Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

1. «Анализ» и «синтез» как общенаучные методы познания; их роль и особен-ности применения в оценке экономической деятельности организаций.
2. Виды экономического анализа и их роль в управлении хозяйственной дея-тельностью.
3. Индексный метод при оценке влияния факторов в детерминированном ана-лизе.
4. Интегральный способ при оценке влияния факторов в детерминированном анализе.
5. Информационное обеспечение и организация проведения анализа.
6. Классификация базовых методов экономического анализа.
7. Классификация факторов в экономическом анализе.
8. Классические методы экономического анализа (балансовый метод, детер-минированный факторный анализ).
9. Комплексная оценка всесторонней интенсификации производства на базе интегрального показателя.
10. Конечные результаты интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности.
11. Маржинальный (предельный) анализ - как метод обоснования управленче-ских решений.
12. Маржинальный анализ, показатели и методика его проведения.
13. Математико-статистические методы изучения взаимосвязей.
14. Метод оценки внутренней нормы рентабельности инвестиций (IRR).
15. Метод экономического анализа, его особенности.
16. Методика экономического анализа и ее основные составляющие.
17. Методические основы перспективного анализа.
18. Методы комплексных оценок уровня экстенсивности и интенсивности ис-пользования ресурсов в организации.
19. Методы оценки инвестиционных проектов
20. Методы оценки предпринимательского риска.
21. Общая блок-схема проведения комплексного экономического анализа.
22. Общеэкономический (теоретико-методологический) и конкретно-экономический анализ. Научные школы экономического анализа.
23. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасного выпуска продукции.
24. Основные этапы экономического анализа.
25. Практическое применение результатов факторного анализа в управлении организацией.
26. Приемы моделирования исходных факторных систем: удлинение, расши-рение, сокращение и др.
27. Приемы финансового оценивания: настоящая и будущая стоимость денег.
28. Принципы экономического анализа и научные подходы к их реализации.
29. Процессы дисконтирования и наращения денежных средств.
30. Разработка факторных систем как способ систематизации факторов.
31. Резервы как запасы ресурсов и как неиспользованные возможности роста эффективности деятельности организации. Классификация резервов.
32. Рейтинговая оценка результатов деятельности организации: методы и ме-тодика.
33. Система показателей анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъ-ектов.
34. Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа.
35. Системный и комплексный подходы к анализу хозяйственной деятельности. Этапы его проведения.
36. Способ абсолютных разниц при оценке влияния факторов в детерминиро-ванном анализе.
37. Способ пропорционального деления и долевого участия при оценке влияния факторов в детерминированном анализе.
38. Способ ценной подстановки при оценке влияния факторов в детерминиро-ванном анализе.
39. Способы измерения влияния факторов в стохастическом анализе.
40. Способы измерения влияния факторов на изменение результативного пока-зателя в детерминированном анализе.
41. Способы оценки эффективности финансовых вложений, основанные на дисконтировании денежных потоков.
42. Сущность маржинального анализа, его возможности, основные этапы и ус-ловия применения.
43. Сущность, назначение и содержание управленческого анализа.
44. Управленческий и финансовый анализ, взаимосвязь и основные различия между ними.
45. Функционально-стоимостный анализ: задачи, принципы организации и ме-тодика проведения.
46. Целевая направленность, содержание и виды финансового анализа.
47. Цель, функции и задачи экономического анализа.
48. Эвристические методы; их характеристика и использование в экономиче-ском анализе деятельности организации.
49. Экономико-математические методы в экономическом анализе.
50. Экономический анализ как специальная отрасль экономических знаний и вид практической деятельности.

Файлы: 1 файл

ТЭА ВСЕ ОТВЕТЫ ХОРОШИЕ.docx

— 478.58 Кб (Скачать)

Маржинальный анализ, широко используемый в зарубежной практике, дает возможность  управлять прибылью в бизнесе, оптимизировать ее параметры в зависимости от отклонений уровней объемных показателей, удельных переменных расходов, цены единицы  продукции и т.п.

Так, разность между выручкой от продаж и переменными затратами образует маржинальный доход, который может быть представлен также и в виде суммы постоянных затрат, и прибыли от реализации. МД = N-Sперем=Sпост+Р.

Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль;

откуда: Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы =

= Постоянные расходы + Прибыль

Чем больше величина МД, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

В состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, постигается точка равновесия.

Альтернативная  формула расчета имеет вид:

Совокупный маржинальный доход - Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

Р=МД- Sпост.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом: 0=МДна единицу продукции * Объем реализации (шт.)=Sпост.

Маржинальный доход на единицу  продукции х Объем реализации (шт.) =Совокупные постоянные расходы

Или точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

 Для  принятия перспективных решений  полезным оказывается расчет  соотношения маржинального дохода  и выручки от продаж, т.е. определение  маржинального дохода в процентах  от выручки. Для этого выполняют  следующий расчет:

Маржинальный доход (руб.) / Выручка от продаж (руб.) * 100%

Таким образом, запланировав выручку  от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.

Кроме того, уровень  кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:

Кромка безопасности, % = (Планируемая  выручка от продаж - Точка безубыточности) / Планируемая выручка от продаж * 100%

В критической точке, где нет  ни прибыли, ни убытка, объем продаж рассчитывается как отношение постоянных затрат к доле маржинального дохода в выручке от продаж в денежном выражении  

МД - Маржинальный доход; N - выручка от продаж; Sперем.- переменная себестоимость; Sпост. - постоянная себестоимость; NKp - критический объем продаж; Р - прибыль.

Точка безубыточности в натуральном  выражении (шт.):

Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:

ЗФПд = (N-Тбд)/ N * 100%, где ЗФПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в натуральном  выражении:

ЗФПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где ЗФПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении, Рн - объем реализации в натуральном выражении.

 

13. Математико-статистические методы  изучения взаимосвязей.

Эти методы явл-ся дополнением детерминированного анализа, углубляя его. Задачи методов: 1)  установление самого факта связи м/д изучаемыми признаками; 2) прогнозирование неизвестных значений результативных показателей по заданным значениям факторных признаков; 3) выявление причинных связей м/у изучаемыми показателями и измерение их тесноты. Виды математико-статистических методов: 1) корреляционный анализ; 2) регрессионный анализ; 3) дисперсионный анализ. Регрессионный ан-з – это метод установления аналитического выражения стохастической зависимости м/у исследуемыми признаками. Если независимая переменная одна – это простой регрессионный ан-з, если несколько – многофакторный. Задачи регрессионного анализа: 1) построение уравнения регрессии, т.е. нахождение вида зависимости м/у показателем и факторами; 2) оценка значимости полученного уравнения. Применяется регрессионный ан-з для планирования и для разработки нормативной базы. Дисперсионный ан-з – это статистический метод, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что две выборки данных относятся к одной генеральной совокупности. Дисперсионный ан-з позволяет определить, относ. ли группы разных наблюдений к одной и той же совокупности данных.

 

14. Метод оценки внутренней нормы  рентабельности инвестиций (IRR).

Для оценки эффективности планируемых  инвестиций может использоваться критерий внутренней нормы прибыли проекта (внутренней доходности, или окупаемости) - IRR. Такой показатель отражает ставку дисконтирования, при которой NPV проекта равен нулю. Экономический смысл IRR состоит в том, что критерий отражает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, если проект полностью финансируется за счет ссуды банка. Если используются разные источники финансирования, то уровень рентабельности инвестиций не должен быть ниже текущего значения стоимости капитала. Именно с показателем стоимости капитала надо сравнивать IRR конкретного проекта. Большее числовое значение внутренней нормы прибыли считается предпочтительным.

Для оценки инвестиционных рисков используются статистические методы оценки, например, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, размах вариации и другие, так как требуется учесть неопределенность и вероятностные характеристики получения результатов не ниже требуемого значения, учесть вероятность наступления ожидаемого ущерба.

15. Метод экономического анализа,  его особенности.

Любая наука, в том числе и  экономический анализ, в своих  исследованиях базируется на диалектическом методе познания. (предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных  взаимосвязей). 

Диалектический  подход  к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.

Отличительные особенности диалектического метода познания в экономическом анализе:

  1. использование системы показателей для характеристики разных сторон хозяйственной деятельности организации (формируется под воздействием объективных условий и процессов, причем показатели все время изменяются, поскольку коммерческая деятельность не является застывшей формой).
  2. выявление и измерение причинно-следственных взаимосвязей между показателями.

Особенности метода экономического анализа.  

В общем виде метод – это способ познания, путь исследования. Под методом  в экономическом анализе понимают диалектический способ подхода к  изучению хозяйственных процессов  в их становлении и развитии.     Особенностями методов ЭА является использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную  деятельность, изучение причин изменения  этих показателей, выявление взаимосвязи  между ними в целях повышения  социально – экономической эффективности.

Характерными  особенностями метода ЭА являются:

  1. использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов,
  2. изучение причин, вызвавших изменение показателей,
  3. выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. навязать их искусственно нельзя.

Пример: выпуск объема продукции зависит  от 3 факторов, связанных с использованием труда и предметов труда, при  этом каждая группа подразделяется на составляющие факторы. Между ними существует определенная зависимость, например рост производительности труда зависит от  эффективности использования рабочего времени, уровня квалификации рабочих, степени механизации рабочих процессов, внедрения новой техники, сырья, материалов. Задача анализа состоит в том, чтобы определить влияние на выполненные производственные программы каждого из факторов в отдельности, измерить их величину и выявить резерв, использование которого обеспечит дополнительный выпуск продукции.

Система показателей анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъектов.

Одной из особенностей метода экономического анализа  является использование системы показателей хозяйственной деятельности организации, которая формируется по данным источников информации ЭА:

Классификация показателей  анализа и оценки фин деятельности организации.

1. По степени охвата совокупности хозяйственных процессов: обобщающие (например, ОА, ВА) и частные (НА, ОС).

2. По роли в исследовании фин процессов: результативные (ρA, ℓA, Z) и факторные (P, N, S, ОА):

- рентабельность активов;  - оборачиваемость ОА; - затраты на рубль продаж

3. По глубине характеристики фин процессов:

  1. количественные – это ресурсы предприятия: М (материалы), Ф (фонды), ОА, ВА, А, Р, СК, ЗК, КО, N (выручка от продаж), S (затраты).
  2. качественные:  материалоотдача ; фондоотдача ; рентабельность СК

4. По времени изучения финансовых процессов: ретроспективные (прошлых лет), текущие (сегодняшние), прогнозные (будущие).

5. По степени значимости: осн и не основные.

6. по характеру  и степени воздействия на финансовые  процессы: внешние (не зависят  от работы предприятия) и внутренние (зависят).

 

16. Методика экономического анализа  и ее основные составляющие.

Метод исследования тесно связан с методикой. В практической работе необходимо четко различать  метода ЭА и методики его проведения.

Под методикой  понимается сама технология проведения ЭА.  Методика как совокупность правил, приемов и способов для проведения ЭА всегда конкретна. Она зависит  от целей, задач, объектов исследования, от содержания программы изучения, вида экономического анализа, последовательности и сроков его проведения. Различают  методики общие и частные. Например, есть общая методика оценки финансового  состояния предприятия, но также  существует методика анализа финансового  состояния с учетом отраслевой специфики.

Методика  ЭА как механизм его проведения заключается  в следующем.

Узловым элементом методики представляется выбор системы показателей для исследования объектов и предмета анализа, а также разработка моделей их взаимосвязи. Измерение причинно-следственных взаимосвязей в экономическом анализе, оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью специального инструментария — способов и технических приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа. В составе технических приемов экономического анализа первостепенная роль принадлежит математическим способам измерения и оценки.

Этапы методики анализа:

1. определяются задачи, цели, объект и порядок оформления анализа,

2. разрабатывается технологические карты (документированные данные и те, которые нужно получить),

3. собирается соответствующая информация,

4. непосредственно проведение анализа, оценки, выводы и предложения.

Практически решение любого аналитического вопроса  в разных сферах современного бизнеса  не может обходиться без соответствующих  расчетов, например, в: финансовом оценивании; описании факторных моделей; факторных  расчетах; исследованиях связи количественных характеристик; комплексной оценке результатов коммерческой деятельности и др. Аналитик постоянно будет  убеждаться в этом как при изучении теории экономического анализа, так  и в практической деятельности.

 

17. Методические основы перспективного  анализа.

1. Понятие, задачи и особенности перспективного анализа.

Перспективный (прогнозный) анализ является инструментом, с помощью которого можно научно обосновать перспективы развития предприятия  в условиях постоянного изменения  внешней среды его функционирования.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

а) выявление  наиболее устойчивых закономерностей  и тенденций развития макроэкономической среды, которые в перспективе  могут оказать решающую роль в  достижении целей предприятия;

б) прогнозирование  результатов хозяйственной деятельности;

в) выработка  стратегической и тактической политики предприятия;

г) научное  обоснование и корректировка  перспективных и текущих планов развития предприятия с учетом изменения  ситуации внутреннего и внешнего характера.

Основные этапы проведения перспективного анализа:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"