Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа
Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».
- Количество занятых сотрудников на предприятии;
- Стоимость активов предприятия;
-
Объем товарооборота или
Данные критерии
применяются практически во всех
странах, при этом используемые количественные
показатели существенно различаются.
В Таблице 1 приведены примеры
отнесения хозяйствующих
Таблица 1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые в различных странах.
|
Количество занятых, чел. |
Стоимость активов (тыс. долл. США) |
Объем товарооборота(тыс. долл. США) |
США |
|||
Малые предприятия: |
<501 |
- |
- |
Промышленность |
- |
- |
3500 |
Сельское хозяйство |
<101 |
- |
3500 |
Торговля |
|||
ЕВРОПЕЙСКОЕ |
СООБЩЕСТВО |
(НАЧИНАЯ С |
1996 г.) |
Микро - предприятия |
<10 |
- |
- |
Малые предприятия |
<50 |
<2000 |
<4000 |
Средние предприятия |
50 – 250 |
2000 – 8000 |
4000 – 16000 |
РОССИЯ |
|||
Малые предприятия: |
|||
Промышленность, Строительство, Транспорт |
<101 |
- |
- |
Сельское хозяйство |
<61 |
- |
- |
Оптовая торговля |
<51 |
- |
- |
Рыночная торговля |
<31 |
- |
- |
ЯПОНИЯ |
|||
Малые и средние предприятия: |
|||
Промышленность |
<300 |
- |
- |
Оптовая торговля |
<100 |
- |
- |
Розничная торговля |
<50 |
- |
- |
МАЛАЗИЯ |
|||
Малые предприятия |
<76 |
<198 |
- |
Средние предприятия |
<76 |
198 – 939 |
- |
ТАИЛАНД |
|||
Малые предприятия |
<50 |
<781 |
- |
Средние предприятия |
50 – 200 |
781 – 3905 |
- |
ВЬЕТНАМ |
|||
Малые предприятия |
<50 |
<4 |
- |
Средние предприятия |
50 – 100 |
4 – 18 |
- |
РЕСПУБЛИКА |
КАЗАХСТАН |
||
Микро - бизнес |
<11 |
- |
- |
Малые предприятия |
<51 |
<395 |
- |
Средние предприятия |
<251 |
<2300 |
- |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что подходы, используемые в различных странах при определении малых предприятий, отличаются своим многообразием. Это в свою очередь затрудняет сравнительную оценку сектора малого бизнеса в разных странах. Например, предприятие, считающееся в США малым, во Вьетнаме или Малайзии будет уже относится к крупным компаниям.
Нет единства и среди международных организаций, которые в своей деятельности применяют собственную классификацию.
Таблица 2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые международными организациями.
Количество занятых, чел. |
Стоимость активов (тыс. долл. США) |
Объем товарооборота(тыс. долл. США) | |
Международная |
Финансовая |
Корпорация |
(группа всемирного банка) |
Микро - предприятия |
<10 |
<100 |
<100 |
Малые предприятия |
10 – 50 |
100 – 3000 |
100 – 3000 |
Средние предприятия |
50 – 300 |
3000 – 15000 |
3000 – 15000 |
Европейский Банк (Программа |
Реконструкции поддержки |
и Развития малого бизнеса |
в Казахстане) |
Малые предприятия |
<100 |
- |
- |
Организация ООН |
Индустриальному |
Развитию |
|
Микро - предприятия |
<10 |
- |
- |
Малые предприятия |
11 – 99 |
- |
- |
Средние предприятия |
100 – 499 |
- |
- |
Программа |
Развития ООН |
||
Малые и средние предприятия |
5 – 200 |
- |
- |
Имея собственную классификацию, международные организации в своих программах поддержки предпринимательства, как правило, опираются на критерии, принятые в странах, где эти программы реализуются.
Как видно из приведенных данных, в большинстве случаев используемые критерии не учитывают особенностей функционирования малых предприятий, таких как отраслевая принадлежность или стадия развития предприятия, а также социальная характеристика предпринимателя.
Для развивающихся
стран наиболее характерно преобладание
так называемых "мышей" - микро-бизнеса,
представленного кустарным
Таким образом, в мировой практике отсутствуют единые универсальные критерии для определения малого бизнеса. Но значимость рассматриваемого сектора для социального и экономического развития каждой отдельно взятой страны не вызывает сомнений. [8]
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1. Малый и средний бизнес РК: современное состояние
«Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса… Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала».
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев
(Из
выступления на Конгрессе
«О пяти вопросах национальной
экономической повестки».
Астана, 25 марта 2005 года)
Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.
В социально-экономической политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее растет занятость населения и создаются условия для стабильности в обществе.
В условиях
мировой современной экономики
дальнейшее развитие могущества крупных
монополий сопровождается сохранением
и развитием мелких и средних
фирм, что обусловлено научно-
Большую
роль в развитии малого и среднего
бизнеса в Республике Казахстан
в свое время сыграл Указ Президента
РК «О мерах по усилению государственной
поддержки и активизации
В феврале 2004 года был создан Союз юридических лиц «Федерация развития малого и среднего бизнеса», целью которого является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, обеспечение данным сектором устойчивого роста экономики Казахстана. Основными задачами Федерации являются: формирование эффективно действующей, самофинансируемой структуры ФРМСБ, имеющей разветвленную сеть региональных филиалов, оснащенных современной материально-технической базой и высокопрофессиональным кадровым составом, а также поиск и разработка действенных механизмов, необходимых для развития сектора малого бизнеса, в том числе организация взаимодействия субъектов малого бизнеса с госучреждениями и НПО, финансовыми институтами и источниками инновационных и других технологий. Пройденный путь позволил Федерации не только достичь положительных результатов в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса, но и выявить ряд дополнительных проблем, тормозящих развитие данного сектора. В связи с этим Федерацией была разработана Программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2006 гг. [3; с.25]
Один из этапов реализации Стратегии индустриально– иновационного развития Казахстана – решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
К таковым можно отнести:
- государственные и созданные по инициативе государства организации;
- неправительственные организации;
- международные и иностранные организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
- государственная
поддержка и содействие на
этапах становление,
- финансовая поддержка
- информационно – аналитическая поддержка;
- поддержка
в области образования и
Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.[7; с.36]
Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Казахстан подал официальную заявку о присоединении к Всемирной торговой организации в Секретариат ВИО в 1996 году.
В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны – наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО.
В состав Рабочей группы входит 39 стран – членов ВТО: Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, США, ЕС, Австралия, Канада, Швейцария, Бразилия, Доминиканская Республика, Малайзия, Египет, Болгария, Индия, Монголия, Парагвай, Израиль, Колумбия, Индонезия, Армения, Новая Зеландия, Молдова, Тайвань, Таиланд, Сальвадор, Хорватия, Ямайка, Шри – Ланка, Панама и Гватемала.
В 2003 году завершен информационный период процесса вступления, в ходе которого в Секретариат ВТО направлен большой объём информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО и начата активная фаза переговорного процесса со странами - членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО. На сегодняшний день завершены двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров и услуг с 19-ю странами, осталось завершить переговоры с 5-ю странами.[6; c.4]
20 ноября 2007 года г. Петропавловске состоялся региональный семинар на тему: «Присоединение Казахстана к ВТО: интересы бизнеса». Семинар организован Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с АО «центр развития торговой политики» при Министерстве индустрии и торговли РК и акиматом Северо-Казахстанской области.
Целью семинара являлось обсуждение процесса присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, возможных последствий членства Казахстана в ВТО для экономики в целом и для конкурентоспособности отечественного бизнеса в частности.
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан