Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

2

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ – ФАРАБИ

 

 

 

Высшая школа Экономики и Бизнеса

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

 

На тему: Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

 

Выполнила: студентка                                                                                                          

 

Проверил:

Уральск 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание предпринимательских  структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.

Развитие  предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом  для достижения стратегических целей  реализации индустриально – инновационного развития страны.

Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.

В экономической  литературе стран Запада принято  считать малый бизнес «растущим  ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».

Малое предпринимательство как показывает международная практика, зарождается, прежде всего, в тех отраслях, где капитал оборачивается быстрее, а именно в торговле , общественном питании и в сфере услуг.  Однако форсированная экономическая политика по реформированию рыночной экономики, начавшаяся с либерализации цен и связанная с ней нарастающая инфляция привлекла к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из – за обесценивания сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, что вызвало паралич в формировании малого бизнеса и его инвестиционной деятельности. Малое предпринимательство оказалось под прессом многочисленных сборов и больших налогов.

В настоящее  время роль малого и среднего бизнеса  в общем числе новых продуктов, внедренных на рынок Казахстана весьма значительна.

По  данным управления федеральных закупок  США, мелкие фирмы(с числом занятых  менее тысячи человек) с середины 50-х годов до середины 70-х годов  создали почти половину различных  нововведений. Почти четверть нововведений приходится на фирмы с числом занятых до 100 человек.  Именно мелкой компании «Apple» одной из первых наладить производство персональных компьютеров, а затем превратиться в одного из важнейших производителей. Из разряда мелких выдвинулись на авансцену такие известные ныне американские компании, как «Ксерокс», «Тексас инструмент», «Палороид».

Малый и средний  бизнес играет существенную роль в  расширении занятости населения  в развитых странах. В США за последние 10 лет 60% новых рабочих мест приходится на компании, где работает менее 20 человек. В начале 80-х годов в условиях гигантского роста безработицы многие ученые, экономисты и государственные деятели усматривали в мелком бизнесе средство создания новых рабочих мест, способное компенсировать сокращение занятости на крупных предприятиях.  Именно поэтому со стороны правительств развитых стран оказывается различная помощь мелкому и среднему бизнесу.        

Проблематика  для малого и среднего бизнеса Казахстана в последние годы существенно изменилась. На сегодня нет дефицита финансовых ресурсов и давления со стороны контролирующих госорганов благодаря повышению эффективности управления и внедрению инноваций.

В данной роте я  хочу рассмотреть теоретические  аспекты малого и среднего бизнеса, его структурные особенности. Рассмотреть  отдельно развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение исторических и современных  аспектов функционирования малого и  среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

 

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса

 

Понимание роли бизнеса требует ясного представления , какое место он занимает в развитии рыночных отношений и становлении  национальной экономики на базе различных  форм собственности.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным  отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности.

Малый бизнес –  вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка. 

Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей  массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество  в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере обуславливает уровень научно – технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Именно в  малом бизнесе создается и  циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая  приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют  единые корпоративные интересы в  отношении собственности с крупным  и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса  отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положения активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп.[2; с.6]

Функции малого бизнеса.

Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых  элементов  рыночной экономики с присущими  ему закономерностями развития. Его  роль определяется тремя основополагающими  функциями:

- экономической;

- социальной;

- политической.

Экономическая функция сектора малого бизнеса  заключается в его вкладе в  производство ВВП, влиянии на структуру  экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости  населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.  

В силу своей специфики  и возможностей малые предприятия  ориентируются преимущественно  на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые  из-за высоких накладных (indirect costs) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.

Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении  последствий структурной трансформации  экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.

В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий  в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.

По данным Программы развития ООН, количество малых и средних  предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В  мировой экономике на долю малых  предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.

Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый  бизнес в обществе, является изменение  сознания населения. В рыночной экономике  малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также  способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.

Политическая функция  сектора малого бизнеса, на примере  зарубежных стран, заключается в  формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся  представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.

Во многих странах предпринимателями  ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и  лоббирующие их интересы.

Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций  способствовало тому, что практически  во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется  существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Структурные особенности малых и средних предприятий

 

Исторически, роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса.

Несмотря на длительную историю существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное определение малого бизнеса или малого предпринимательства. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используются различные критерии отнесения предприятий к категории малых.

С одной стороны, отсутствие универсальных критериев  затрудняет сравнительную оценку уровня развития малого бизнеса в разных странах. С другой стороны, существующие различия объективны и обусловлены уровнем социально-экономического развития каждого отдельно взятого государства, а также культурными и историческими особенностями.

     Признаки  или критерии, по которым предприятия  могут быть отнесены к категории  малых, довольно разнообразны. Однако целесообразно выделить основные из них, которые наиболее часто используются в мировой практике. К ним относятся:

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан