Рынок труда: занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА 4
1.2.СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 8
1.3.ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
2.ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.1.СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 19
2.3.УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА 2010ГОД. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА 2011ГОД. 24
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 28
3.1.ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 28
3.2.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 30
3.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая v1.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

     Политика  российского государства в области  занятости осуществляется по следующим  направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

     Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих  процессов в сфере труда, но и  на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования  локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при  едином подходе к решению проблем  занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

  1. для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
    1. совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
    2. создание новых рабочих мест;
    3. поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
    4. поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
  2. для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
    1. оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов;
    2. поддержка диверсификации производства на основе более полного     использования богатых ресурсов регионов;
    3. поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
    4. расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
    5. образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
  3. для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
    1. углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
    2. содействие развитию самозанятости населения;
    3. активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
    4. создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

     Государственная политика регулирования занятости  в различных странах выработала различные подходы к решению  проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий  оказание помощи во временной занятости  пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и  субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению  к молодежи, В США государство  полностью освобождает от налогов  те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме  того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего  использования для собственных  нужд, полностью или частично освобождаются  от уплаты взносов в фонд социального  страхования. В Великобритании работники  государственных служб занятости  заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой  переориентации работников. Во Франции  действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения  проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться  предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.

     При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные  конвенции в области труда  и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная  организация труда была создана  в 1919 г. с целью содействия общественному  прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда  и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем  социального мира между различными слоями общества.

     Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

  1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

     Деятельность  МОТ ведется как на макро-, так  и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера  охватывают область минимальной  заработной платы, уровень жизни  работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

     Результатом работы МОТ являются конвенции и  рекомендации, которые применяют  правительства многих стран, заботящихся  о собственном авторитете. Конвенция  МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован  и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой  ориентир для отдельного государства  в выработке политики, разработке национального законодательства и  практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций  трудящихся и предпринимателей.

     В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором  работ по организации труда, ведутся  работы в области охраны, гигиены  труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ  не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни  и признание принципа равенства  вознаграждения за равный труд. Уделяется  внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок  труда и корректироваться, если возникнет  в этом необходимость.

      При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и  сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры  занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

      Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда.                  В этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

      Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития многоукладной  экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Д. Камаев Учебник по основам экономической  теории – М. «ВЛАДОС», 1997 г.           М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева Курс экономической теории – Киров, 1993 г.  Ю.А. Львов Основы экономики и организации бизнеса – Санкт-Петербург
  2. Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова «Курс экономической теории».  
    Райзберг Б.А. «Курс экономики». «ИНФРА-М». 1997 год, с. 159.
  3. Журнал «Человек и труд», № 1. 1998 год, с. 37-46.
  4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1998
  5. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,
  6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус,1994
  7. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», 
    «Российский экономический журнал», № 4 – 1997             
  8. Электронный ресурс: http://rinoktruda.org
  9. Электронный ресурс: http://bfm.ru
  10. Электронный ресурс: http://crizis.org

Информация о работе Рынок труда: занятость и безработица