Рынок труда: занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА 4
1.2.СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 8
1.3.ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
2.ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.1.СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 19
2.3.УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА 2010ГОД. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА 2011ГОД. 24
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 28
3.1.ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 28
3.2.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 30
3.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая v1.docx

— 83.39 Кб (Скачать)
  • лица моложе трудоспособного возраста (в данное время — от рождения до 15 лет включительно);
  • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины — от 16 до 59 лет включительно;
  • лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

     Во-вторых, в зависимости от способности, к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп до пенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

     Исходя  из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:

  • население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
  • работающие лица пенсионного возраста;
  • работающие подростки в возрасте до 16 лет.

     По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

1.2.СТРУКТУРА  РЫНКА ТРУДА

     Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости  от целей анализа. В данном случае рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых  для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка  труда в широком смысле.

    По  выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:

  1. субъекты рынка труда;
  2. экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
  3. рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
  4. безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  5. рыночная инфраструктура.

     Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок  труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных  компонентов. 
Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

     Наемные работники – это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств  производства или организатору производства – менеджеру (который сам может  быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в  акционерном обществе).

     Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования  и профессиональной подготовки. С 1995 г. в статистике Российской Федерации  стали проводить самостоятельный  анализ наемных работников по некоторым  из этих параметров. Учитывая, что абсолютное большинство занятых (около 90%) –  это наемные работники, такой  анализ дает представление о качестве рабочей силы, о способности и  готовности индивидуумов участвовать  в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

       Для защиты интересов наемных  работников существуют различные  институты. Наиболее массовые  организации трудящихся – профсоюзы  создаются, как правило, по  общности социально-экономических  интересов. 
Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

     Государство как субъект рыночных отношений  представлено федеральными, региональными  органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей  силы оно выполняет следующие функции:

  • социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
  • законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
  • регулирование рынка труда косвенными методами; 
    защита прав всех субъектов рынка труда;
  • многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

     Степень выполнения указанных функций зависит  от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

       Второй компонент – экономические  программы, решения и юридические  нормы, принятые субъектами рынка  труда. Для нормального функционирования  рынка необходимы законодательные  акты, нормы, правила, которые  регулировали бы взаимоотношения  между субъектами рынка, четко  определяли бы их права, создавали  равные возможности для реализации  способностей к труду всех  участников рыночных отношений,  предусматривали бы социальное  страхование на случай потери  работы и т.д. Такие нормы  записаны в Конституции Российской  Федерации, в законе Российской  Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» (1991г.) (с  изменениями и дополнениями, внесенными  Федеральным Законом от 22 марта  1996г.)*, других законах. Они конкретизируются  в указах Президента РФ, решениях  правительства, в Генеральном,  региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

     Успешное  функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной  и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

     Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение  ее как реакции субъектов рынка  на информацию о рыночной цене труда  и конкуренции.

     Безработица и социальные выплаты, связанные  с ней, – необходимый компонент  современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к  высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы  поддержать высвобождаемый персонал в  период отсутствия работы, создать  условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения  в Российской Федерации» предусматриваются  выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при  переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы  и т.п. Следует подчеркнуть, что  значительная безработица возникала  еще в начале XIX в., а социальные выплаты появились лишь в XX в. после  упорной борьбы рабочего класса за свои права.

     Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.).

     Фонд  занятости, так же государственная  служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется  за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан. Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

     Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный  выбор вида деятельности, а также  определенную социальную защиту. В  итоге взаимодействие всех компонентов  рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов  всех субъектов рынка труда.

1.3.ОСОБЕННОСТИ  РЫНКА ТРУДА В  РОССИИ

     Важнейшее место в рыночной экономике занимает проблема занятости.

     Занятость - это, прежде всего, отношения между  людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения  заработка (трудового дохода), личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически  для каждого человека реформы  условий занятости сопряжены  с необходимостью приспосабливаться  и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые  складывались порой не одно десятилетие.

     До  недавнего времени в целях  обеспечения полной занятости населения  и удовлетворения потребностей отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные  органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного  населения в общественное производство, и такой подход распространялся  на все социально-демографические  группы населения. В стране сложился чрезвычайно высокий уровень  занятости. В 1950г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в 1970г.- 85%. В дальнейшем показатель занятости населения  увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически  стал одинаковым уровень занятости  женщин и мужчин, тогда, как например, в конце 50-х годов значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные мною цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики и низких трудовых доходов.

     Иными словами можно заключить, что  к началу 70-х годов уровень  занятости населения в целом  по стране характеризовался как сверхзанятость.   Занятость населения переходного периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода.

     Излишняя  численность занятых на предприятиях и в организациях при спаде  производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная  связь между трудовым вкладом  человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для  людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными - все это проявление нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.

     Еще одна особенность российского рынка  труда состоит в том, что формируется  он в определенной мере стихийно и  ярким примером тому служит наличие  в больших масштабах неформальной занятости либо как самостоятельного вида деятельности, либо как возможности  иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей  силы по видам деятельности, вызванное  переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.

     Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:

  1. Рост безработицы.
  2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики- значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования.
  3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
  4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
  5. Неполная занятость, обусловленная не гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.
  6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле.
  7. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
  8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.
  9. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

Информация о работе Рынок труда: занятость и безработица