые и доходные вложения - возвратные инвестиции, затем идут прямые и портфельные инвестиции в порядке возрастания рисков и доходностей. Доля портфельных инвестиций, как правило, наименьшая среди данных видов инвестиций в Россию. Это связано с низкой привлекательностью миноритарных пакетов акций российских компаний относительно прямых инвестиций (дающих возможность участвовать в управлении бизнесом) и предоставления кредитов. Кроме того, по сложившейся в России практике ведения бизнеса часто имеет место ущемление прав миноритарных инвесторов.

 

ПОЧЕМУ НУЖНЫ  ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ    

Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП  России. Однако их значение гораздо  выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные  технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы. 
    Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности. 
    Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО    

В настоящее время правовое регулирование  иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в  РФ". 
    В конце 2006 г. Правительством РФ был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ пакет документов, регулирующих иностранные инвестиции в российские предприятия, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности России. 
    Согласно законопроекту для признания юридического лица предприятием, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности, достаточно, чтобы оно осуществляло хотя бы 1 из 40 стратегических видов деятельности.  
    Законопроект ограничивает возможности иностранных инвесторов покупать российские активы, в частности нефтегазовые. Ограничиваются любые инвестиции из оффшорных зон. Если сделка подпадает под определенные параметры, она требует согласования в установленном порядке органа исполнительной власти в области безопасности. Инвестору могут предложить взять на себя некоторые дополнительные обязательства, если правительственные ведомства все же сочтут сделку возможной.  
    Иностранные инвесторы обязаны согласовывать с Правительством России сделку по приобретению пакета акций крупного стратегического предприятия, объем которого превышает 25% плюс 1 акция. Иностранные компании для участия в аукционах на право освоения крупных месторождений должны будут создавать совместные предприятия с российскими госкомпаниями (Газпромом, Роснефтью).

 

СТРАНЫ - ИСТОЧНИКИ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ    

Крупнейшими иностранными инвесторами  России являются Кипр, Нидерланды и  Люксембург, на долю которых приходится соответственно 21, 20 и 18% всех накопленных  инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Великобритания - 8%, Германия - 7%, США - 4%, Ирландия, Франция, Виргинские острова - по 2,4%, Швейцария - 2%. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при участии транснациональных корпораций.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ    

По-прежнему главными препятствиями  на пути иностранных инвестиций в  Россию служат высокий уровень коррупции  и административные барьеры. Инвестиционная политика государства нестабильна - статус инвестора имеет неопределенный характер (Сахалин-2). Государству так и не удалось предложить четкие правила игры в сфере привлечения иностранных инвестиций в стратегические объекты на территории Российской Федерации.  
    Основной проблемой остается низкий уровень политической стабильности, качества законодательства и открытости рынков капитала. Предстоящие в 2008 г. президентские выборы увеличивают степень политической неопределенности и могут стать причиной снижения иностранных инвестиций.

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В 2000-2009 ГГ.

2000-2005 гг 

В этот период увеличение иностранных инвестиций в Россию происходило в основном за счет привлечения кредитов. Темп прироста прямых инвестиций был также достаточно высоким, но в абсолютном выражении объем прямых иностранных инвестиций оставался незначительным. Поступление иностранных инвестиций в Россию увеличилось более чем в 5 раз - с 10, 9 млрд. до 53 млрд. долл. Рост иностранных инвестиций происходил в отраслях сырьевой направленности (топливно-энергетической, лесопромышленной, горнорудной), а также в торговле и общественном питании.     

2006 г. 
    По данным ЦБ РФ, иностранные инвестиции в экономику России в 2006 г. увеличились на 70,3 млрд. долл., в 2005 г. рост составил 53,2 млрд. долл. Прямые инвестиции поступили в страну на сумму 28,7 млрд. долл., портфельные - на 11,4 млрд., возвратные инвестиции - на 30,4 млрд. долл. В прошлом году доля иностранного капитала в банковских активах увеличилась практически в 1,5 раза - до 15,9% против 11,15% годом ранее. 
    По данным Росстата, в 2006 г. приток иностранных инвестиций в Россию составил 55,1 млрд. долл. - это на 2,7% больше, чем в 2005 г.; иностранные инвестиции увеличились на 32,4%. 
    При этом рост доли прямых инвестиций составил всего 3%, в то время как доля портфельных выросла вдвое, что объясняется прошедшим в прошлом году IPO Роснефти.  
    Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале был у инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (в том числе кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты), - 49,1% (на конец 2005 г. 53,8%). Доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).     

Первая половина 2007 г. 
    По данным ЦБ РФ, иностранные инвестиции в первой половине 2007 г. составили 67,1 млрд долл. - это немного ниже прогнозирующихся на весь год 70 млрд. долл. За аналогичный период прошлого года приток составил всего 14 млрд. долл. Глава Центробанка Сергей Игнатьев назвал причинами такого большого притока денег из-за рубежа в первом полугодии публичное размещение акций ВТБ и Сбербанка и реализацию активов ЮКОСа, а также ожидания укрепления рубля. Обращают на себя внимание опережающий (на 38,8% к первому полугодию 2006 г.) рост импорта и относительно медленный рост экспорта (8,3%). В I кв. доходы к выплате составили 8,6 млрд долл., во II кв. 2007 г. - 15,4 млрд долл. Рост данной статьи объясняется увеличением внешнего долга компаний и банков. Только за первые 3 мес. 2007 г. внешний долг вырос почти на 30 млрд долл. - до 339,3 млрд долл. Государственная часть составляет 44,3 млрд долл., остальное - долги частных и государственных компаний и банков. 
    Согласно рассчитываемой ЦБ РФ международной инвестиционной позиции РФ, накопленные прямые инвестиции в Россию на начало 2007 г. составляли 271,6 млрд долл. Как считают в ЦБ РФ, текущий счет России станет отрицательным в 2009-2010 гг. из-за выплаты процентов по кредитам. По прогнозу Центробанка, чистый приток иностранных инвестиций во втором полугодии 2007 г. приблизится к нулю, а в 2008-2010 гг. будет меньше, чем в 2007 г. (45 млрд долл. в год). На объем притока повлияют и сдерживающие меры Центробанка, который с 1 июля повысил норматив резервирования при осуществлении банками зарубежных займов с 3,5 до 4,5%.  
    У правительства другая оценка притока капитала - 90 млрд долл., о чем заявил вице-премьер правительства Сергей Нарышкин. Общий приток увеличат прямые инвестиции, объем которых, по прогнозам монетарных властей, возрастет до 30 млрд долл. (по итогам прошлого года рост составил 29 млрд долл.).  

Информация о работе Инвестиционная политика в России