Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы стоит сравнение антимонопольного регулирования Российской Федерации и развитых стран. Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:
- определить, что подразумевается под антимонопольным регулированием
- определить принципы антимонопольного регулирования
- рассмотреть антимонопольную политику РФ

Оглавление

Введение 3
1. Антимонопольное регулирование
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования 5
1.2 Государственный контроль за антимонополистической деятельностью Российской Федерации 8
1.3 Государственный контроль за антимонополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 9
2. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой и РФ
2.1 Достоинства и недостатки антимонопольного регулирования РФ 24
2.2 Достоинства и недостатки антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой 31
Заключение 35
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

антимонопольное регулирование РФ и развитых стран.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманной практикой  его исполнения.

Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла  надежнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к юридическим  и физическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров  и услуг.

Одним из направлений совершенствования  при этом является установление особенности  порядка заключения договоров в  отношении государственного и муниципального имущества, введенные законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ. В полной мере эти поправки должны вступить в силу с 1 июля 2010 года.

Так в ст. 17.1 закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров  доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования  в отношении государственного или  муниципального имущества, не закрепленного  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, может  быть осуществлено только по результатам  проведения конкурсов (за исключением  оснований прямо предусмотренных  в этой статье закона).

Так же и заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования  в отношении государственного или  муниципального имущества, которое  закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

После введения нового закона о защите конкуренции антимонопольная политика реализовывалась в основном следующим  основным направлениям:

- Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного  контроля и регулирования в  целях предупреждения и пресечения  злоупотреблений рыночной властью,  сговоров, соглашений и согласованных  действий, имеющих результатом ограничение  конкуренции и (или) ущемление  интересов хозяйствующих субъектов  или граждан, недобросовестной  конкуренции.

- Демонополизация экономики и  создание условий для развития  конкуренции на монополизированных  товарных рынках с высокой  степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития  конкуренции и входа на рынки  других хозяйствующих субъектов.

- Противодействие созданию новых  монополистических структур в  результате перераспределения собственности,  реализации корпоративной инвестиционной  политики и интеграционных процессов,  в том числе при формировании  ФПГ.

- Распространение антимонопольных  требований на рынки финансовых, в том числе банковских и  страховых, услуг.

- Согласование целей, задач и  мер по демонополизации и развитию  конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного  законодательства в рамках единого  экономического пространства СНГ,  адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

В перспективе для демонополизации  экономики и развития конкуренции  специалисты предлагают:

- наладить действенный, а не  формальный антимонопольный контроль  за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при  размещении заказов на поставки  продукции для государственных  и муниципальных нужд;

- совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной  среды, снижения концентрации  производства и уменьшения ведомственного  монополизма;

- согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ и  особенно стран участников таможенного  союза (России, Белоруссии и Казахстана) и адаптировать их конкурентную  политику к международным принципам  и правилам.

Национальные антимонопольные  ведомства и национальные законодательства не в состоянии в одиночку противостоять  размыванию конкуренции как возможному результату волны мегаслияний на международном рынке. Необходимо создание эффективного международного антимонопольного права. Существуют многие пути для его  создания и развития. Следует не останавливаться на одном из них  как панацее, а использовать совокупность форм и решений международного сотрудничества.

Особое внимание следует уделить  реформированию естественных монополий. Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных  тарифов на их продукцию. Для этого  необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования  должна базироваться на таких общих  принципах регулирования тарифов  в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и  принцип индексирования тарифов  в соответствии с ростом уровня цен.

Совершенствование ценового регулирования  естественных монополий оказывает  сильное влияние не только на сам  сектор естественных монополий, но и  на экономику в целом. Важно отметить, что в России такое регулирование  не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен  на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных  политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным  направлением в области регулирования  естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения  элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки  для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может  быть эффективным не только для отдельных  монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными  финансовые потоки в рамках различных  посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.

Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё  большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики  российского рынка.

2.2 Достоинства  и недостатки антимонопольного  регулирования стран с развитой  рыночной экономикой

С точки зрения американского  законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении  ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.

Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния  — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

В вопросе контроля процессов  слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие окончательных  решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно либеральным  считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

На Западе антимонопольная  политика – это гибкая система  постоянно действующих, мобильно перестраивающихся  мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный  характер. (Авдашева С.Б и др. Конкуренция  и антимонопольное регулирование. Москва: Логос, 1999 г. С. 340 – 368.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив данную тему, следует  отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

Бесспорно, в некоторых  случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование  монополии является оправданным  и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению  злоупотребления своим монопольным  положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

Подводя итог сказанному, можно  утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в  антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных  стран сложились разные системы  антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах  запада. Особенно развитым в этом отношении  принято считать антимонопольную  практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США  основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и развитых стран