Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность реформирования естественных монополий.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

- Рассмотрение основных видов монополий.

- Изучение понятия естественной монополии и её признаков.

- Изучение роли естественных монополий в экономике страны.

-Исследование тенденций и задач реформирования в современной России, а так же факторов определяющих ход реформ.

-Изучение реформирования в целом основных крупных естественных монополий (ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Российские железные дороги”).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...3

1. Сущность естественной монополии……………………………………………5

1.1Виды монополий…………………………………………………………5

1.2 Понятие естественной монополии и её признаки……………………..6

1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10

2. Реформирование естественных монополий в современной России…………13

2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”…………………………………………18

2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………………………23

2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26

Заключение …………………………………………………………………………32

Литература ………………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

пр.docx

— 72.32 Кб (Скачать)

Заключение 

     Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей.

      Различают следующие виды монополий: административная, экономическая,  естественная.

     Отраслевой  рынок может быть отнесён к  естественной монополии, если для любых  допустимых объёмов выпуска, на которые  имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных  режимах использования ресурсов, будет минимальной, если отрасль  состоит из одной единственной фирмы.

     Основные  признаки естественных монополий: экономии  на масштабе производства; наличие высоких барьеров для входа в отрасль; отсутствие  близких субститутов продукции; общественная важность блага; соображения экономической выгоды для государства и населения, а так же национальной безопасности; сетевой характер организации рынка.

     Для государства – естественные монополии  это важнейший бюджетообразующий  и структурообразующий фактор развития экономики. Они  являются стратегически  важными отраслями и играют особенную  роль в национальной безопасности страны, обеспечивая единое территориальное, экономическое и оборонное пространство государства.

       Естественные монополии – это целые комплексы, обеспечивающие всю страну необходимыми  товарами и услугами.

     Российский  процесс реформирования естественных монополий отличает высокая степень  подражательности, бездумного копирования  чужого опыта.

     Реформы в сфере естественных монополий  должны быть нацелены не только на осуществление  структурных преобразований в части  организации и управления соответствующими отраслями, но и на создание в процессе реформирования условий и механизмов поддержания их потенциала, развития на новой технической и технологической  основе. При реформировании необходимо предусмотреть и выявление дополнительных, альтернативных (государственным бюджетам различных уровней) источников финансирования инвестиционной инновационной деятельности в отрасли.

     Основной  целью реформирования электроэнергетики России  было повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

     Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением.

     При выработке модели реформирования железнодорожной отрасли стояла задача создать такую функциональную структуру и механизмы управления, чтобы внедрение конкуренции между хозяйствующими субъектами не приводило к разрыву действующих технологических и экономических связей в транспортной "цепочке" и не порождало новых, более мелких монополистов.

     Реформирование  естественных монополий является одной  из важнейших задач государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

Официальные законодательные документы

  1. Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс, 2008.
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) "Об электроэнергетике" ( принят ГД ФС РФ 21.02.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2008)// Консультант Плюс, 2008.

Журналы и газеты

  1. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий.// Общество и экономика – 2003, №4/5, стр. 274-287.
  2. Белоусова А., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России//Общество и экономика 2002, №1, стр. 19-45.
  3. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий// Мировая экономика и международные отношения. 2003 - №12, стр. 3-11.
  4. Газовая промышленность и электронергетика: меры регулирования и реформы (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики. 2002. N 6. С. 80 - 81.стр. 115
  5. Герасименко В.В., Соснин К. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России.// Вестник МУ сер. Экономика 2008-2, стр.41-58.
  6. Городецкий А., Павленко. Реформирование естественных монополий// вопросы экономики 2000, №1, стр.137-146.
  7. Дерябина М. Реформирование естественных монополий// Вопросы экономики – 2006 №1, стр. 102-120.
  8. Ефимов С., Николаев И. Перспективы отмены государственного регулирования тарифов естественных монополий// Общество и экономика – 2005 №4 , стр.70-94.Костенко Д.Н. Социальная и экономическая эффективность естественных монополий (на примере ОАО “Газпром”)//Экономические науки – 2008, № 6(43), стр.90-93.
  9. Костенко Д.Н. Социальная и экономическая эффективность естественных монополий// Экономические науки – 2008, №6(43)
  10. Криволапов Г.Н. Особенности взаимодействия естественных монополий и государства// Экономика и политика – 2006, №9(22) , стр.16-22.
  11. О регулировании естественных монополий.// БИКИ– 2003, № 14,стр. 2- 3.
  12. Патрушев Д.Н. Тарифная политика как инструмент государственного регулирования естественных монополий// Экономические науки – 2008, № 5(42).
  13. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов.// Экономист – 2006, № 2, стр. 9-13.
  14. Сюзева Т.А. Финансовые аспекты регулирования цен на продукцию естественных монополий.//Финансы – 2005. -№ 8, стр.37-41.

Учебные издания:

  1. Экономическая теория..// под общей редакцией  Камаева В.Д., Ильчикова М.З., Борисовской Т.А .Издательство «Камерон», 2007, стр. 138
  2.   Курс экономической теории// под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. Киров, издательство «АСА», 2005
  3. Микроэкономика./под.общей ред.  В. М. Гальперина. С- П.:  «Экономическая   школа». – 1997.

Электронные ресурсы удалённого доступа

  1. Перспективы реформирования электроэнергетики //РАО ЕЭС.ru [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content.htm
  2. Реформирование ОАО “РЖД”// Лента.ru [Электронный ресурс] – 2007 - 27 ноября – Режим доступа: http://lenta.ru/story/
  3. Глава Минфина пообещал снизить тарифы естественных монополий// Коммерсант.ru[Электронный ресурс] - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=699283

Информация о работе Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты