Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему «Рынок земли и его формирование в РБ» является рассмотрение таких вопросов как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике, рынок земли в РБ, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.
Задачей работы является показать необходимость рефермирования рынка земли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1)Рынок земли. Особенности структуры и ценообразования………………….6
2)Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике……………………………………………………………………...…17
3)Рынок земли в РБ. Особенности функционирования, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

(Мельник)РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 84.14 Кб (Скачать)

Важно, чтоб наши результаты были достигнуты при меньшей, чем  у них, энерговооруженности труда  и при намного меньших размерах удельных субсидий государства на поддержку  сельского хозяйства. Такое стало  возможным благодаря созданию у  нас крупнотоварных хозяйств оптимальных размеров землепользования, углублению их специализации и росту обеспеченности кадрами высокой квалификации.

Итогом явилось то, что  белорусские крестьяне при весьма ограниченных ресурсах посредством  своих госхозов, колхозов и личных подсобных хозяйств обеспечили для  страны не только производство, но и  потребление основных видов продукции  сельского хозяйства в расчете  на душу населения на уровне, наиболее развитых стран мира. К 2000 г. потребление на душу населения молока и молочных продуктов было доведено в Беларуси до 424 кг, мяса и мясопродуктов -86 кг, яиц - 324 шт. Для сравнения: в США эти показатели составляли соответственно 263 и 113 кг, 229 шт. Из названных продуктов мы только мяса потребляли меньше уровня США. Существовавшая здесь разница вызывалась большими поставками продукции животноводства в союзный фонд.

Приведенные данные свидетельствуют  о больших потенциальных возможностях действующей у нас системы  земельных отношений. Это означает, что в нашем товарном сельском хозяйстве нет серьезных причин для полной замены государственной  земельной собственности на частную, для полного перехода от общественных к частным формам предприятий и, тем более, нет причин для отказа от крупнотоварного производства.

Утверждается, что для  успешного развития нашего сельского  хозяйства необходим полный переход  к частной собственности на все  средства производства, включая землю.

С таких позиций в резком падении показателей экономики  сельского хозяйства в перестроечные  годы винят государственное землевладение  и основанное на нем землепользование в форме госхозов и колхозов. Между  тем анализ показывает, что основными причинами резкого ухудшения этих показателей были:

* сильно заниженные закупочные  цены на их продукцию по  госзаказу;

* несвоевременность платежей  колхозам и совхозам за проданную  продукцию;

* свободные и, как правило,  многократно завышенные цены  на все материально-технические  средства сельскохозяйственного  назначения;

* непомерно высокие процентные  ставки по кредитам банков;

* сведенная до минимума  бюджетная поддержка сельскохозяйственных  предприятий;

* многоканальная, завышенная, нестимулирующая производство и его эффективность налоговая система и т. д.

Начиная с середины 90-х  годов в нашей республике наступил период более объективной оценки прошлого и поиска оптимального варианта будущей системы ведения сельского хозяйства, основанной на сохранении лучшего из прошлого и дополнении его новыми элементами, отвечающими условиям работы в рыночной среде. В этих целях в стране был проведен референдум (1996 г.), сохранивший государственную собственность на землю, в том числе и на сельхозугодья.

Встал вопрос, как строить  систему сельского хозяйства  рыночного типа на базе принятой референдумом системы земельных отношений. Вариант, выбранный белорусами, отличается от традиционно сложившегося полного  частного землевладения в странах  с рыночной экономикой и потому вызывает все больше отрицания со стороны  отдельных экономистов-аграрников, делаются прогнозы о его неизбежном неуспехе и крахе

Суть и особенность  белорусского варианта аграрной реформы  состоят в юридическом признании, введении и оптимальном сочетании  двух форм собственности на землю. Государственной - для развития крупнотоварного производства и частной - для развития мелкотоварного и любительского сельского хозяйства. Первая призвана удовлетворять потребности республики в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья для своих и экспортно-импортных нужд, вторая - потребности разных слоев населения заниматься собственным производством картофеля, овощей, фруктов, ягод, цветов, лекарственных растений, содержать отдельные виды животных и т.д., а также оказывать услуги и получать доходы от агро- и экотуризма.

Такое распределение целей  и функций между государственной  и частной системами землевладения  имеет ряд социально-экономических  преимуществ: на основе первой есть возможность  развивать на самой современной  индустриальной основе высокоэффективные крупнотоварные предприятия агропромышленного типа разных размеров землепользования и разных форм собственности, а на основе второй - удовлетворять потребность населения в сельскохозяйственном труде на своем приусадебном или дачном участке, прививать детям любовь и уважение к земле и ее плодам. Важно, что многие ЛПХ выполняют функцию практических школ обучения искусству малого агробизнеса, воспитания и развития личного интереса к зарабатыванию денег своим трудом на своей земле. В этом плане в республике уже накоплен немалый опыт эффективного мелкотоварного производства картофеля, огурцов, помидор, винограда, семян цветов и пр., оказания услуг по линии агро-и экотуризма. На базе ЛПХ вырастают весьма эффективные мелкотоварные фермерские хозяйства разной специализации. Поэтому нет оснований для пессимистической оценки нашего варианта аграрной реформы. Наоборот, растет уверенность что в век урбанизации и НТП только частичный, а не всеобщий, переход от государственной к частной собственности на землю в сельском хозяйстве является наиболее правильным. Он позволяет выиграть время, сократить срок перехода к суперэффективной рыночной экономике, развивающейся на основе современных знаний.

Государственная собственность  на землю - объективная реальность, данная нам судьбой. Она также  выражает ум и волю белорусского народа, что отражено в итогах референдума 1996 г. Поэтому сегодня в центре внимания должны быть формы и методы использования земли, предназначенной  как для крупнотоварного, так и для мелкотоварного любительского сельского хозяйства.

В настоящее время сельхозугодья республики используются разными видами крупнотоварных государственных и частных предприятий. Это - госхозы, а также всевозможные корпорации (кооперативные и акционерные предприятия), фермерские хозяйства (семейно-родственные и семейно-соседские) артельного типа. Высокие экономические показатели ряда государственных и частных сельхозпредприятий, работающих на основе государственной системы землевладения, убедительно говорят о том, что отсутствие в переходный период частной собственности на землю в системе крупнотоварного производства имеет ряд неоспоримых преимуществ, так как позволяет:

* максимально предотвратить  разрушение и обесценивание уже  действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;

* постепенно, т. е. эволюционно,  изменять социально-экономическое  содержание колхозов и госхозов  в сторону разных форм корпоративной  частной собственности на них или только в сторону совершенствования системы управления их деятельностью;

* использовать аренду  земли у государства для ускоренного  развития крупнотоварных частных предприятий и таким образом сократить срок окупаемости средств, вложенных в их создание;

* оптимально сочетать  крупнотоварное производство с развитием мелкотоварного и любительского сельского хозяйства;

* оптимизировать и стабилизировать  на многие годы размеры и  границы землепользования как  государственных, так и частных  крупнотоварных предприятий;

* на этой основе формировать  и более эффективно использовать  самую современную технику, технологии  и высококлассных специалистов;

* исключить свободный  рыночный оборот (куплю-продажу)  земли в товарном сельском  хозяйстве и этим гарантировать  на многие годы устойчивость  землепользования, которая объективно  необходима для ведения сельского  хозяйства на основе современных  знаний, для мотивации заботы  о земле и для получения  от нее наибольшей отдачи;

* избежать коррупции в  системе земельных отношений  и большой концентрации земельной  собственности в руках отдельных  физических лиц;

* держать под контролем  доступ юридических и физических  лиц к государственным ресурсам  сельхозугодий;

* на строгой научно-плановой  основе формировать производственные  мощности крупнотоварных предприятий разных форм собственности, совершенствовать их структуру, специализацию, концентрацию и территориальное размещение в масштабах районов, областей и республики в целом; избегать таким путем возможного перепроизводства отдельных видов товарной продукции сельского хозяйства и связанных с ним больших потерь общей эффективности;

* более успешно использовать  современные информационные и  компьютерные технологии для  управления сельским хозяйством, его рынками и благодаря этому  постепенно, организованно и с  большей гарантией на высшую  доходность вводить наши сельхозпредприятия  в мировую рыночную экономику,  в систему ВТО.

Названные преимущества государственного землевладения в круинотоварном производстве, исключающие его коренную и массовую ломку, позволяют достигать оптимального уровня ресурсооснащенности и режима использования ресурсного потенциала, и потому этот путь является наиболее трудо-, энерго- и ресурсосоерегающим, а стало быть, наиболее конкурентоспособным. [6. С.94-104]

Развитие на базе государственного землевладения крупнотоварных предприятии разных организационно-правовых форм собственности и параллельное развитие мелкотоварных личных подсобных и фермерских хозяйств на базе частной и смешанной (своя плюс арендуемая) собственности на землю свидетельствуют о демократичности белорусского варианта земельных отношений и о его высокой надежности в деле устойчивого обеспечения продовольственной и социальной безопасности нашей страны.

Переход на индустриальные технологии (как при частной, так  и при государственной собственности  на землю) предусматривает еще на стадии проекта рост эффективности.

Известно, что чем выше техническая вооруженность труда, тем выше и его производительность, а значит, и его оплата. Наша республика имеет уникальную возможность в  минимально короткие сроки вывести  техническую вооруженность сельскохозяйственного  труда на самый высокий уровень. Гарантия тому - хорошо развитое отечественное  сельскохозяйственное машиностроение, которое выпускает требуемые  виды тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов и другую технику и оборудование, необходимую для комплексной механизации работ в растениеводстве и животноводстве. Активно осваивается производство тех машин, которых пока в республике нет. В структурном составе техники растет процент высококачественных скоростных, широкозахватных и комбинированных агрегатов. Их применение открывает возможность: более быстрыми темпами наращивать производство продукции растениеводства по самым прогрессивным технологиям; в более короткие сроки оптимизировать объемы производства необходимого и недорогого продовольствия для населения, сырья - для перерабатывающей промышленности, экспортных нужд и кормов - для животноводства, т.е. создать для него прочную по количеству, качеству, структуре и себестоимости кормовую базу и таким образом укрепить и его экономику. Но для полного освоения потенциала эффективности прогрессивной системы машин, оборудования и технологий требуются крупные площади полей в севооборотах и крупные животноводческие фермы. Как наш, так и зарубежный опыт говорит о том, что такие условия имеются только у крупнотоварных предприятий. Очень важно, что в сельском хозяйстве нашей республики они уже есть. В 2008 г. средняя площадь сельхозугодий на одно круппотоварное хозяйство составила около 3,5 тыс. га. Поэтому очень важно площадь их землепользования сохранить, не допустить ее раздела на персонифицированные земельные доли и превращения их в товар для свободной купли-продажи.

В настоящее время крупнотоварные сельхозпредприятия всех форм собственности усиливают спрос на новые комплексы машин (агрегатов) и на высококвалифицированных специалистов для их грамотной эксплуатации и технического обслуживания. Благоприятные предпосылки для удовлетворения этого спроса создают действующая в республике государственная поддержка сельского хозяйства и развитие иод ее патронажем эффективной системы землепользования, отечественного сельхозмашиностроения, промышленности минеральных удобрений и хорошо развитой системы подготовки кадров для села по лишш высшего и среднего специального образования. Наличие столь мощных факторов в условиях работы крупнотоварных хозяйств позволяет на единой плановой основе включать их в процесс роста производительности труда и укрепления экономики как государственных, так и частных предприятий. Следовательно, и с такой точки зрения, белорусский вариант аграрной реформы вполне жизнеспособен, т. е. выбран правильно.

Главная особенность социально  ориентированной рыночной экономики  состоит в том, что в центр  внимания ставится качество жизни человека, его экономические, социальные, а  значит, и политические интересы. В  связи с этим первостепенное значение имеют вопросы максимальной занятости  трудоспособного населения хорошо оплачиваемой работой, а остальных  групп населения - разными видами социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий и т. д.), размер которых  должен быть на уровне и выше прожиточного минимума. С этих позиций необходимо анализировать возможности, которые  открываются при сохранении государственной  системы землевладения в крупнотоварном сельском хозяйстве в сочетании с частным землевладением ЛПХ граждан. Наличие государственной и частной форм собственности на землю обусловливает социальные особенности в использовании трудовых ресурсов нашего села.

На основе первой труд используется на крупнотоварных предприятиях разных форм собственности, на основе второй - в ЛПХ частной формы собственности. В век НТП и рыночной экономики на первый план выдвигаются вопросы повышения производительности труда в той и другой сферах сельского труда. Государственное землевладение и построенное на нем крупнотоварное производство благоприятствуют решению этой проблемы, так как открывают больше возможностей для наиболее рационального использования труда, земли и техники в составе мощных (комплексно механизированных) отрядов, бригад или звеньев, ведущих групповым методом по принятой технологии все работы по возделыванию культур и уборке урожая. На аналогичной основе развивается использование ресурсов и в отрасли животноводства.

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь