Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность реформирования естественных монополий.
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотрение основных видов монополий.
- Изучение понятия естественной монополии и её признаков.
- Изучение роли естественных монополий в экономике страны.
-Исследование тенденций и задач реформирования в современной России, а так же факторов определяющих ход реформ.
-Изучение реформирования в целом основных крупных естественных монополий (ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Российские железные дороги”).
Введение …………………………………………………………………………...3
1. Сущность естественной монополии……………………………………………5
1.1Виды монополий…………………………………………………………5
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки……………………..6
1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10
2. Реформирование естественных монополий в современной России…………13
2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”…………………………………………18
2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………………………23
2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26
Заключение …………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………….34
Государственное регулирование является одной из главных задач реформирования. Рассмотрим его подробнее.
К задачам государственного регулирования относятся (в теории несовершенной конкуренции): цены естественных монополий должны быть максимально приближены к уровню предельных издержек; должна быть обеспечена только нормальная прибыль; производство естественных монополий должно быть эффективным.
В законе предполагаются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
Глава Минфина пообещал снизить тарифы естественных монополий. Тарифы естественных монополий к концу 09 г. окажутся на 10-15 процентов ниже, если сравнивать с ранее утвержденными.
Алексей Кудрин сказал что, главным образом будут скорректированы тарифы на услуги РЖД, газ и электроэнергию для населения. Ранее высказывалось предположение, что данные тарифы вырастут на 15-30 процентов. К примеру, стоимость электроэнергии должна была повыситься на четверть.
Министр также рассказал о намерении властей направить на поддержание реального сектора около 150 млрд. российских рублей в добавление к 175 миллиардам выделенным ранее. Соответствующее предложение, по его информации, уже отправлено в Госдуму.
Ранее премьер-министр России Владимир Путин заявил о том факте, что российское правительство окажет поддержку полутора тысячам системообразующих промышленных предприятий. Примерный их список уже подготовлен Министерством промышленности и обязан быть в правительстве до 17 декабря. (23)
Как
уже было указано выше, в России
существует три основных и главных
естественные монополии – это
ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и РАО
“РЖД”. Теперь мы подробно рассмотрим
реформирование каждой из этих естественных
монополий.
Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;(2).
Еще в 80-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.
В 90-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
Все
это вызвало необходимость
Цели и задачи реформы
Основной целью реформирования электроэнергетики России было повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы поменялась структура отрасли: осуществилось разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создались структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
В естественномонопольных сферах произошло усиление государственного контроля.
Таким образом, создались условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
Формируемые в ходе реформы компании представляли собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности созданные компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
Так, магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрировались в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений теперь принадлежат общероссийскому Системному оператору.
Активы генерации также объединились в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.
В
том же 2004 году началось создание новых
межрегиональных компаний. В последние
месяцы 2004 года созданы (прошли государственную
регистрацию) первые три ОГК и
две ТГК. В тот же период (в октябре
2004 года) Совет директоров ОАО РАО
"ЕЭС России" принял решение
об учреждении четырех МРСК. В 2004 году
также была практически сформирована
новая вертикаль оперативно-
В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.
В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".
Закончен
процесс выделения сетевых
В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).
С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.
Таким образом, в ходе реформы исчезла прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сошли со сцены, на смену им появились новые компании целевой структуры отрасли.(20)
2.2
ОАО “Газпром”
ОАО “Газпром” - крупнейшая газовая компания в мире, основными направлениями деятельности которой являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.
Газпром располагает богатыми в мире запасами природного газа: его доля в мировых запасах составляет 17%, в российских – 60%. Запасы Газпрома оцениваются в 29,85 трлн.м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долл.(11)
Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Особенности реформирования газовой отрасли:
Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.
В России нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например формально независимая от "Газпрома" компания "Итера". При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.
В
рамках ОАО "Газпром" продолжается
работа по всей технологической "цепочке"
(стадии разведки, добычи, магистрального
транспорта и частично распределения
природного газа). Программы реструктуризации
"Газпрома" как раз и преследовали
цель повышения эффективности системы
управления единой корпорацией и существенного
улучшения финансовой и маркетинговой
деятельности, адаптированной к условиям
рыночной экономики. В целом реструктуризация
больше напоминала реакцию корпорации
на общее ухудшение внешней экономической
среды при сохранении в основном сложившейся
производственно-