Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа
Рыночный механизм и конкуренция являются одной из самых актуальных тем на данном этапе развития рыночной экономики. Становление на путь развития происходит по очень сложной и многоуровневой схеме. Это связано с многими важными и необходимыми факторами, благодаря которым можно развить экономику до масштабов мирового значения.
Для того, чтобы занять свою нишу в этой сложной борьбе и добиться хороших результатов, необходимо учитывать огромное количество факторов. Например: сущность и значение рынка; силы, которые управляют рынком; работу рыночного механизма и реакцию на изменение его элементов; рыночное равновесие; виды и экономическую роль конкуренции и многое другое. Все эти факторы непосредственно связаны между собой и очень зависимы друг от друга.
Введение…………………………………………………...………....3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………..4
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма………..12
3. Конкуренция и монополия…………………………………….22
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………37
Содержание
Введение…………………………………………………...
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………..4
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма………..12
3. Конкуренция и монополия…………………………………….22
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России……………………………………………….29
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………37
Введение.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана : развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения?
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - XXXIV, 974 с..)
Рыночный механизм и конкуренция являются одной из самых актуальных тем на данном этапе развития рыночной экономики. Становление на путь развития происходит по очень сложной и многоуровневой схеме. Это связано с многими важными и необходимыми факторами, благодаря которым можно развить экономику до масштабов мирового значения.
Для того, чтобы занять свою нишу в этой сложной борьбе и добиться хороших результатов, необходимо учитывать огромное количество факторов. Например: сущность и значение рынка; силы, которые управляют рынком; работу рыночного механизма и реакцию на изменение его элементов; рыночное равновесие; виды и экономическую роль конкуренции и многое другое. Все эти факторы непосредственно связаны между собой и очень зависимы друг от друга.
Конкуренция является одним из самых важных и необходимых элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны, на различных этапах, рынках и в различных рыночных ситуациях.
В данной работе будут рассмотрены: рынок и модели рынка, рыночный механизм и принципы его функционирования. Так же речь пойдет о конкуренции как одном из главных элементов рыночной экономики. Будут рассмотрены виды конкуренции, их особенности, значение каждого вида в отдельности на состояние рынка.
В заключении этой работы будут подведены итоги. Перед нами стоит задача, определить как должна работать рыночная система в общем и что может повлиять на развитие экономических отношений в России.
Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие.
Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок выполняет определенные функции:
- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
- уравновешивает спрос и предложение;
- обеспечивает сбалансированность экономики;
- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
- объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999. - 544 с.).
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999. - 544 с. ).
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
- Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
- Не создает условий для реализации права на труд;
- Не гарантирует полную занятость населения;
- Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
- Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
- Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
- Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической (Микроэкономика / Под. Ред. Яковлевой Е.Б. - М. -СПб., Поиск, 2001 - 358 с.:).
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера (Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999. - 544 с..).
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - XXXIV, 974 с.).
1. Рынок средств производства
Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок рабочей силы
Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок капитала и финансов
В движении капитальной стоимости денежная форма ка-питала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок потребительских товаров
На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг
Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
Классифицировать рынки можно по различным критериям:
1. объектам купли-продажи;
2. масштабам;
3. степени ограничения конкуренции;
4. характеру продаж;
5. отраслевому признаку;
6. соответствию действующему законодательству и т. д.
Система рынков – это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
1. Расширилось рыночное пространство.
2. Огромное количество разнообразных полезных благ.
3. Образование рынка ценных бумаг.
4. Создание развитого рынка иностранных валют.
5. Возникновение специализированных рынков, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
Схематично общее разделение рынка выглядит так:
Рис. 1. Современная рыночная система1
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма должны стать прежде всего объектом нашего анализа.
Цены. В рыночной экономике - это своего рода сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, когда принимают решения о
том, сколько производить продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и продажи товара можно рассчитывать. На этот
Информация о работе Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России