Рынок: типы, функции, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики

Оглавление

Введение.

1.Рынок: типы, функции, структура……………………………1

2.Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие. ………………………………………...13

3.Рынок труда. ………………………………………………...23

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории 1-й курс МЭО. Рынок.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Рис. 3.3  Графики Эластичности спроса

 

  В современной экономической науке  используется также показатель эластичности

  спроса  относительно дохода (income clasticuty of demand).

 

где ΔQ — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ΔI— изменение величины дохода; I— величина дохода.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Предложение товара — это количество данного  товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке  по данной цене.

 

     Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

     Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 3.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривей предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между пеной товара и количеством этого товара, которое отрасль плова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена.

В экономической  теории принято откладывать независимую  переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

   => цены факторов производства;

   => технология;

   => количество производителей-продавцов;

   => ценовые и дефицитные ожидания  агентов рыночной экономики;

    => размер  налогов и т.д.

  Предложение  является  функцией   всех   этих   факторов   — Qs=F(f1,f2,...,fn).

  Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.

 

                                         Рис. 3.4 Кривая предложения

 

     Форма кривой предложения товара обусловлена  во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, Используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

     Кривая  предложения строится при соблюдении ряда условий.

=> издержки  производства известны, если они  уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше — по текущим ценам;

=> цены  на товары-заменители установлены;

=> предполагается, что изменение цены — единственно  возможный путь.

     Если  перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение — вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.

     Если  условия постоянны, то изменение  цены означает движение вдоль кривой предложения.

     Степень реакции предложения  на колебания цен  измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

 

 

 

где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого  товара и цен происходит в одном  направлении, эластичность предложения  всегда позитивна.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Es =                                  1<Es<                              Es=1

        Полностью эластичное     Относительно элас-          Эластичность

        предложение                      тичного предложение       равна единице            

 
 

 
 

                  0<Es<1                                           Es=0

     Относительно неэластич-               Жесткое предложение

     ное предложение   

Рис. 3.5 Графики эластичности предложения

 

Различают пять вариантов эластичности предложения (см. Рис. 3.5). Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

  • кратчайший (все факторы постоянны);
  • краткосрочный (отдельные факторы переменны);
  • долгосрочный (все факторы переменны).

Эта периодизация была предложена А. Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

     На  рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и др. факторов. Оно может приобретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателей. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.

     Второй  вариант отличается от первого превышением  спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.

Третий  вариант соотношения спроса и  предложения характеризуется соответствием  между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения  с другой, равновесием спроса и предложения.

РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ

 

     В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен  спроса и цен предложения, что  приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.

     Рассмотренные нами, в предыдущих параграфах функции  спроса и предложения позволяют  сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. Рис. 3.6).

Равновесная цена (Pg) — цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.

  Однако, равновесие может быть нарушено в  силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

     Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.

      Равновесие  называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место, неустойчивое равновесие.

Рис. 3.6. График рыночного равновесия

 

      Рассмотрим  сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу  поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотеза А. Маршалла.

          Гипотеза  Вальраса-Хикса

       В тех случаях, когда преобладает  спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   а)                                                  б)                                              в)

Рис. 3.7  Перемещение  кривой спроса

 

      На  графике (рис. 3.7) кривая спроса перемещается от DD’ к положению D1D1’. При цене P1 спрос будет избыточным — P1M. P2 станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.

      На  Рис. 6.7,б кривая спроса перемещается из положения DD’ к положению D1D1’. Количество запрашиваемого товара по старой цене P1 равно OQ2, в то время как предлагаемое количество равно OQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.

      Новая цена (равновесная), будет равна Р2, что ниже, чем P1. Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.

      На  Рис 3.7, в кривая спроса перемещается из положения DD’ к положению D1D1’. В этом случае при пене P1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствие с гипотезой Вальраса-Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет P2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия.

      Гипотеза  Амфреда Маршалла

      В том случае, когда цена, по которой  покупатели готовы заплатить за данное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.

      Рассмотрим  изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.

      Перемещение кривой спроса вправо (от DD’ к D1D1) вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (Рис. 3.7,а). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от OQ1 к OQ2. В данном случае на лицо устойчивое равновесие.

      Динамичный  анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса-Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А. Маршалла).

Информация о работе Рынок: типы, функции, структура