Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа состоит из двух глав, каждая из которых имеет по два параграфа. В первой главе, мы попробуем разобраться в том, а что же, собственно, из себя представляет ВТО, какова её история и предпосылки создания, цели, задачи, принципы. Во второй главе мы проанализируем деятельность ВТО, какие преимущества и недостатки она дает своим членам и какие обязанности члены ВТО должны выполнять, как участие в ВТО влияет на развитие международной торговли, на каких условиях к ВТО присоединяются другие страны.

Оглавление

Введение

1. Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

1.1. История образования ВТО
1.2. Основные цели и задачи ВТО

2. Деятельность ВТО

2.1. Роль ВТО в мировой экономике
2.2. Преимущества и недостатки ВТО

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

       Отмечая  неоднозначность оценок деятельности  ВТО, следует подчеркнуть, что в  настоящее время существует целое  направление, объединяющее теоретиков  и политиков-практиков, выступающих  против либерализации международной  торговли и того доминирующего  положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению "глобального мирового дохода" в пользу стран "золотого миллиарда", открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.

      Несмотря  на определенную маргинальность  подобной позиции, она вместе  с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать "новый мировой порядок", и всеми остальными странами, которые "не вписываются" в ядро мировой экономики и составляют ее периферию. 
 
Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001 г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности.

     Для многих  еще ВТО является неизвестной  величиной. Это не удивительно, ведь  в отличие от таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных  кредитов, не участвует в формировании  текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 150 стран, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.

     Нынешний политический  курс на вступление России  в ВТО разделил активную часть  отечественной бизнес-элиты на  противников и сторонников этого  шага. Первые утверждают, что Россия  совершенно не готова к открытию своего рынка для экспансии западных конкурентов. Производительность труда в России - 12% от уровня США, 18% - от уровня Германии, 23% - от уровня Великобритании. Производительность же труда лежит в основе конкурентоспособности. То есть то, что, к примеру, в США производят за час, мы делаем за семь часов. Ясно, говорят противники вступления в ВТО, что открытие российского рынка приведет к массовому банкротству отечественных предприятий и толпы безработных просто сметут правительство, которое это допустило. Им возражают: экономика современной России может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Снижение российских тарифов, переход на международные правовые нормы, отмена многочисленных торговых ограничений и участие России в механизме разрешения споров приведут к улучшению имиджа страны на мировой арене, снижению уровня бюрократизации, росту иностранных инвестиций, повышению вследствие конкуренции качества российских товаров и в перспективе к росту экспорта наукоемких товаров и услуг. Но как бы ни шла эта дискуссия, политическое решение уже принято - Россия стремится в ВТО.

        Эта  полемика, развернувшаяся сейчас  в России, довольно четко представляет  как положительную, так и отрицательную  роль ВТО на мировой арене. 
Тем не менее, вопрос о вступление в ВТО решается отдельно для каждого государства, которое, в случае положительного решения о приятии его во ВТО, становится еще одним звеном мировой торговли.

   ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ.

         Всемирная Торговая Организация  начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным  образом отличной от той, которая  существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 года 123 страны стали членами ВТО и еще 30 находятся в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 года имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участницы ГАТТ. И это создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельности новой международной организации. Можно сказать, что первый экзамен на "прочность" новая организация сумела сдать с положительной оценкой.

  Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить и о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ВТО ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году - примерно 2400 заседаний. Другими словами, в 1995 году в среднем проводилось 40 заседаний в неделю, в 1996 году - более 50. Это, в свою очередь, означало резкое возрастание нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Большие страны получили на этом этапе немалые преимущества.

Значительное расширение круга ведения ВТО по сравнению с ГАТТ потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Россия в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность "команды" специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной перспективной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал в представительстве в Женеве - все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Россия сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.

За прошедшие годы определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);

реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;

импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.

Кроме того, активизировался процесс принятия новых членов ВТО. Существенно возросло число заседаний, связанных обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельности ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля и вопросы экологии.

Многочисленные заседания всех органов ВТО были, прежде это связаны с выяснением того, настолько законодательство страну-частников ВТО соответствует правовым документам ВТО, выяснением спорных вопросов, разрешением конфликтных ситуаций. В ходе этих заседаний были прояснены положения 56 соглашений и договоренностей ; многие правовые нормы и термины получили более четкое наполнение, родились прецеденты, заложившие пути правовой деятельности ВТО. К середине октября 1996 года поступило 59 обращений в Орган по Разрешению Споров ВТО с просьбой о начале консультаций. Характерно, что в эти два года значительно активизировали свою деятельность в ВТО развивающиеся страны, показавшие, что они рассматривают новую торговую организацию как инструмент защиты своих интересов и готовы противостоять давлению развитых стран.

Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО.

Одним из ключевых направлений работы ВТО в эти годы стала организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это прежде всего переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить в 1996 году. Однако позиция США помешала этому.

Другое, не менее важной направление - основные средства телекоммуникации. Переговоры, охватывающие участок торговли услугами, оцениваемый в 500 млрд. долларов, также застопорились, и только в конце 1996 года произошел определенный сдвиг на этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Преимущества  и недостатки ВТО.

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей

Понижение стоимости жизни

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации (60 лет) торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов. 
 
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включала в себя устранение ограничений на объем импорта.

 
Более широкий выбор товаров и услуг

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

1)Экономические выгоды:

Повышение доходов

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Информация о работе Создание Всемирной торговой организации (ВТО)