Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы стоит сравнение антимонопольного регулирования Российской Федерации и развитых стран. Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:
- определить, что подразумевается под антимонопольным регулированием
- определить принципы антимонопольного регулирования
- рассмотреть антимонопольную политику РФ

Оглавление

Введение 3
1. Антимонопольное регулирование
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования 5
1.2 Государственный контроль за антимонополистической деятельностью Российской Федерации 8
1.3 Государственный контроль за антимонополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 9
2. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой и РФ
2.1 Достоинства и недостатки антимонопольного регулирования РФ 24
2.2 Достоинства и недостатки антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой 31
Заключение 35
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

антимонопольное регулирование РФ и развитых стран.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

( ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

Факультет международных  отношений 

Кафедра международной экономики  и внешнеэкономической деятельности

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему: «Сравнительный анализ антимонопольного регулирования  РФ и развитых стран»

 

Специальность 080102 «Мировая экономика»

Дневное отделение

 

 

 

 

Руководитель курсовой работы

преподаватель кафедры международной   

экономики и внешнеэкономической  деятельности             Е. А. Кузнецова

 

Курсовую работу выполнила

студентка 2 курса 3 группы                К.С. Ревина

 

 

 

Воронеж – 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                            3

1. Антимонопольное регулирование

1.1 Понятие, основные  принципы антимонопольного регулирования         5

1.2  Государственный  контроль  за  антимонополистической  деятельностью Российской Федерации                                                      8

1.3  Государственный  контроль  за  антимонополистической  деятельностью в странах с  развитой  рыночной экономикой                      9

2. Сравнительный анализ  антимонопольного регулирования  стран с развитой рыночной  экономикой и РФ

2.1  Достоинства и  недостатки антимонопольного регулирования  РФ   24

2.2  Достоинства и  недостатки антимонопольного регулирования  стран с развитой рыночной  экономикой                                                                               31

Заключение                                                                                                                      35 

 Список используемой литературы                                                                            38

 

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом.

Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные  законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий  монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или  иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых  несовершенствами рынка.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

С начала 90-х годов проблемы монополизации и конкуренции  остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Целью курсовой работы стоит сравнение  антимонопольного регулирования Российской Федерации и развитых стран. Исходя из этой цели, можно выделить следующие  задачи:

- определить, что подразумевается  под антимонопольным регулированием 

- определить принципы антимонопольного  регулирования

- рассмотреть антимонопольную  политику РФ 

- рассмотреть антимонопольную  политику развитых стран

- выделить достоинства антимонопольного  регулирования РФ

- выделить недостатки антимонопольного  регулирования РФ

- определить достоинства антимонопольного  регулирования развитых стран

- определить недостатки антимонопольного  регулирования развитых стран

- сравнить общие принципы антимонопольного  регулирования РФ и стран с  развитой экономикой

 

  1. Антимонопольное регулирование
    1. Понятие. Основные принципы

Антимонопольное регулирование — это деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.

В 1880 г. был принят первый закон  – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал  незаконными любые объединения  и сговоры, направленные па ограничение  производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон  Клейтона. Этот закон был направлен  в первую очередь против различных  видов монополистической практики.

В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы.

Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться  ослабление конкуренции. Первые антимонопольные  законы США представляли собой попытку  борьбы против крупного производства за выживание мелкого.

В Западной Европе антимонопольное  законодательство было принято в  послевоенный период и имеет ряд  особенностей. С одной стороны, оно  формально направлено на защиту интересов  потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополии является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное  законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:  
–контроль за ценами;  
– контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в  первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой  сговор между фирмами в целях  установления цен. Законом также  преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно  устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли  конкурентов.

Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:

• обычно государство запрещает  заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;

• запрет соглашений о разделе  рынка; контроль за слияниями фирм;

• запрещается так называемая ценовая  дискриминация потребителей по какому-либо признаку;

• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;

• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;

• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;

• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;

• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста  на множество самостоятельных конкурирующих  фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

Применение тех или иных мер  антимонопольной политики зависит  от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны  следующие закономерности. Обычно более  строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

1.2  Государственный контроль  за  монополистической деятельностью  Российской Федерации

Антимонополистическое  законодательство  направлено  на  поддержание такой  структуры  производства,  которая   позволяла   бы   ему   оставаться конкурентоспособной.  Расчеты  показали,  что  одна   компания   не   должна производить  более  40%  того  или  иного  вида   продукции.  

 Предусмотрены ограничения  на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная  корпорация. Законодательство должно  запрещать всякий сговор по  искусственному поддержанию цен,  не соответствующему реальному  соотношению между спросом и  предложением.

Другим аспектом антимонопольной  политики государства  и  поддержания работоспособности рыночного механизма является правовая защита  производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено  право  собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не    уверенный     в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения  и  не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали  такие  виды  производства,  развитие которых  невозможно  в  рамках  рыночного  механизма.  Это   убыточные     или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание работоспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание  занятости населения на необходимом  уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов  рационального экономического поведения.

1.3 Государственный контроль  за  антимонополистической деятельностью в   странах с развитой  рыночной экономикой

 Учитывая свойство  монополий стремиться к приобретению  чрезмернойэкономической власти, государства  практически всех стран с рыночным  типом экономики проводят в  тех или иных формах и масштабах  вмешательства в деятельность  монополий, сообразуясь со своими  представлениями о степени общественной  опасности  тех или иных  монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия  всё чаще выступает не в  форме отдельных разовых мероприятий,  а в качестве одной из постоянных  функций государства. В разных  странах  и  в различные  периоды преобладают те или  иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило,   в наиболее общем плане в  странах  с рыночным типом  экономики выделяется три основных  направления: 1)активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации  рынков; 2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление  или ликвидация монополий с  помощью специального антимонополистического  законодательства. При характеристике  последнего целесообразно обращаться  прежде всего к опыту США,  поскольку здесь антимонопольное  законодательство возникло раньше, чем в других странах, и проводится  наиболее последовательно по сравнению с другими странами. Значительный интерес при этом представляет содержание важнейших антимонопольных законов США: Закон Шермана (1890 г.), Закон Клейтона(1914 г.), Закон Уилера-Ли(1938 г.), Закон Селлера-Кефовера(1950 г.) и др. Согласно решению Конгресса США, за судебной властью оставлено право самостоятельно определять применительно к тем или иным конкретным случаям, имеет ли место “существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке”, была ли “попытка монополизации”, использовались ли “нечестные методы ведения конкурентной борьбы” и т.п. Как следствие нередки случаи различной трактовки судами степени нарушения антимонопольного законодательства при весьма схожих внешне ситуациях.

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и развитых стран