Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии................................ 5
1.1 История развития российско-германского сотрудничества..................... 5
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы.......................................................................................................................... 7
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств 10
2.1 Инвестиционная политика России........................................................... 10
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики................... 15
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии..................................... 17
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики.............. 30
Заключение..................................................................................................... 34
Список литературы......................................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

 

 

Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных  государств

 

 

 

Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных  государств

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1.Инвестиционное сотрудничество  России и Германии................................ 5

1.1 История развития российско-германского  сотрудничества..................... 5

1.2 Инвестиционное сотрудничество  России и Германии: основные вопросы  и проблемы.......................................................................................................................... 7

2. Стратегия инвестиционной  политики России и иностранных  государств 10

2.1 Инвестиционная политика  России........................................................... 10

2.2 Стратегия усовершенствования  инвестиционной политики................... 15

2.3 Стратегия инвестиционной  политики Германии..................................... 17

2.4 Россия и Германия: обмен  опытом инвестиционной политики.............. 30

Заключение..................................................................................................... 34

Список литературы........................................................................................ 35

 
Введение

 

На современном этапе  развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной  экономической политике государства.

Правильная экономическая  политика государства является залогом  успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство  здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики  приводит к выводу о совершенствовании  инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена  в создании «будущего» экономики: определению  приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Одной из немаловажных проблем  является наличие у многих крупных  компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных  ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или  «бегство капитала».

Также является проблема привлечения  немалых средств населения, а  следовательно и восстановления доверия к государству.

Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.

Цель работы: рассмотреть  стратегию инвестиционной политики России и иностранных государств.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1)                рассмотреть историю, современное состояние и выделить основные проблемы инвестиционного сотрудничества России и Германии;

2)                сравнить стратегии инвестиционной политики России и иностранного государства (на примере Германии);

3)                рассмотреть инвестиционный климат и инвестиционную политику Германии;

4)                рассмотреть инвестиционный климат и инвестиционную политику Российской Федерации;

5)                выделить особенности стратегий инвестиционной политики России и Германии и определить различия и общие черты;

6)                подвести итоги по вопросу «Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств»;

1.Инвестиционное  сотрудничество России и Германии  

 

1.1 История  развития российско-германского  сотрудничества

 

История инвестиционного  сотрудничества России и Германии насчитывает  более полутора веков. Взаимное переплетение капиталов всегда играло важную роль в экономическом развитии государств. В этой сфере был вынужденный  почти шестидесятилетний перерыв, и лишь с конца 80-х годов прошлого века двусторонние отношения стали  возрождаться. За последнее десятилетие  получены неплохие результаты, но имеющийся  потенциал сотрудничества пока используется далеко не полностью.

Россия всегда привлекала немецких инвесторов. История российско-германского  экономического инвестиционного сотрудничества уходит своими корнями в XIX век. Для  немецких фирм весьма перспективные  и емкие российские рынки постоянно  были «лакомым куском». Стратегия долгосрочного  освоения российских рынков германским бизнесом состояла, да и сейчас состоит, не столько в экспорте товаров, сколько  в создании собственных филиалов, организации производства в российских регионах, эффективном использовании  потенциала местной высококвалифицированной  и относительно недорогой рабочей  силы и богатейших природных ресурсов, а также получении дополнительных преимуществ в доступе к рынкам соседних регионов и стран. [1]

Немецкие компании во многом способствовали индустриализации российской экономики во второй половине XIX и  начале XX века. С помощью германского  капитала развивалась транспортная и коммуникационная инфраструктура, создавались современные предприятия  в текстильной, электротехнической, машиностроительной, металлургической промышленности. После национализации они стали важной частью многих отраслей советской промышленности. В 20-е  годы прошлого века немцы стали первыми  инвесторами в молодую советскую  экономику. Уже в то время были созданы модели инвестиционного  сотрудничества между предприятиями, существующими в разных экономических  системах и доказавшими свою эффективность  и прибыльность. К сожалению, с  начала 30-х годов инвестиционное сотрудничество практически прекратилось. Экономическая кооперация в течение  нескольких десятилетий в основном была ограничена простыми внешнеторговыми  сделками.

Сотрудничество в инвестиционной сфере возродилось во второй половине 80-х годов и получило свое развитие в последующие годы, особенно в  условиях экономических реформ, которые  начались в России. Начало этого  процесса было непростым, но в целом  успешным и поступательным, что обусловило стабильное присутствие немецких компаний в группе ведущих западных инвесторов в российской экономике.

По прямым капиталовложениям  в России, которые составляют почти  одну десятую от их общего объема, немецкая сторона еще уступает ряду стран, в первую очередь США. Динамика германских инвестиций в российскую экономику  свидетельствует о сохранении относительно сдержанного отношения компаний ФРГ, которые пока отдают предпочтения другим рынкам – Северной Америке, ЕС и странам Центральной и  Восточной Европы. Но в любом случае, вне зависимости от статистических показателей, по стабильности присутствия  на рынке и последовательности осуществления  своей стратегии они значительно  опережают своих конкурентов. Немецкие компании, в основном, осуществляют в России прямые инвестиции. К портфельным  капиталовложениям, особенно к спекулятивным, у немецких инвесторов отношение  особенное. Они традиционно считают  их весьма рискованными операциями, и  пальма первенства на этом сегменте рынка  капитала в девяностые годы прошлого века безоговорочно была отдана американским и британским компаниям.[2]

Таким образом, немецкие инвесторы  используют самые различные средства инвестирования, которые помогли  бы расширить сферу деятельности собственных предприятий, это достигается  путем открытия филиалов в других государствах, в особенности, в России.

 

1.2 Инвестиционное  сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы

 

Опросы, проведенные Союзом немецкой экономики в 2008 и 2009 годах, показали, что многие немецкие фирмы  хотели бы расширить свое присутствие  в российской провинции. Большинство  компаний, которые уже ведут бизнес на российских региональных рынках, выразили удовлетворение существующими там  условиями и состоянием своего сотрудничества с местными администрациями. Согласно последнему опросу, проведенному в 2010 году, каждая третья немецкая компания или расширила свой бизнес, или  осуществила инвестиции. Половина опрошенных германских инвесторов готова расширять  свои операции в России и в будущем. К основным позитивным факторам немецкие предприниматели отнесли хороший  потенциал российских работников и  инфраструктуру. Отрицательную оценку в основном получила деятельность региональных администраций. Лучшие результаты оказались  у Воронежской, Новгородской и Саратовской  областей. В правовой сфере наивысший  балл получил Санкт-Петербург. А  вот Москва подверглась существенной критике – более половины всех оценок были отрицательными. Эксперты объясняют это тем, что инвесторы предъявляют к столице повышенные требования, фактически на уровне западных стандартов. К условиям в российских регионах отношение более сдержанное – в них немецкие компании готовы учитывать фактор «провинциальности» и связанных с этим «неудобств». При относительно высокой доле негативных оценок условий для бизнеса в Москве инвесторы из Германии тем не менее отмечают высокий уровень инфраструктурного обеспечения в столице и отличную квалификацию специалистов. А вот Курганская и Новосибирская область, Красноярский край, наоборот, с этой точки зрения вызывают нарекания с немецкой стороны. Примечательно, что в целом в рамках опроса немецкие компании оказались удовлетворены условиями в региональных экономических центрах России. [3]

Свою положительную роль в содействии немецким капиталовложениям  в экономику России призвано сыграть  созданное в апреле 2001 года Российско-германское агентство по инвестициям, одной  из задач которого должно стать содействие взаимной инвестиционной деятельности. Агентство должно дополнить активность филиала Российского центра содействия иностранным инвестициям при  Министерстве торговли и экономического развития РФ, который действует во Франкфурте-на-Майне. Немецкая сторона  положительно оценила появление  этой структуры, которая может не только содействовать привлечению  новых инвесторов, но и оказывать  им конкретную помощь в решении неизбежных проблем при реализации конкретных проектов.

Основные препятствия  на пути немецких инвестиций хорошо известны. Это пока еще относительно нестабильное федеральное и региональное экономическое  законодательство, которое особенно негативно сказывается на настроениях  немецких инвесторов; недостаточно эффективная  банковская система; излишняя бюрократичность  и связанная с ней коррумпированность некоторых федеральных и региональных исполнительных структур; неотлаженный механизм межбюджетных отношений; достаточно высокий уровень криминальности некоторых сфер российской экономики. Конечно же, все это мешает и  отечественным инвесторам. Но не следует  забывать, что российские менеджеры  выросли в жестких условиях трансформационной  экономики и научились весьма неплохо работать в этой сложной (хотя, с точки зрения нормального  бизнеса, иногда просто неприемлемой) обстановке. [4]

В России заканчивается процесс  формирования основных финансово-промышленных групп. Региональные администрации  и ресурсодержащие элиты также  активно подключаются к процессу формирования демократических правил игры на рынке. Большинство вопросов на всех уровнях власти во все большей  степени решаются цивилизованными  методами. Унифицируется федеральное  и региональное законодательство. Все  ветви власти становятся более предсказуемыми и одновременно более включенными  в рыночную систему хозяйствования. Другими словами, логика реформ становится все более ясной и понятной стратегическим немецким инвесторам.

Таким образом, если говорить о перспективах, то при сохранении положительных тенденций в российской экономике поведение немецких инвесторов станет более прагматичным и динамичным, и они смогут в более полной мере раскрыть свой потенциал, соединив свои преимущества с бесспорными  преимуществами российских рынков, что  будет способствовать дальнейшему  формированию единого европейского экономического пространства.

2. Стратегия  инвестиционной политики России  и иностранных государств 

 

2.1 Инвестиционная  политика России

 

В российской экономике тенденция  опережающего роста инвестиций в  основной капитал по сравнению с  динамикой ВВП фиксировалось  с 2008 г. В 2009 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается  значительное замедление темпов роста  как ВВП, так и инвестиций в  основной капитал. Прирост ВВП в 2009 г. составил 5,6% против 8,1% в 2008 г. при  росте инвестиций в основной капитал  на уровне 9,8% против 21,1%

Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2009 г. наблюдается  постепенное замедление темпов роста  инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились  на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный  период 2008 г. На фоне финансового кризиса  в ноябре 2009 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре - на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2008 г. В  результате в 4 квартале впервые с 2001 г. темпы роста инвестиций перешли  в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду  предыдущего года.

Характерным для 2009 г. явился опережающий рост строительства  производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых  домов. За январь-сентябрь 2009 г. при  общем росте строительных работ  на 14,5% прирост вводов жилой площади  составил 4,0% против соответственно 18,1% и 30,9% в аналогичный период предыдущего  года. Замедление в 4 квартале 2009 г. темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в 4 квартале 2008 г. было обусловлено  стабилизацией объёмов ввода  жилой площади в ноябре 2009 г. и  объёмов производственного строительства  в декабре 2009 г. на уровне аналогичных  периодов 2008 г.[5]

В структуре инвестиций в  основной капитал доля вложений в  строительство жилищ за 2009 г. сохранилась  на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция  к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2009 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.

Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре  инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.).

 

Таблица 2.1

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2008-2009 гг., % к итогу

Показатели

2008

2009

В том числе

 
     

Январь-сентябрь

Октябрь-ноябрь

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

В том числе по видам  основных фондов жилища

7,5

7,5

7,6

7,3

Здания и сооружения

50,1

52,4

51,3

54,2

Машины и оборудования, транспортные средства

34,8

33,0

33,6

32,0

Прочие

7,6

7,1

7,5

6,5

Информация о работе Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств