Политика
российского государства в области
занятости осуществляется по следующим
направлениям:
- обеспечение
равных возможностей трудоустройства
всем гражданам страны независимо от пола,
национальности, возраста, социального
положения и вероисповедания;
- соблюдение
добровольности труда, свободного волеизъявления
граждан при выборе вида занятости;
- обеспечение
социальной защиты в области занятости;
- поддержка
самостоятельности регионов при проведении
централизованных мероприятий государства
в решении проблем занятости;
- поддержка
трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация
деятельности в области занятости с другими
направлениями деятельности государственных
органов — экономическими и политическими,
включая социальное обеспечение, регулирование
и распределение доходов;
- поощрение
работодателей, создающих новые рабочие
места;
- обеспечение
занятости для малочисленных народов
с учетом исторически сложившихся видов
занятости;
- международное
сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная
политика занятости в стране направлена
не только на регулирование общих
процессов в сфере труда, но и
на осуществление их в рамках мер,
разработанных для регулирования
локальных (региональных) рынков труда.
Схожие по регионам тенденции функционирования
рынка труда определяют эффект при
едином подходе к решению проблем
занятости, особенно в расчете на
перспективу. Для каждого региона в соответствии
с особенностями рынка вообще, и рынка
труда в частности, разработаны дифференцированные
подходы к мерам регулирования, установлен
их приоритет:
- для Центрального,
Волго-Вятского и Уральского регионов:
- совершенствование
профессиональной переподготовки высвобождаемых
работников;
- создание
новых рабочих мест;
- поддержание
и оказание помощи в развитии процессов
самозанятости;
- поощрение
миграции населения; диверсификация источников
средств финансирования региональных
программ занятости;
- для Западно-Сибирского,
Восточно-Сибирского и Дальневосточного
регионов:
- оценка перспектив
занятости в базовых отраслях регионов;
- поддержка
диверсификации производства на основе
более полного использования богатых
ресурсов регионов;
- поддержка
традиционных видов занятости коренного
населения;
- расширение
спектра профессий и специальностей при
подготовке и переподготовке кадров;
- образовательное
и финансовое содействие развитию самозанятости
и мелкому бизнесу;
- для Поволжского,
Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского
регионов:
- углубление
агропромышленного профиля подготовки
и переподготовки работников;
- содействие
развитию самозанятости населения;
- активное
содействие усилению агропромышленной
специализации регионов;
- создание
новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Государственная
политика регулирования занятости
в различных странах выработала
различные подходы к решению
проблемы. Например, в Германии принят
закон о содействии занятости, предусматривающий
оказание помощи во временной занятости
пожилым людям и инвалидам, По
закону фирме, нанимающей работников старше
50 лет, предоставляются займы и
субсидии, направляемые в дальнейшем
на доплаты этим работникам. Подобный
подход применяется и по отношению
к молодежи, В США государство
полностью освобождает от налогов
те средства, которые направляются
фирмой на обучение молодежи. Кроме
того, предприятия, где организована
подготовка лиц в целях их дальнейшего
использования для собственных
нужд, полностью или частично освобождаются
от уплаты взносов в фонд социального
страхования. В Великобритании работники
государственных служб занятости
заблаговременно посещают предприятия,
подлежащие серьезной реорганизации,
с целью выявления требуемой
переориентации работников. Во Франции
действует национальная ассоциация
профессиональной подготовки для решения
проблем переориентации. Услугами этой
ассоциации могут воспользоваться
предприниматели, заключившие с ней
контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу
более полугода, составляются индивидуальные
планы поиска работы и подготовки к ней.
При
проведении государственной политики
занятости все большее значение
приобретают конвенции и рекомендации
Международной организации труда
(МОТ). Разрабатываются различные
конвенции в области труда
и его оплаты на основе применения
современных правил и подходов. Международная
организация труда была создана
в 1919 г. с целью содействия общественному
прогрессу, повышения благосостояния
населения, улучшения условий труда
и защиты прав человека на основе установления
и поддержания эволюционным путем
социального мира между различными
слоями общества.
Для
достижения этих целей МОТ решает
следующие задачи:
- разрабатывает
согласованную политику и программы, направленные
на решение социально-трудовых проблем;
- разрабатывает
и принимает международные трудовые нормы
в виде конвенций и рекомендаций для реализации
принятой политики;
- помогает
странам-участницам в решении проблем
занятости и сокращения безработицы;
- защищает
права человека, в частности на труд и
на объединения, защищает человека от
принудительного труда, дискриминации
и т.п.;
- организует
и ведет борьбу с бедностью, за улучшение
жизненных условий трудящихся, развитие
социального обеспечения;
- разрабатывает
программы в области улучшения условий
труда и производственной среды, техники
безопасности и гигиены труда, охраны
и восстановления окружающей среды;
- содействует
организациям трудящихся и предпринимателей
в их работе совместно с правительством
по регулированию социально-трудовых
отношений;
- разрабатывает
меры по защите наиболее уязвимых групп
трудящихся — женщин, молодежи, пожилых
людей, трудящихся-мигрантов.
Деятельность
МОТ ведется как на макро-, так
и на микроэкономическом уровне. Меры
макроэкономического характера
охватывают область минимальной
заработной платы, уровень жизни
работников, инфляционные процессы. Меры
микроэкономического характера охватывают
область переобучения, создания системы
непрерывного образования и др.
Результатом
работы МОТ являются конвенции и
рекомендации, которые применяют
правительства многих стран, заботящихся
о собственном авторитете. Конвенция
МОТ — это международный договор,
который должен быть ратифицирован
и соблюдаться государствами-членами.
Рекомендация МОТ представляет собой
ориентир для отдельного государства
в выработке политики, разработке
национального законодательства и
практических мер в социально-трудовой
сфере. Разработками МОТ могут пользоваться
как правительственные структуры,
так и представители организаций
трудящихся и предпринимателей.
В
настоящее время МОТ стала, по
существу, международным координатором
работ по организации труда, ведутся
работы в области охраны, гигиены
труда и производственной среды.
В вопросах заработной платы МОТ
не ставит своей целью унификацию
подходов. Главное — достижение
гарантий оплаты труда, обеспечивающей
удовлетворительные условия жизни
и признание принципа равенства
вознаграждения за равный труд. Уделяется
внимание индексации заработной платы,
оценке и оплате труда по результатам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным
принципом с позиций обеспечения
занятости населения при стабилизации
экономики является нахождение компромисса
между экономическими и социальными
результатами. На деле это означает,
что все варианты мер, направленных
на стабилизацию, должны предварительно
оцениваться по их влиянию на рынок
труда и корректироваться, если возникнет
в этом необходимость.
При
выборе путей формирования рынка
труда надо исходить из необходимости
изучения и анализа внутренних закономерностей,
присущих развитию занятости и
сохраняющихся в условиях рыночной
экономики, поскольку многие факторы,
влияющие на важнейшие параметры
занятости, зависят непосредственно
от человека (численность населения,
его половозрастная структура, расселение
населения в городской и сельской
местностях и т.д.).
Одним
из основных элементов формирования
политики эффективной занятости
является разработка и задействование
механизма, регулирующего динамичное
равновесие спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда.
В этой связи следует выделить
два блока проблем:
- оживление
экономической ситуации и инвестиционной
активности в стране, создание условий
для динамичного движения капитала, разработка
мер по развитию системы рабочих мест
и увеличению потребности предприятий
и организаций в рабочей силе;
- совершенствование
системы оплаты труда, расширение возможностей
получения населением дополнительных
доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты
по вкладам и т.д.), развитие системы социальных
пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность
в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейся
молодежи и пенсионеров.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для
экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда, механизм
формирования которого будет постоянно
совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- В.Д. Камаев
Учебник по основам экономической
теории – М. «ВЛАДОС», 1997 г. М.Н. Чепурин,
Е.А. Киселева Курс экономической теории
– Киров, 1993 г. Ю.А. Львов Основы экономики
и организации бизнеса – Санкт-Петербург
- Учебники
МГУ им. М.В. Ломоносова «Курс экономической
теории».
Райзберг Б.А. «Курс экономики». «ИНФРА-М».
1997 год, с. 159.
- Журнал «Человек
и труд», № 1. 1998 год, с. 37-46.
- И.В.Бестужев-Лада
«Безработица? Не может быть!» М.: Знание,
1998
- Э.Бородянский,
В.Кузьмин «Реальный путь противодействия
безработице»,
- А.В.Бузгалин
«Переходная экономика» М.: Таурус,1994
- Г.Волынский
«К вопросу о безработице в переходный
период»,
«Российский экономический журнал», №
4 – 1997
- Электронный
ресурс: http://rinoktruda.org
- Электронный
ресурс: http://bfm.ru
- Электронный
ресурс: http://crizis.org