Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

В работе семинара приняли участие эксперты Департамента развития торговой политики и вступления в ВТО Министерства индустрии и торговли РК и АО «Центр развития торговой политики» при министерстве индустрии и торговли РК, непосредственно вовлеченные в переговорный процесс по присоединению Казахстана к ВТО, а также представители областного акимата, более 200 представителей местных деловых и научных кругов.

Эксперты  ознакомили участников семинара с состояние  и проблемами переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО, ходом проводимых Правительством РК реформ по приведению национального  законодательства в соответствии с нормами ВТО, текущим статусом работ по подготовке отечественных товаропроизводителей и поставщиков услуг к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.

Присоединение Казахстана к ВТО является актуальной необходимостью, так как Казахстан – страна с относительно небольшим внутренним рынком. Поэтому республике необходимо искать источники экономического роста в активном продвижении своих товаров  услуг на внешние рынки, что предполагает активное развитие многосторонней внешней торговли, в том числе в рамках ВТО.

Таким образом участие Казахстана в  ВТО будет способствовать кА дальнейшей либерализации внутреннего рынка, так и более широкому продвижению отечественной продукции на внешние рынки, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления.

По  итогам семинара участники выработали рекомендации о дальнейшем сотрудничестве правительства РК, местных исполнительных органов и бизнес – кругов в подготовке отечественного бизнеса к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.[7; c.10]

Оптовый и розничный товарооборот.

В январе – июле 2007 года объем розничного товарооборота составил 988,9 млрд. тенге  и увеличился по сравнению с соответствующим  периодом 2006 года (в постоянных ценах) на 10,9%. В июле 2007 года реализация товаров составила 156,7 млрд. тенге, что в постоянных ценах выше уровня июля 2006 года на 9,9%, по сравнению с июнем 2007 года увеличение составило 2.4%.

С начала года оборот от реализации товаров предприятиями частной формы собственности, от торговли а рынках и индивидуальными предпринимателями получен в сумме 958,1 млрд. тенге (96,9%), других государств, их юридических лиц и граждан – 30,6 млрд. тенге (3,1%). Доля государственной торговли в республике незначительна.

В январе – июле 3007 года оборот розничной  торговли в большей степени (75,8% от общего объема розничного товарооборота) формировался торгующими предприятиями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в основном в стационарной торговой сети.

Следует отметить, что рост розничного товарооборота  обусловлен прежде всего повышением реальных объемов товарооборота  торгующих предприятий (25,6%) к соответствующему периоду прошлого года). Неуклонно  увеличивается и доля предприятий в общем объеме розничного товарооборота (с 45,1% в январе – июле 2006 года до 51,1% в январе – июле 2007 года), которая обеспечивает высоким уровнем культуры обслуживания и широким ассортиментом качественных товаров.

Заметную  долю в формировании товарооборота занимает доля индивидуального предпринимательства, которая увеличилась в отчетном периоде до 24,7% против 23,0% в январе – июле 2006 года.

Оптовый товарооборот республики с начала 2007 года составил 2445,7 млрд. тенге или  на 9,4% больше чем за соответствующий период 2006 года. При этом практически весь объем полученного товарооборота приходится на негосударственный сектор.  Преобладающую долю в оптовом товарообороте продолжают занимать непродовольственные товары и товары – технического назначения.  [4; с.7]

 

Структура розничного товарооборота по каналам  реализации (в % по общему объему)

 

Республике  по состоянию на 1 октября 2007 года количество субъектов малого предпринимательства, активно работающих на рынке, по сравнению с соответствующим периодом 2006 года выросло на 11,7 % и составило 609 519 единиц, из них: юридических лиц – 52 760, индивидуальных предпринимателей – 388 366, крестьянских хозяйств – 168 393. Численность занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 11,5% и составила 1 784 233 человека.

Выпуск  продукции активными субъектами малого предпринимательства за январь-сентябрь 2007 года увеличился по сравнению с  соответствующим периодом 2006 года на 14,9% и составил 1 236 584 млн. тенге.

Основными факторами увеличения численности  субъектов малого предпринимательства  являются:

- система  мер поддержки на государственном  и региональных уровнях;

- совершенствование  организационного и экономического  механизма, вследствие чего наблюдается  расширение сфер деятельности и экономического укрепления предприятий.[5; с.3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние малого и среднего бизнеса на экономический рост

 

"Бурный экономический рост был бы невозможен без активного развития малого и среднего бизнеса при постоянной заботе государства. И эта политика будет продолжаться. Сегодня бесспорно, что рост предпринимательства привел к созданию большинства новых рабочих мест и снижению безработицы"

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А.

 

Экономический рост означает поступательно движение экономики, ее социально – экономический прогресс.

Источниками роста экономики. То есть условиями  ее роста. Которые делают возможным  увеличение объема и повышения качества оказываемых услуг в данный период времени. Являются экономические ресурсы, экономические интересы и стимулы. Рыночная экономика. Основой которой является частная собственность, развивается благодаря стремлению каждого человека добиться осуществления собственных экономических интересов. Важным источником качественно нового типа экономического роста является экономическая политика, правильно отражающая назревшие потребности общества. [1; с.218]  

Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики Казахстана проявляется в следующих шести функциях:

Во  – первых, малое производство оперативней реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике гибкость, что недоступно крупным предприятиям – гигантам.

Во  – вторых, малый и средний бизнес эффективнее мобилизует значительные неиспользуемые финансовые средства. В отсутствии такого бизнеса эти ресурсы были бы не использованы.

В –  третьих, малый и средний бизнес делает существенный вклад в формирование конкурентной борьбы, что в условиях высокомонополизированной экономики  любого государства имеет первостепенное значение.

В –  четвертых, малый и средний бизнес играет большую роль в решении  проблемы занятости населения. В  промышленно развитых странах на него приходится до 50 – 60% всех занятых  и до 70 – 80% новых рабочих мест.

В –  пятых, немаловажную роль играет малое и среднее производство в развитии научно – технического прогресса.

В –  шестых, незаменимую роль играет малый  и средний бизнес в смягчении  социальной напряженности. В тяжелое  кризисное время население находит  здесь работу и применение своих  способностей. [1; c.339]

На  современном этапе развития экономики  страны капиталовложения играют значительную роль, поскольку являются необходимым  условием обеспечения эффективного развития отраслей экономики, стабильного  функционирования базовой инфраструктуры, достижения устойчивого экономического роста. При этом важное значение имеет продуктивность инвестиций, которую можно охарактеризовать как степень воздействия привлеченных в экономику инвестиций на изменение производительности труда и капитала.

Для успешного        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В 60-х, 70-х годах  прошлого столетия большинство экономистов  придерживалось мнения о том, что  малый бизнес может играть значительную роль лишь в достижении определенных социальных и политических целей.. Это было обусловлено тем, что в тот период времени экономический рост достигался за счет крупных корпораций в отраслях, где доля малого бизнеса всегда была и остается незначительной. К таким отраслям можно отнести добычу и переработку полезных ископаемых, крупное машиностроение   и автомобилестроение и некоторые другие.

В настоящее  время ситуация претерпела значительные изменения. Это было связано с  распространением новых концепций  и подходов к организации производства, при которых существенный объем работ передается, как правило, небольшим компаниям на субподряд. Наряду с этим, наблюдалось изменение экономических приоритетов в сторону отраслей, где малый бизнес традиционно играл доминирующую роль в производстве продукции и услуг.

Малое предпринимательство является основой рыночной экономики и обеспечивает работой значительную часть населения, а также поддерживает крупные отрасли и проекты. Его становление тесно сопряжено и с изменением менталитета, мировоззрения, культуры и стиля жизни предпринимателей, людей самостоятельных и способных нести большой груз ответственности. Одновременно рост малого и среднего бизнеса позволяет решать социально – экономические задачи регионального развития.

Условия мировой современной экономики  дальнейшее развитие могущества крупных монополий сопровождается сохранением и развитие мелких и средних фирм, что обусловлено научно – технической революцией. Дело в том, что производство многих видов новых изделий начинается именно на предприятиях мелких и средних компаний, которые в борьбе за место под «солнцем» вынуждены более гибко реагировать на изменение спроса, искать новые еще неудовлетворенные производством потребности. Поэтому не случайно расходы мелких фирм на научно – исследовательские и конструкторские работы в расчете на одного занятого часто превышают аналогичные затраты крупных предприятий.

Международный опыт становления предпринимательства  показал, что государства переходной экономики, как правило, поощряли лишь торговое посредничество начинающих предпринимателей, что делало невыгодной деятельность в сфере производства.

Для переходной экономики характерна и неразвитость рыночной инфраструктуры. Что сдерживало и сдерживает развитие малого предпринимательства. Не прекращавшийся до1998 года спад производства в Республике Казахстан, инфляционные процессы.  При  которых рост цен явно обгонял повышение номинальных доходов населения, вел к сужению емкости рынка, что существенно сдерживало развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере, в том числе и на основе малого бизнеса. К сдерживающему фактору развития малого предпринимательства следует отнести и недооценку значимости малого и среднего бизнеса в сфере производства.

Для поддержки  и развития зарождающегося малого и  среднего бизнеса в рыночной экономике необходимы:

- разработка  комплексной государственной научно  – обоснованной программы развития  малого и среднего предпринимательства,  как основы создания свободной  конкуренции;

- формирование  финансовой базы для его развития  и финансовых льгот (льготные кредиты, льготные налоги, субсидии безвозмездного характера и т. п.);

- в  программе должно быть особо  определено место малого и  среднего предпринимательства в  приоритетных направлениях научно  – технического прогресса;

- важную роль в образовании малого и среднего бизнеса должны сыграть специальные центры малых предприятий в различных регионах (областных центрах страны);

- привлечение  ресурсов крупных предприятий  в целях развития малого и  среднего бизнеса на основе  системы сотрудничества крупного и малого бизнеса, особенно в торговле и сфере услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1.  Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндиков Е.И., Шеденов И.У. Общая экономическая теория Актобе – 2005 – 567 с.
  2. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса Москва 2007 – 556 с
  3. Журнал Малый бизнес города Алматы  2006 – 63с.
  4. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №4 (04) 2007
  5. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №8 (08) 2007
  6. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №10 (10) 2007
  7. Журнал Малый и средний бизнес Казахстана №11 (11) 2007
  8. Информационно – познавательный  веб – портал в сфере индустрии и торговли http://www.mit-portal.kz/178_ru.php

 

 

 


Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан