Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория
расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых
может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и
общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их
величину.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ.
1.1. Классификация расходов бюджета РФ
А) функциональная;
Б) экономическая;
В) ведомственная.
1.2. Расходы федерального бюджета
1.3. Расходы бюджетов субъектов РФ
1.4. Расходы местных бюджетов
Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ
2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ
2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджетов РФ
2.4. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.
Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств
государственного бюджета РФ.
Заключение
казначейского метода исполнения бюджета;
- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий
формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-
финансовой системе,
чтобы иметь широкую
прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной
отчетности, позволяющей
принимать действенные
эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных
условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших
направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является
внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач
формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений
составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для
учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за
счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и
эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.
Заключение
По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные
отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по
поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и
использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного
управления.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые
ресурсы на решающих участках экономического и социального развития,
практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного
регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные
процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих
ролей в регулировании экономики государством.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в
себя:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской
Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области);
- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных,
поселковых, сельских).
Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности
соответствующих государственных, региональных или местных органов.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных
частей: доходной и расходной.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория
расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых
может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и
общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их
величину.
Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности
государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и
прирост запасов.
На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество
факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика
государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения,
размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие
другие факторы. Для разграничения расходов используются функциональная,
экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым
статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.
Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных
проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во
времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в
социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма
финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных
средств финансируются
многие необходимые отрасли
населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие
социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже
за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет
на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является
факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет
усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с
внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных
преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень
социального обслуживания населения.
Тема данной работы – расходы государственного бюджета- остается весьма
актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно
подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно
о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются
различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на
узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Основной трудностью было
систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные
данные, поднять проблемы расходов госбюджета за несколько лет и выявить
перспективы.
Список
использованной литературы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля
1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ)
Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
2. Бюджетное
послание Президента РФ
бюджетной политике на 2003 год и на среднесрочную перспективу»// Российская
газета, 3 июня 2002 г., с.3.
3. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год".
4. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год"
5. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2003 год".
6. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М.
Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2001.
7. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П.
И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2002.
8. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:
ЮНИТИ, 1999.
9. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врубле-вской. – М.: ЮРАЙТ, 2001.
10. Государственные и муниципальные финансы. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.:
ЮНИТИ, 2001.
11. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-
практическое пособие. Пешин Н. Л. – М: Формула права, 2000 – 448с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.:
ЮНИТИ, 2000.
13. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.
14. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы
и статистика, 2002.
15. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2002г.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф.
Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
17. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
18. Экономика
для юристов. Учебник/ Е.Г.
19. Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2000.
20. Вестник администрации Щелковского района //Специальный выпуск газеты
«Время», декабрь 2002 года
21. Вестник администрации Щелковского района //Специальный выпуск газеты
«Время», январь 2003 года
22. Кучеренко В. Бюджет 2002: двулик, но бездефицитен.// Российская газета,
2 июня 2001 г., с.2.
23. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы
экономики, 2002. - №3. – с.4-23.
24. Немирова О.С. О проекте бюджета на 2003//Российский бизнес, 2002
25. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2003 год (анализ
концепции) // Экономист, 2002. - №12. – с.59-67.
26. Шагжиева Т.С. Действительный порядок организации учета финансирования и
расходов региональных
бюджетов//Бухгалтерский учет,
27. www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
28. www.budgetrf.ru
29. www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.
30. www.csr.ru (официальный
сайт Центра стратегических
31. www.gks.ru (официальный сайт госкомстата РФ).
32. www.finansy.ru
33. www. mosobl. ru – официальный сайт администрации Московской области
Приложение 1. Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по
разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ
Наименование | Сумма |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 2345641398 |
в том числе: | |
Государственное управление и местное самоуправление | 66506919 |
Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации | 4130359,6 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти | 3267837,9 |
Функционирование исполнительных органов государственной власти | 15054350,6 |
Деятельность финансовых и налоговых органов | 42233977,1 |
Прочие расходы на общегосударственное управление | 1820393,8 |
Судебная власть | 25481900 |
Федеральная судебная система | 25481900 |
Международная деятельность | 44384236,4 |
Международное сотрудничество | 35416480 |
Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств | 6130044,2 |
Международные культурные, научные и информационные связи | 1168522,2 |
Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам | 81600 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества | 1587590 |
Национальная оборона | 344525270 |
Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации | 325564303 |
Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии | 13012000 |
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки | 4160780 |
Подготовка
и участие в обеспечении |
1435687,4 |
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны | 352500 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 244793715 |
Органы внутренних дел | 69304731,7 |
Внутренние войска | 18489507 |
Уголовно-исполнительная система | 45737316,2 |
Органы налоговой полиции | 7096201,8 |
Органы государственной безопасности | 47992477,6 |
Органы пограничной службы | 24065041,5 |
Таможенные органы | 12406642 |
Органы прокуратуры | 11839989,7 |
Органы юстиции | 7235202,3 |
Государственная фельдъегерская служба | 626604,9 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 40206000 |
Фундаментальные исследования | 19851996,3 |
Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно- технического прогресса | 20354003,7 |
Промышленность, энергетика и строительство | 63404306,6 |
Топливно-энергетический комплекс | 7050000 |
Конверсия оборонной промышленности | 250000 |
Другие отрасли промышленности | 457010 |
Строительство, архитектура | 47427700,1 |
Стандартизация и метрология | 168188 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы | 7023900 |
Содержание органов специального строительства | 1027508,5 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 31167644,8 |
Сельскохозяйственное производство | 24530850 |
Земельные ресурсы | 1801340,8 |
Рыболовное хозяйство | 2977154 |
Прочие
мероприятия в области |
1858300 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 10807748,2 |
Водные ресурсы | 1041003,4 |
Лесные ресурсы | 6325778,2 |
Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира | 935224,9 |
Гидрометеорология | 1845541,7 |
Картография и геодезия | 660200 |
Транспорт, связь и информатика | 6087130 |
Автомобильный транспорт | 89400 |
Железнодорожный транспорт | 300000 |
Воздушный транспорт | 2172700,1 |
Водный транспорт | 2255489,9 |
Связь | 1267440 |
Информатика (информационное обеспечение) | 2100 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 100000 |
Малый бизнес и предпринимательство | 100000 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 21208074 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций | 10984124 |
Гражданская оборона | 66650 |
Государственная противопожарная служба | 10157300 |
Образование | 97671999,7 |
Дошкольное образование | 1139085,2 |
Общее образование | 1965134,1 |
Начальное профессиональное образование | 21096907,9 |
Среднее профессиональное образование | 12484641 |
Переподготовка и повышение квалификации | 1370720,9 |
Высшее профессиональное образование | 54809144,5 |
Прочие расходы в области образования | 4806366,1 |
Культура, искусство и кинематография | 14056249,1 |
Культура и искусство | 11993835,5 |
Кинематография | 2047198,2 |
Прочие мероприятия в области культуры и искусства | 15215,4 |
Средства массовой информации | 11954913,8 |
Телевидение и радиовещание | 11022110,4 |
Периодическая печать и издательства | 608013,4 |
Прочие средства массовой информации | 324790 |
Здравоохранение и физическая культура | 39344750 |
Здравоохранение | 31421025,1 |
Санитарно-эпидемиологический надзор | 5463024,9 |
Физическая культура и спорт | 2460700,0* |
Социальная политика | 150685036 |
Учреждения
социального обеспечения и |
4293448 |
Социальная помощь | 10133337,5 |
Пенсии военнослужащим | 67720851,4 |
Пенсии и пособия в правоохранительных органах | 40027461,8 |
Прочие
мероприятия в области |
26400542,4 |
Миграционная политика | 2109394,9 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 277510057 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга | 57482116,5 |
Обслуживание государственного внешнего долга | 220027940 |
Пополнение
государственных запасов и |
20956350 |
Государственный материальный резерв | 20481650 |
Прочие государственные запасы и резервы | 474700 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 714610237 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 258405924 |
Фонд регионального развития | 25072010 |
Мероприятия
в области регионального |
14240405 |
Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам | 416891898 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | 10759750 |
Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам | 9991468 |
Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры | 768282 |
Мобилизационная подготовка экономики | 500000 |
Мобилизационная подготовка экономики | 500000 |
Исследование и использование космического пространства | 7651300 |
Государственная
поддержка космической |
2524000 |
Научно-исследовательские
и опытно- конструкторские работы
в области космической |
5127300 |
Военная реформа | 15800311 |
Проведение военной реформы | 15800311 |
Дорожное хозяйство | 79111700 |
Дорожное хозяйство | 79111700 |
Прочие расходы | -7710498,9 |
Резервные фонды | 4300000 |
Проведение выборов и референдумов | 9825800 |
Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) | -23060000 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам | 1223701,1 |
Целевые бюджетные фонды | 14066300 |
Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии | 14066300 |
Информация о работе Расходы государственного бюджета РФ на современном этапе развития общества