Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Целью курсовой работы на тему «Рынок земли и его формирование в РБ» является рассмотрение таких вопросов как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике, рынок земли в РБ, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.
Задачей работы является показать необходимость рефермирования рынка земли.
Введение………………………………………………………………………...…3
1)Рынок земли. Особенности структуры и ценообразования………………….6
2)Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике……………………………………………………………………...…17
3)Рынок земли в РБ. Особенности функционирования, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………………………………………………………
Кодекс о земле 1999 г. закрепил только две формы собственности на землю - государственную и частную. Однако все сельскохозяйственные земли в Республике Беларусь по-прежнему находились и находятся исключительно в собственности государства и передаются в пользование сельскохозяйственным производителям на правах пользования. Но это общее правило имеет в новом Кодексе два исключения:
- в частной собственности может находиться до 1 га сельскохозяйственной земли на приусадебном участке;
- в частной собственности может нахбдиться и до 0,25 га сельскохозяйственной земли, выделенной под строительство частного дома и вокруг него.
Землю, находящуюся в частной собственности, можно уже продавать, покупать, отдавать под залог, сдавать в аренду и завещать наследникам.
Кроме частной собственности Кодекс о земле 1999 г. признал и три типа прав пользования землей: право временного пользования, пожизненного наследования (для физических лиц) и постоянного пользования (для предприятий). Земля, переданная в пользование, не может быть переуступленной и являться предметом каких-либо сделок. Землю, переданную в пожизненное наследование, фактически разрешено завещать наследникам лишь в случае отсутствия на ней зданий или прочих сооружений.
Земельный кодекс 1999 г. вновь закрепляет право выхода физического лица из коллективного хозяйства с паем земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое же право выхода с земельным паем было предоставлено и группе физических лиц, решивших выйти из колхоза или совхоза и создать новое коллективное или кооперативное хозяйство вне действующего сельскохозяйственного предприятия.
Кодекс о земле (1999 г.) снял некоторые прежние ограничения и на индивидуальное землепользование:
- владельцы приусадебных
участков получили право
- владельцы крестьянских
(фермерских) хозяйств получили право
иметь до 100 га сельскохозяйственных
земель, переданных в пожизненное
наследуемое владение, которые не
являются частной
- крестьянские (фермерские)
хозяйства получили право
Земельный кодекс 1999 г. предусмотрел и создание новых институтов для надлежащего функционирования рынка земли (в т.ч. создание Земельного кадастра). Новый Гражданский кодекс также положительно повлиял на развитие рынка земли, сняв некоторые ограничения на аренду и залог земли (так, арендаторам земли разрешили сдавать землю, которую они использовали, в субаренду).
Вместе с тем, новые законы содержат и некоторые новые ограничения прав пользования землей сельхозпроизводителями. Так, Земельный кодекс 1999 г. содержит перечень различных причин, по которым владелец земли, которым в Республике Беларусь практически во всех случаях является местная власть, может прекратить права сельскохозяйственного производителя (сельскохозяйственного предприятия или крестьянского хозяйства) на пользование землей в случае ее неэффективного использования (например, владелец хозяйства может утратить право пользоваться землей, если урожайность в конкретном году ниже так называемой "нормальной" для данного региона республики). Это положение практически разрешило в республике бесконтрольное административное вмешательство в права новых владельцев земли и вело к неопределенности в землепользовании. Более того, местные органы власти также получили право диктовать свои условия пользователям земли относительно структуры посевных площадей. Такие действия властей привели к снижению эффективности использования земли, выделенной для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств. (Если на 1 января 1997 г. в республике функционировало 2980 фермерских хозяйств, то в 1998 г. - 2677, в 1999 г. - 2641, в 2000 г. - 2651, в 2001 г. - 2525.) Такое развитие подтвердило слабость этого сектора и невосприятие абсолютным большинством сельчан необходимости ликвидации (деления) крупных сельскохозяйственных предприятий.
Причины устойчивости крупных сельскохозяйственных предприятий понятны. За десятилетия своего существования каждое из них сложилось как единый воспроизводственный комплекс, в принципе позволяющий более эффективно использовать современные технологии, повышать производительность труда и имеющуюся технику. Однако устойчивый положительный баланс прибыли имеют сегодня в республике не более 30-35% сельхозпредприятий. Как результат в основной массе таких сельхозпредприятий идет директивная система замены руководящих кадров, а у вновь назначенных, не имеющих достаточной поддержки, быстро возникает разочарование и апатия. В этих коллективах создается устойчивая атмосфера безразличия и отсутствие веры в возможность улучшения ситуации в ближайшее время.
Несмотря на снятие на рубеже
XX столетия некоторых ограничений
на пользование землей и права
собственности, по-прежнему не только
не разрешена частная
В соответствии с Гражданским
кодексом Республики Беларусь коммерческие
организации могут осуществлять
свою деятельность только в форме
хозяйственных обществ и
Приняты две новые программы реформирования агропромышленного комплекса: Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг. и Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В качестве основных целей современной аграрной политики государства были определены: обеспечение роста объемов производства и реализации агропромышленной продукции для стабилизации и сбалансированного функционирования внутреннего сырьевого и продовольственного рынка; увеличение поставок агропродовольственной продукции на экспорт; привлечение иностранных инвестиций; повышение качества сельскохозяйственной продукции; углубление специализации, рационализация размещения производства, концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях хозяйствования; внедрение интенсивных, ресурсоэко-номных и природосберегающих технологий; развитие кооперации и интеграции в системе АПК (как горизонтальной, так и вертикальной).
В отличие от предшествующих
программ Программа совершенствования
агропромышленного комплекса
* разработать соответствующие
областные и районные
* определить и утвердить
перечень сельскохозяйственных
организаций для их
* создать республиканскую
и областные комиссии по
* разработать проекты
законов Республики Беларусь "О
сельскохозяйственной
Подлежит реорганизации
как государственный, так и частный
сектор экономики, а также преследуется
цель поэтапного перехода всех сельскохозяйственных
организаций на полный экономический
расчет, самоокупаемость и
1. Сельскохозяйственные
организации, обеспечивающие
2. Сельскохозяйственные
организации, ориентированные
3. Сельскохозяйственные
организации с критическим
В Программе определены десять
возможных моделей
Первая модель. Предполагает принятие неотложных мер по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами, а также разработку каждой сельскохозяйственной организацией программы структурных преобразований: по реорганизации производства и управления, организации труда, переспециализации, технико-технологической переоснащенности и т. д.
Вторая модель. Создание
в границах реформируемой
Третья модель. Реструктуризация
сельскохозяйственной организации
путем создания в установленном
законодательством порядке
Четвертая модель. Кооперирование
неплатежеспособных сельскохозяйственных
организаций с другими
Пятая модель. Создание на территории бесперспективной сельскохозяйственной организации крестьянских (фермерских) хозяйств с дальнейшим объединением их в союзы (ассоциации) с целью более эффективного использования ресурсов, капитала, средств для организации совместного производства, агросервиса, переработки и сбыта продукции.
Шестая модель. Передача
сельскохозяйственной организацией в
установленном
Седьмая модель. Передача сельскохозяйственной
организацией другому юридическому
лицу в аренду части основных и
оборотных средств в
С целью реализации шестой
и седьмой моделей на республиканском
и областном уровнях
Восьмая модель. Присоединение
несостоятельной
Законодательством предусмотрена
государственная поддержка
Девятая модель. Разделение
в установленном
Десятая модель. Признание
в установленном
Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь