Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики
Введение.
1.Рынок: типы, функции, структура……………………………1
2.Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие. ………………………………………...13
3.Рынок труда. ………………………………………………...23
Заключение.
• местный (локальный) рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой рынок.
Мировой
рынок — это не только совокупность
национальных рынков различных государств,
экономические связи между которыми определены
международной торговлей (в том числе
торговля лицензиями, услугами, международное
перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно
новый уровень. Это можно отразить в виде
схемы. (Рис. 1).
Мировой
р
ынок
Внутренний
рынок
Совокупность
внутренних рынков
Рис.
1
Четвертый критерий — по уровню насыщения:
• равновесный рынок;
• дефицитный рынок;
• избыточный рынок.
Пятый критерий — по степени зрелости:
• неразвитый рынок;
• развитый рынок;
• формирующийся рынок.
Шестой критерий — по степени ограниченности конкуренции:
• свободный рынок;
• монополистический рынок;
• олигополистический рынок;
• смешанный рынок.
Седьмой критерий — по соответствию действующему законодательству:
• легальный рынок;
• нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий — по отраслям:
• автомобильный рынок;
• компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий — по характеру продаж:
• оптовый рынок;
• розничный рынок.
Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый рынок, на котором
представлены товары только
• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Тендеры
(торги) — это распространенная форма
торговли, при которой покупатель
объявляет конкурс для продавцов на товар
с определенными технико-экономическими
характеристиками с помощью тендерных
комитетов, в которые входят технические
и коммерческие эксперты, представители
администрации, покупатели, принявшие
решение о размещении заказов через торги,
и другие участники.
Рис. 2.
Рыночная инфраструктура
2.
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка:
предложения, спроса и цены. Рассмотрим более подробно каждый элемент рыночного механизма.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.
Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.
Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 3.1).
Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (Рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 3.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:
=> величина и динамика изменения дохода потребителя;
=>
изменение вкусов и
=> размер рынка;
=> ценовые и дефицитные ожидания;
=> наличие товаров - субститутов и др.
Рис. 3.1 Кривая спроса
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).
Рис. 3.2 Движение кривой спроса
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения).
Эластичность спроса
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А. Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен".
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
где EDP — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.
Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.
Если, например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).
Знак
эластичности будет отрицательным,
т.к. цена и объем продукции изменяются
в противоположных
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная эластичность выражается в двух товарах — А и В.
где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB — объем спроса блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.
Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае,
если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP<0 — взаимодополняемые.
Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как "объем продаж - цена", "объем продаж - себестоимость", "емкость рынка - цена", с целью принятия окончательного решения.
Ep=∞ Полностью
-∞<Ep<-1
эластичный
спрос
Эластичный спрос
Спрос равен единице
-1<Ep<0 Ep=0