Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа
Рыночный механизм и конкуренция являются одной из самых актуальных тем на данном этапе развития рыночной экономики. Становление на путь развития происходит по очень сложной и многоуровневой схеме. Это связано с многими важными и необходимыми факторами, благодаря которым можно развить экономику до масштабов мирового значения.
Для того, чтобы занять свою нишу в этой сложной борьбе и добиться хороших результатов, необходимо учитывать огромное количество факторов. Например: сущность и значение рынка; силы, которые управляют рынком; работу рыночного механизма и реакцию на изменение его элементов; рыночное равновесие; виды и экономическую роль конкуренции и многое другое. Все эти факторы непосредственно связаны между собой и очень зависимы друг от друга.
Введение…………………………………………………...………....3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………..4
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма………..12
3. Конкуренция и монополия…………………………………….22
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………37
своеобразный сигнал ориентируются и потребители, когда принимают решения, какие товары и в каких количествах им можно купить, чтобы удовлетворить свои потребности.
Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при определенном уровне доходов будет потреблен
1 см. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник. – 4-е изд., - М.: Высшее образование, 2006, с. 108
продукт.
Спрос и предложение. Спрос – это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.
Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. Величина спроса определяется уровнем цены.
Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде графика.
P
35 D
15
0 10 30 Q
Рис.2 Кривая спроса1
1см. Основы экономической теории: Под ред. С. И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000, с. 73
Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса.
Предложение – это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар. Покупатели - лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, - многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.
Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении величины спроса, фиксировать место и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или в другом месте тем же значениям цен может соответствовать иной объем предложения.
Величина предложения – это количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.
Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить в виде графика.
P
S
15
10
0 Q
15 35
Рис.3 Кривая предложения1
Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти
колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается
1см. Основы экономической теории: Под ред. С. И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000, с.81
равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Конкуренция. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Для реализации товара, конкуренты вынуждены снижать свою цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурентами становятся покупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, покупатель предлагает за него более высокую цену, чем могут предложить его соперники. С повышением цены увеличивается предложение данного товара.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения, где и устанавливается равновесная цена, по которой продавец согласен продать товар, а покупатель его купить. Графически это выглядит так:
Р
D S
E
Рис.4 График равновесия спроса и предложения1
Равновесная цена – это цена, при которой количество товара (услуг),
1 см. Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории. – М.: Изд. центр «Академия», 2003, с. 50
готовы купить покупатели. На графике равновесная цена соответствует точке равновесия, получаемой в результате пересечения кривой спроса и кривой предложения. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.
В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке – явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.
Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к её установлению, будут вызывать её изменение. Множество факторов ведет к изменению спроса и предложения. Это выражается в сдвиге кривых спроса и предложения, либо одной из них в ту или иную сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены.
Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.
Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать покупки, будет соответствовать количеству продукции, которой производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
Конкуренция и колебания спроса и предложения приводят к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество определенного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения взаимосвязаны друг с другом. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать её в определённый момент и одновременно в её совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижение общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает:
- свободу предпринимательства;
- свободу выбора продавцов и покупателей (свободу торговли);
- свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения;
- свободу ценообразования.
Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.
Конкуренция – как элемент рыночного механизма.
Одной из важных черт рынка является конкуренция между фирмами-производителями товаров и услуг. Планируя объем выпуска продукции или устанавливая цену на неё, фирма всегда должна исходить из особенностей конкурентной среды.
Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:
- регулирующая
- аллокационная
- адаптационная
- инновационная
- распределительная
- контролирующая
Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
Характеристика видов конкуренции1
конкуренция | субъекты | объекты и цель | предпосылки | результат |
Внутриотраслевая конкуренция | Предприятия одной отрасли | Лучшие условия производства и сбыта | Различия индивидуальной стоимости однородных товаров | Рыночная цена на однородные товары, разорение неэффективных предприятий |
Межотраслевая конкуренция | Предприятия разных отраслей | Сферы наиболее прибыльного вложения капитала | Различные нормы прибыли в разных отраслях | Средняя норма прибыли и пропорциональность экономики |
Информация о работе Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России