Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему «Рынок земли и его формирование в РБ» является рассмотрение таких вопросов как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике, рынок земли в РБ, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.
Задачей работы является показать необходимость рефермирования рынка земли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1)Рынок земли. Особенности структуры и ценообразования………………….6
2)Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике……………………………………………………………………...…17
3)Рынок земли в РБ. Особенности функционирования, проблемы и перспективы развития…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

(Мельник)РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 84.14 Кб (Скачать)

Кодекс о земле 1999 г. закрепил только две формы собственности  на землю - государственную и частную. Однако все сельскохозяйственные земли  в Республике Беларусь по-прежнему находились и находятся исключительно в собственности государства и передаются в пользование сельскохозяйственным производителям на правах пользования. Но это общее правило имеет в новом Кодексе два исключения:

- в частной собственности  может находиться до 1 га сельскохозяйственной  земли на приусадебном участке;

- в частной собственности  может нахбдиться и до 0,25 га сельскохозяйственной земли, выделенной под строительство частного дома и вокруг него.

Землю, находящуюся в частной  собственности, можно уже продавать, покупать, отдавать под залог, сдавать  в аренду и завещать наследникам.

Кроме частной собственности  Кодекс о земле 1999 г. признал и  три типа прав пользования землей: право временного пользования, пожизненного наследования (для физических лиц) и  постоянного пользования (для предприятий). Земля, переданная в пользование, не может быть переуступленной и  являться предметом каких-либо сделок. Землю, переданную в пожизненное  наследование, фактически разрешено  завещать наследникам лишь в случае отсутствия на ней зданий или прочих сооружений.

Земельный кодекс 1999 г. вновь  закрепляет право выхода физического  лица из коллективного хозяйства  с паем земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое же право  выхода с земельным паем было предоставлено  и группе физических лиц, решивших выйти  из колхоза или совхоза и создать  новое коллективное или кооперативное  хозяйство вне действующего сельскохозяйственного  предприятия.

Кодекс о земле (1999 г.) снял некоторые прежние ограничения  и на индивидуальное землепользование:

- владельцы приусадебных  участков получили право арендовать  до двух гектаров земли для  целей подсобного производства; в результате этого приусадебный  участок крестьянина может расшириться  до 3 га;

- владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств получили право  иметь до 100 га сельскохозяйственных  земель, переданных в пожизненное  наследуемое владение, которые не  являются частной собственностью (это выше предела 50 га, установленного  Земельным кодексом 1990 г.);

- крестьянские (фермерские) хозяйства получили право арендовать  любое количество земли для  ведения сельскохозяйственного  производства.

Земельный кодекс 1999 г. предусмотрел и создание новых институтов для  надлежащего функционирования рынка  земли (в т.ч. создание Земельного кадастра). Новый Гражданский кодекс также положительно повлиял на развитие рынка земли, сняв некоторые ограничения на аренду и залог земли (так, арендаторам земли разрешили сдавать землю, которую они использовали, в субаренду).

Вместе с тем, новые  законы содержат и некоторые новые  ограничения прав пользования землей сельхозпроизводителями. Так, Земельный кодекс 1999 г. содержит перечень различных причин, по которым владелец земли, которым в Республике Беларусь практически во всех случаях является местная власть, может прекратить права сельскохозяйственного производителя (сельскохозяйственного предприятия или крестьянского хозяйства) на пользование землей в случае ее неэффективного использования (например, владелец хозяйства может утратить право пользоваться землей, если урожайность в конкретном году ниже так называемой "нормальной" для данного региона республики). Это положение практически разрешило в республике бесконтрольное административное вмешательство в права новых владельцев земли и вело к неопределенности в землепользовании. Более того, местные органы власти также получили право диктовать свои условия пользователям земли относительно структуры посевных площадей. Такие действия властей привели к снижению эффективности использования земли, выделенной для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств. (Если на 1 января 1997 г. в республике функционировало 2980 фермерских хозяйств, то в 1998 г. - 2677, в 1999 г. - 2641, в 2000 г. - 2651, в 2001 г. - 2525.) Такое развитие подтвердило слабость этого сектора и невосприятие абсолютным большинством сельчан необходимости ликвидации (деления) крупных сельскохозяйственных предприятий.

Причины устойчивости крупных  сельскохозяйственных предприятий  понятны. За десятилетия своего существования  каждое из них сложилось как единый воспроизводственный комплекс, в  принципе позволяющий более эффективно использовать современные технологии, повышать производительность труда  и имеющуюся технику. Однако устойчивый положительный баланс прибыли имеют  сегодня в республике не более 30-35% сельхозпредприятий. Как результат в основной массе таких сельхозпредприятий идет директивная система замены руководящих кадров, а у вновь назначенных, не имеющих достаточной поддержки, быстро возникает разочарование и апатия. В этих коллективах создается устойчивая атмосфера безразличия и отсутствие веры в возможность улучшения ситуации в ближайшее время.

Несмотря на снятие на рубеже XX столетия некоторых ограничений  на пользование землей и права  собственности, по-прежнему не только не разрешена частная собственность  на землю сельскохозяйственного  назначения, но и жестко ограничена передача земли на уровне сельхозпроизводителей. Нерешенные вопросы собственности на землю и ее передачи оставались и остаются главным препятствием на пути реформирования аграрного сектора экономики Республики Беларусь.

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность только в форме  хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, унитарных  предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим было установлено, что колхоз является сельскохозяйственным производственным кооперативом, совхоз - государственным унитарным предприятием.

Приняты две новые программы  реформирования агропромышленного  комплекса: Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг. и Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В качестве основных целей современной аграрной политики государства были определены: обеспечение роста объемов производства и реализации агропромышленной продукции для стабилизации и сбалансированного функционирования внутреннего сырьевого и продовольственного рынка; увеличение поставок агропродовольственной продукции на экспорт; привлечение иностранных инвестиций; повышение качества сельскохозяйственной продукции; углубление специализации, рационализация размещения производства, концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях хозяйствования; внедрение интенсивных, ресурсоэко-номных и природосберегающих технологий; развитие кооперации и интеграции в системе АПК (как горизонтальной, так и вертикальной).

В отличие от предшествующих программ Программа совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. оказалась более  востребованной. В целях её выполнения было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 1653 "О дополнительных мерах по реализации Программы совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг.", определившее дополнительные меры по ее реализации. Этим постановлением предусматривалось:

* разработать соответствующие  областные и районные программы  совершенствования агропромышленного  комплекса;

* определить и утвердить  перечень сельскохозяйственных  организаций для их реформирования  с учетом моделей, указанных  в Программе;

* создать республиканскую  и областные комиссии по аттестации  юридических и физических лиц,  претендующих на получение в  собственность либо аренду сельскохозяйственных  и перерабатывающих сельскохозяйственную  продукцию организаций, подлежащих  реструктуризации;

* разработать проекты  законов Республики Беларусь "О  сельскохозяйственной кооперации", "О государственном регулировании  агропромышленного производства", "О личных подсобных хозяйствах  граждан", а также осуществить  целый ряд других мероприятий.

Подлежит реорганизации  как государственный, так и частный  сектор экономики, а также преследуется цель поэтапного перехода всех сельскохозяйственных организаций на полный экономический  расчет, самоокупаемость и самофинансирование. В Программе совершенствования  агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-- 2005 гг. предлагалось использовать дифференцированный подход при определении  перспективных организационных  форм и методов хозяйствования с выделением следующих трех групп организаций:

1. Сельскохозяйственные  организации, обеспечивающие высокоэффективное  производство, вправе сохранять  свой статус или реорганизоваться  в иные виды юридических лиц  на основании правовых и экономических механизмов, позволяющих им нормально функционировать.

2. Сельскохозяйственные  организации, ориентированные на  выполнение своей производственной  программы, но не обеспечивающие  рентабельное производство, следует  реформировать посредством совершенствования  внутрихозяйственных отношений  при сохранении размеров и  производственной направленности.

3. Сельскохозяйственные  организации с критическим экономическим  положением подлежат реструктуризации  с применением для каждого  случая определенной модели.

В Программе определены десять возможных моделей реструктуризации последней группы сельскохозяйственных организаций:

Первая модель. Предполагает принятие неотложных мер по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности перед  банком и другими кредиторами, а  также разработку каждой сельскохозяйственной организацией программы структурных  преобразований: по реорганизации производства и управления, организации труда, переспециализации, технико-технологической переоснащенности и т. д.

Вторая модель. Создание в границах реформируемой сельскохозяйственной организации нескольких небольших  внутрихозяйственных подразделений, которые через подрядные отношения, экономический расчет, усиление мотивации труда выходят на рентабельное производство. В данном случае, как мы полагаем, следует использовать нормы закона "Об аренде" о внутрихозяйственном арендном подряде с учетом норм Гражданского кодекса.

Третья модель. Реструктуризация сельскохозяйственной организации  путем создания в установленном  законодательством порядке обществ  с ограниченной и дополнительной ответственностью, других видов юридических  лиц. Таким образом, речь идет о реорганизации  сельскохозяйственной организации  посредством преобразования в иную организационно-правовую форму.

Четвертая модель. Кооперирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически крепкими организациями, осуществляющими  производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение  их в сырьевую зону по производству сельскохозяйственной продукции или  передача в установленном законодательством  порядке юридическому лицу в качестве подсобного производства.

Пятая модель. Создание на территории бесперспективной сельскохозяйственной организации крестьянских (фермерских) хозяйств с дальнейшим объединением их в союзы (ассоциации) с целью  более эффективного использования  ресурсов, капитала, средств для организации совместного производства, агросервиса, переработки и сбыта продукции.

Шестая модель. Передача сельскохозяйственной организацией в  установленном законодательством  порядке части основных и оборотных  средств в аренду другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Седьмая модель. Передача сельскохозяйственной организацией другому юридическому лицу в аренду части основных и  оборотных средств в установленном  законодательством порядке с  условием последующего выкупа их этим лицом по цене не ниже остаточной стоимости  указанных средств,

С целью реализации шестой и седьмой моделей на республиканском  и областном уровнях сформированы комиссии по аттестации юридических  и физических лиц, претендующих на получение  в собственность либо аренду сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организации, подлежащих реструктуризации.

Восьмая модель. Присоединение  несостоятельной сельскохозяйственной организации к экономически крепкому колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим организациям.

Законодательством предусмотрена  государственная поддержка предприятий, объединившихся с низкорентабельными колхозами, совхозами и другими  сельскохозяйственными организациями (для них установлены налоговые  льготы, а также решен вопрос о  правопреемстве по долгам сельскохозяйственной организации).

Девятая модель. Разделение в установленном законодательством  порядке имущества колхоза между  его членами. Новые хозяева становятся полными собственниками созданной  продукции и наличных средств производства.

Десятая модель. Признание  в установленном законодательством  порядке сельскохозяйственной организации  банкротом.

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь