Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА 4
1.2.СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 8
1.3.ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
2.ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.1.СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 19
2.3.УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА 2010ГОД. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА 2011ГОД. 24
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 28
3.1.ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 28
3.2.ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 30
3.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют около 58% населения страны.
Для
человека возможность трудиться
обусловлена разными
В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно.
Население, входящее в состав трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: экономически активное население и экономически неактивное население.
Экономически активное население охватывает всех фактически занятых в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение рабочей силы в обществе.
Экономически неактивное население — это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию при потере кормильца, занятые уходом за детьми или за больными родственниками, лица, не имеющие работы, или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования.
Термин "экономически активное население" часто встречается в экономике труда, так как он характеризует состояние трудовых ресурсов страны. Рассмотрим его подробнее.
Экономически активное население может состоять из наемных работников и из лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей.
Наемными работниками, могут быть гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме того, экономически активное население делится на занятых и безработных.
Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение.
Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени. Полное рабочее время характеризует работу в течение времени, установленного трудовым законодательством, но не более 40 ч в неделю, а для некоторых профессий, например учителей и врачей, — 36 ч в неделю. Неполное рабочее время характеризует работу меньшей продолжительности, чем установлено нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка, может работать не 8 ч, а лишь 3 или 4 ч в день. Соответственно оплата ее труда будет производиться за отработанное время или согласно выработке.
В
экономике труда используется понятие
"неполная занятость". Причинами
неполной занятости являются объективные
факторы, например структурная перестройка
в стране или на предприятии, отсутствие
заказов на производство, технический
прогресс. Под влиянием этих причин
изменяется спрос на рабочую силу
и требуется меньшая
К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные, выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на сельхоз работах по направлениям учебных заведений.
Занятое население может заниматься каким-либо делом самостоятельно или у отдельных работодателей, может работать на основной или дополнительной работе. Основная работа для работника — это та, где находится его трудовая книжка. Если же у работника нет трудовой книжки, то основной работой считается та, которую как таковую признает сам работник или где он отработал больше часов.
Дополнительная
работа — это любое совместительство,
случайная или разовая работа.
Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости, призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.
Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
Деятельность
учебных центров служб
Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:
3.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
Постоянное
поддержание определенного
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: