Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии................................ 5
1.1 История развития российско-германского сотрудничества..................... 5
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы.......................................................................................................................... 7
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств 10
2.1 Инвестиционная политика России........................................................... 10
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики................... 15
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии..................................... 17
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики.............. 30
Заключение..................................................................................................... 34
Список литературы......................................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

В 2010 году продолжали осуществляться мероприятия для привлечения  инвестиций с международных рынков капитала. Так, например, в 2009 году была разработана, а в 2010 уже в полном объёме функционировала программа  мероприятий, направленных на стимулирование вновь создаваемых технологических  предприятий с помощью привлечения  венчурного капитала, в том числе  и иностранного.

Эти меры связаны с тем  обстоятельством, что международные  паевые инвестиционные фонды всё  чаще обходят Германию стороной. Инвесторы  стали более осмотрительными, до сих пор помня потери, которые  принёс им крах «новой экономики» несколько  лет назад. Из-за высокого риска и  больших сопроводительных затрат они  потеряли интерес к приобретению малых инвестиционных паев. В связи  с этим специалисты призывают  к созданию государственных программ для реализации схем привлечения  венчурного капитала. [11]

Одним из элементов таких  схем является начавший работать в  феврале 2008г. специальный фонд, предназначенный  для государственной поддержки  немецкого рынка рискованного паевого  участия в предприятиях. Речь идёт о специальном инвестиционном фонде  для размещения в других инвестиционных фондах паевого капитала с объёмом  финансирования 500 млн. евро. Средства фонда мобилизованы на 50% за счёт особых федеральных средств из европейской  программы развития (ERP) и на 50% из Европейского инвестиционного фонда (EIF), который является дочерней организацией Европейского инвестиционного банка. Этот вновь созданный фонд может  участвовать в объёмах до 30% в  фондах, работающих с капиталами, вложенными в рискованные предприятия. Предполагается в течение 5 лет привлечь около 1,7 млрд. евро для вновь создаваемых, инновационных фирм и предприятий.

Вторым элементом новой  схемы является вступивший в действие с 01.11.2008г. и руководимый KfW Стартовый  фонд с объёмом финансирования 250 млн. евро в течение 5 лет. Этот фонд может участвовать непосредственно  во вновь создаваемых технологических  предприятиях в качестве соинвестора. Этот фонд готов предоставлять паевой капитал при условии, если в финансировании предприятия участвуют также  и частные инвесторы, по крайней  мере, в таком же объёме и на таких  же коммерческих условиях.

Третьим элементом схемы  должен стал инициированный в рамках инициативы «Партнёрство для инноваций» Фонд для поддержки основателей  технологических предприятий. Этот фонд предназначен для поддержки  финансирования вновь создаваемых  научно-исследовательских организаций  путём предоставления венчурного капитала в первые 2 года существования этих организаций. Фонду на 5 лет предоставляются  государственные средства в объёме 240 млн. евро, которые могут дополняться  частным капиталом из промышленности.

Реализацией этих инициатив  Федеральное правительство надеется создать лучшие рамочные условия  для организации новых технологических  предприятий, особенно для организации  их финансирования на предварительной  и на начальной стадиях существования.

По мнению экспертов, создание этих фондов сможет оживить ситуацию в отрасли и устранит существующую в настоящее время нехватку капитала, а также будет способствовать дальнейшему разрешению существующего  в течение трёх последних лет  временного кризиса в сфере венчурного капитала. [12]

Данный рынок в Германии всё ещё менее развит по сравнению  с аналогичными рынками других стран, например Великобритании, и поэтому  нуждается в государственной  поддержке.

Летом 2008 года был принят Закон о стимулировании рискового  капитала, который предусматривает  налоговые льготы для инициаторов  создания фондов рискового капитала. В частности, предусматривается  освобождение от налогов на 50%, т.н. «успешного участия» менеджеров фондов. Этот закон  создаёт более привлекательные  налоговые рамочные условия для  привлечения иностранного капитала.

В последние годы в Германии были приняты изменения к инвестиционному  закону страны. С 2008 года частные инвесторы, в т.ч. иностранные, получили возможность  инвестировать в так называемые хедж-фонды. Закон значительно упрощает формы доступа к продуктам  хедж-фондов для частных инвесторов. Как известно, продукты, предлагаемые хедж-фондами, относятся к тем  немногочисленным формам финансовых вложений, которые в последние годы смогли не только избежать убытков, но и частично достигать двузначных размеров доходов. Бесспорным является вклад, который  могут сделать хедж-фонды в  уменьшение общих рисков классически  структурированных портфелей акций, т.к. они, как правило, слабо коррелируются  с другими формами капвложений.

В 2009 году был облегчён доступ иностранных участников на немецкий рынок продуктов хедж-фондов, т.к. теперь они уже не обязаны определять промежуточную прибыль.[13]

Существуют различные  оценки потенциала продуктов хедж-фондов в Германии. Одна из них, которая  базируется на размерах существующей собственности немецких предприятий  и частных инвесторов и исходит  из рекомендаций простейшей модели структурирования портфеля акций, согласно которой часть  хедж-фондов может составлять около 5% в общем портфеле акций, оценивает  потенциал продуктов хедж-фондов в Германии в 50 млрд. евро.

По оценке Федерального союза  альтернативных инвестиций – BAI, общий  объём собственности, находящейся  в управлении хедж-фондов составляет уже более 10 млрд. евро. К наиболее крупным действующим хедж-фондам относятся: Xavex (Deutsche Bank) – около 610 млн. евро, Union Investment – около 417 млн. евро, Dit – около 380 млн. евро.

 

2.4 Россия  и Германия: обмен опытом инвестиционной  политики

 

Наиболее четко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной  системе Германии. Он основан на двух основных принципах: жестком разграничении  в бюджетах всех уровней текущих  и инвестиционных расходов и регулировании  бюджетного дефицита в увязке с объемом  инвестиций. Второй принцип направлен  в первую очередь на повышение  инвестиционной ориентации федерального бюджета. Однако он оказывает воздействие  и на региональную инвестиционную привлекательность, определяя возможность субсидирования бюджетов Земель и Общин на инвестиционные цели.

К настоящему времени различные  экономические методы активизации  инвестиционной деятельности применяются  и региональными властями большинства  субъектов РФ. Хотя результаты стимулирования инвестиций на уровне региональных администраций  выражаются в основном лишь в локальных  «всплесках» инвестиционной активности, тем не менее, субъекты, проводящие активную политику в этом направлении, в различных инвестиционных рейтингах  оцениваются как имеющие благоприятный  инвестиционный климат.

Нельзя не сослаться на богатый опыт Германии в практике стимулирования инвестиций на местном  уровне. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривает  комплекс мер бюджетного и финансового  стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.), а так же мер, направленных на улучшение  экономических условий принимающей  стороны (содействие профессиональному  обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли  в бесплатное пользование или  долгосрочная аренда, обеспечение информацией).

Таким образом, важнейшим  инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.[14]

Инвестиционные проблемы на современном этапе продолжают оставаться актуальными. Правда, в последнее  время, а именно с 2005 по 2010 год наметились некоторые улучшения инвестиционного  климата, как в Германии, так и  в России. Решению проблем улучшающих инвестиционную политику в рассматриваемых  государствах посвящен целый комплекс программ, разработанных правительствами  стран.

Инвестиционная политика государства как составная составляющая финансовой политики представляет собой  совокупность мер организационного и экономического воздействия на федеральном, региональном и муниципальном  уровне, направленных на создание оптимальных  условий для вложения инвестиций и получение реального эффекта  по улучшению параметров социально-экономического развития государства. Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

В последние годы наметилась некоторая структурная переориентация инвестирования в России. В качестве объектов вложения все в большей  мере выступает активная часть основных фондов - машины, оборудование. Однако, здесь возникает следующая проблема: наметившийся разрыв между финансовой и вещественной составляющими инвестиций не позволяет решать задачу увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. В частности, наиболее быстрыми темпами  растут финансовые вложения предприятий  и организаций. Фактически финансовый поток устремлен не вы производство, а за его пределы, происходит не приток капиталовложений, а отток. В условиях дефицита накоплений в экономике  такое положение сопряжено с  резким ослаблением финансового  обеспечения сферы материального  производства, что не позволяет обеспечить масштабную технологическую модернизацию производственных мощностей и препятствует достижению устойчивого экономического роста.

В движении иностранных инвестиций в Российской Федерации только в  последние годы наметилась тенденция  их роста. При этом иностранные инвесторы  предпочтение отдают нефтегазовой отрасли, а также другим сырьевым отраслям национальной экономики, поэтому и  инвестиционная политика государства  сосредотачивается именно на вопросе  вложения иностранных инвестиций в  сырьевые отрасли национальной экономики. В Германии же инвестиции сосредоточены  не только в сырьевой отрасли национальной экономики, но и в наукоемком производстве, который также приносит стране колоссальные доходы, хотя не совсем такие высокие  как крупнейшие отрасли промышленности, однако Германия уже делает попытку  и при этом успешную по отходу от сырьевой зависимости, в отличие  от России, где данные шаги пока даже не предпринимаются.

Важной особенностью инвестиционной политики Германии и России является её цель. Прежде всего, на цель инвестиционной политики государств влияет не только сырьевая база, но и географическое положение. Германия выгодно расположена  в плане притока инвестиций, это  различные государства Европы, которые  вкладывают свои средства в развитие экономики Германии. Поэтому в  Германии инвестиционная политика ориентирована  на успешное привлечение инвестиций и их применение в новых отраслях экономики страны, которые в стране активно развиваются. В принципе Россия также привлекает иностранные  инвестиции в новые отрасли своей  экономики, в частности, в разработку нанотехнологий. Однако политика Российской Федерации в данном плавне менее  успешна, чем германская, так как  в Германии существуют специальные  комитеты по каждому направлению  инвестиций, что в России пока отсутствует, поэтому осуществление инвестиционной политики на региональном уровне в  России является крайне проблематичным и требует срочного решения.

В России пока не активно  используется и такой источник инвестиций, как банковский кредитный капитал, «свободные» финансовые средства предприятий, сбережения населения, только в настоящий  момент начинаются попытки введения такого методы привлечения инвестиций. В Германии, государственное регулирование  посредством нормативно-законодательных  актов, экономических и организационных  мер обеспечивает совершенствование  своей инвестиционной политики по вопросу  банковского кредитного капитала. В  Германии достаточно много крупных  транснациональных корпораций, деятельность которых основана на технологическом  разделении труда, вышедшим за пределы  фирм, отраслей и национальных экономик. Различные формы партнерства  государства и частного бизнеса  позволяют Германии централизовать капитал, повысить конкурентные преимущества масштабного производства.

В целом можно сказать  следующее, Германия ориентируется  не сколько на привлечение инвестиций иностранных государств, сколько  сама инвестирует, примером тому служит активная внешняя торговля и инвестиционная деятельность Германии в России. Россия же ориентируется на привлечение  иностранных инвестиций, открытие своих  предприятий страна ведет в других государствах, но очень слабо.

Заключение

 

Таким образом, стратегия  инвестиционной политики Германии и  России различается, однако о существенном различии говорить не приходится, так  как в настоящее время Россия стремится перенять опыт зарубежных стран в организации инвестиционной политики. Наиболее удачный вариант  инвестиционной политики сложился в  Германии, где все четко регулируется государством.

В России реализовать инвестиционную политику сложно в силу некоторых  проблем на региональном уровне.

В Германии центральное место  в области поддержки национального  экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны (в качестве оперативного органа выступает  Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству.

Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится  в Германии к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом  осуществляется при прямом участии  федеральных и земельных органов  власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов  создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной  и финансовой поддержки.

Информация о работе Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств