Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:51, курсовая работа
Настоящая работа состоит из двух глав, каждая из которых имеет по два параграфа. В первой главе, мы попробуем разобраться в том, а что же, собственно, из себя представляет ВТО, какова её история и предпосылки создания, цели, задачи, принципы. Во второй главе мы проанализируем деятельность ВТО, какие преимущества и недостатки она дает своим членам и какие обязанности члены ВТО должны выполнять, как участие в ВТО влияет на развитие международной торговли, на каких условиях к ВТО присоединяются другие страны.
Введение
1. Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
1.1. История образования ВТО
1.2. Основные цели и задачи ВТО
2. Деятельность ВТО
2.1. Роль ВТО в мировой экономике
2.2. Преимущества и недостатки ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Повышение государственного
дохода за счет деятельности успешных
экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные
ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся
с иностранной конкуренцией, повысить
производительность, расширить масштабы
производства, улучшить свою конкурентоспособность
или же переключиться на новые виды деятельности.
Повышение занятости
Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
2)Политические выгоды:
Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.
Защита от лоббирования
У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией
Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами
Обеспечение равных шансов для всех участников
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.
Эффективный механизм разрешения споров
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
Укрепление международной стабильности
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.
Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.
Система ГАТТ/ВТО, в которой
соглашения заключаются путем консенсуса
в результате переговоров и правила соглашений
неукоснительно выполняются, также является важным инструментом
укрепления доверия. Когда правительство
уверено в том, что другие страны не поднимут
свои торговые барьеры, у него не возникает
искушения сделать то же самое. Государства
также будут гораздо более расположены
к сотрудничеству друг с другом, и это
позволит избежать ситуаций, подобных
торговой войне 1930-х годов.
Заключение.
Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Беларусь в настоящий момент решает практически ту же задачу, что и Россия. Проблемы, вставшие в связи с этим перед двумя государствами, схожи. Вот почему анализ опыта отношений РФ с этой международной организацией, осмысление некоторых особенностей взаимодействия государственных и негосударственных структур, а также основанный на выводах авторитетных зарубежных и отечественных экспертов прогноз возможных последствий вступления России в ВТО могут быть полезны и для Республики Беларусь.
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правововой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, РБ сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.
В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит Беларусь от вступления в ВТО, с лихвой покроют возможные издержки. И, наконец, Республика Беларусь сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.
Всемирная Торговая Организация
начала свою деятельность 1 января 1995 года
в обстановке, коренным образом отличной
от той, которая существовала в 1986 году,
когда начались переговоры Уругвайского
раунда. За эти годы резко изменилась
политическая и экономическая роль международной
торговли товарами и услугами для экономического
благосостояния большинства государств
мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия
глобальная экономика оказалась гораздо
более сложным экономическим организмом,
чем об этом судили в начале 80-х годов,
определяя будущие контуры многосторонних
переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не
имела "разгонного" периода. В апреле
1994 года совещание в Марракеше провозгласило
создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала
свою деятельность. Сегодняшние экономические
условия отличаются еще сильнее от тех,
в которых создавалась и функционировала
ВТО.
За прошедшие два года определились приоритетные
направления деятельности ВТО. В области
торговли товарами это:
- доступ на рынки (тарифные и нетарифные
барьеры);
реализация правила ВТО по таким специфическим
товарам, как сельскохозяйственная продукция,
текстиль и одежда;
правила в отношении использования антидемпинговых
пошлин, субсидий, защитных мер, технических
барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных
мер;
- импортное лицензирование и процедуры
импортного лицензирования. Все сказанное
выше относится и к этому направлению
деятельности ВТО.
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия
между США и Европейским Союзом, США и
Японией в подходах к реализации целого
ряда договоренностей ВТО. Все это позволяет
говорить о процессе накопления проблем
деятельности ВТО и необходимости поиска
нетрадиционных развязок.
Сейчас очень многие ратуют за изменение
статуса ВТО. Большинство считает, что
изменение "королевского" статуса
ВТО должно идти в следующем порядке.
Во-первых, если мы хотим избежать того,
чтобы национальные интересы оказались
на последнем месте, то порядок старшинства
между законами ВТО и национальными законами
должен быть изменен на обратный. При нынешнем
порядке вещей ни одна страна не может
ввести торговые санкции, чтобы заставить
другую страну следовать ее стандартам,
если импортируемый продукт физически
такой же, как производимый в этой стране.
Невозможен, например, запрет на импорт
говядины, получаемой с использованием
гормонов, если нет документов, подтверждающих
отличие такого продукта от говядины,
производимой внутри страны. Исключением
является случай, когда существует международное
соглашение, подписанное обеими странами.
Но такие соглашения очень сложно заключить.
Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы
своих полномочий, когда начала заниматься
вопросами, касающимися прав на интеллектуальную
собственность. Права на интеллектуальную
собственность помогли превратить науку
в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется
прибылью. Можно привести доводы в пользу
того, что этот процесс зашел слишком далеко
и создает препятствие решению важных
для развивающегося мира задач. Сегодня,
например, гораздо больше денег тратится
на разработку косметики, чем на лечение
тропических болезней. Современный этап
экономического развития России ставит
новые задачи перед органами государственного
управления. Решающая роль в обеспечении
устойчивого экономического роста и конкурентоспособности
российских товаров отводится активной
экономической политике. Поощрение инвестиционной
активности российских компаний, стимулирование
экспорта, адресная помощь отдельным фирмам
– все это воздействует как на экономику
страны в целом, так и на структуру рыночных
отношений в рамках отдельных отраслей
и регионов.
По данным правительства Европейской
комиссии в Москве, Европейский союз пришел
к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны,
обеспечит России такие выгоды, как вхождение
в глобальную торговлю и мировое хозяйство,
а с другой – чревато определенными осложнениями:
усилением конкуренции на внутреннем
рынке, ростом неконтролируемости экспорта
и импорта. Согласно оценкам Всемирного
банка, общий размер финансовой выгоды
России от вступления в ВТО может составить
в среднесрочной перспективе 19 млрд., а
в долгосрочной – 64 млрд. в год.[11]
Вопрос о том, какие преимущества получит
Россия, став членом ВТО, является предметом
многочисленных дискуссий. Из них следует,
что вступление в ВТО принесет выгоды,
прежде всего населению: цены на импортные
товары и услуги понизятся за счет снижения
таможенных тарифов и ставок на импорт,
станут несколько дешевле товары, производимые
из импортных материалов. Усилится конкурентная
борьба за потребителя, в результате повысится
качество товаров и услуг. В итоге выиграет
и производитель, поскольку по мере улучшения
потребительских качеств выпускаемых
товаров возрастет и спрос на них на внутреннем
и внешнем рынках. Таким образом, вступление
России в ВТО может способствовать укреплению
ее экономической безопасности. Но вместе
с тем могут возникнуть новые угрозы экономической
безопасности России. Каждая страна заключает
в ВТО собственное соглашение. Членство
в ВТО не дает полной гарантии от антидемпинговых
мер, которые, например, применяют США
по отношению к российскому экспорту металлопродукции.
[12]
Однако главная угроза экономической
безопасности нашей страны при вступлении
в ВТО – открытость отечественного рынка
для импорта, что может привести к свертыванию
из-за низкой конкурентоспособности многих
востребованных в России производств.
Пока данная угроза в известной степени
смягчается принятием протекционистских
мер: установлением высоких пошлин на
импорт, его количественных ограничений
и пр. Для относительно отсталых отраслей,
где еще не сложилась нормальная конкуренция,
не произошла консолидация активов, снижение
тарифов сыграет отрицательную роль, замедлив
их рост. В невыгодном положении могут
оказаться те отрасли отечественного
машиностроения, которые характеризуются
неустойчивым развитием, ограниченными
возможностями выхода на внешний рынок,
неудовлетворительными финансовыми показателями.
К тому же падение производства в отдельных
отраслях подстегнет рост безработицы.
К нежелательным последствиям могут привести
сокращение или даже полная отмена экспортной
пошлины на поставки за рубеж топлива
и сырья из России. Государство лишится
значительной части своих доходов, поскольку
в настоящее время высокие экспортные
пошлины на нефть, газ, и цветные металлы
являются источником крупных поступлений
в государственный бюджет.
Еще одна серьезная проблема для России,
связанная со вступлением в ВТО, - субсидирование
ее сельского хозяйства. Согласно правилам
ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом
тяжелого положения отечественного сельского
хозяйства это может привести к драматическим
последствиям.
Вступая в организацию, Россия испытывала
сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся
добиться выравнивания внутренних российских
и международных цен на энергоносители.
Тем самым страны – члены ВТО пытаются
защитить своих товаропроизводителей
от конкуренции со стороны российских
товаров, в стоимость которых закладываются
меньшие расходы на энергию, что позволяет
продавать их по более низким ценам.
Поэтому окажутся ли в выигрыше энергическая
и сырьевая отрасли промышленности? Что
станет с другими отраслями? Что будет
с сельским хозяйством? Ответы на все эти
вопросы и о том, какие преимущества получит
Россия, став членом ВТО, покажет время.
Но сегодня ВТО играет ключевую роль в
регулировании международного внешнеторгового
оборота. Ее цель – обеспечение свободного
трансграничного перемещения товаров
и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости
норм регулирования.
В принципе характер действующих в ВТО
многосторонних договоренностей позволяет
надеяться, что, став полноправным их участником,
Россия может рассчитывать на определенные
выгоды. Так, она получит более широкий
доступ на мировой рынок, избежит дискриминации
при продаже своих товаров. При этом наша
страна не утратит права защищать внутренний
рынок и интересы отечественных товаропроизводителей,
нo будет обязана осуществлять эту защиту
цивилизованными методами, принятыми
в международном сoобществе.
Информация о работе Создание Всемирной торговой организации (ВТО)