Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа
Рыночный механизм и конкуренция являются одной из самых актуальных тем на данном этапе развития рыночной экономики. Становление на путь развития происходит по очень сложной и многоуровневой схеме. Это связано с многими важными и необходимыми факторами, благодаря которым можно развить экономику до масштабов мирового значения.
Для того, чтобы занять свою нишу в этой сложной борьбе и добиться хороших результатов, необходимо учитывать огромное количество факторов. Например: сущность и значение рынка; силы, которые управляют рынком; работу рыночного механизма и реакцию на изменение его элементов; рыночное равновесие; виды и экономическую роль конкуренции и многое другое. Все эти факторы непосредственно связаны между собой и очень зависимы друг от друга.
Введение…………………………………………………...………....3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………..4
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма………..12
3. Конкуренция и монополия…………………………………….22
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………37
Конкуренция – естественное свойство рынка, которая заставляет всех экономических субъектов принимать рациональные решения, приспосабливаться к рыночным условиям, провоцирует их на активные действия. В зависимости от критерия классификации различают конкуренцию
внутриотраслевую и межотраслевую, ценовую и неценовую, совершенную и
1см. Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории. – М.: Изд. центр «Академия», 2003, с. 95
внутриотраслевую и межотраслевую, ценовую и неценовую, совершенную и несовершенную.
Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества.
Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи.
Типы рыночных структур1
Типы рыночных структур | Количество фирм | Характер продукции | Существование рыночных барьеров | Доступность экономи- ческой информации | Контроль Над Ценами |
Совершенная конкуренция | Очень большое | Стандартная | Отсутствуют | Полная Доступность | Отсутствует
|
Несовершенная конкуренция Монополистическая | Большое | Дифференци-рованная | Низкие | Некоторые ограничения | Частичный |
Несовершенная конкуренция Олигополия | Небольшое | Стандартная или дифференци-рованная | Высокие | Существенные ограничения | Частичный |
Монополия | Одна | Уникальная | Непреодолимые | Недоступна | Полный |
Каждый предприниматель должен знать, на каком рынке он действует, поскольку от этого зависит его рыночная стратегия.
В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, то есть совершенная конкуренция – это модель идеальной рыночной экономики.
Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный,
1см. Основы экономической теории: Под ред. С. И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000, с.
на который ни одна из фирм повлиять не может. Никакое перераспределение ресурсов не может принести пользу одному потребителю без нанесения ущерба другому. Это возможно только в условиях совершенной конкуренции.
Основными задачами совершенной конкуренции являются:
1. Стимулирование производства фирмами наиболее предпочтительной продукции, необходимой потребителям.
2. Организация производства продукции с минимальными издержками.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется:
- наличием на рынке множества хорошо информированных фирм;
- неспособностью фирм влиять на рыночные цены;
- выпуском однородного продукта;
- отсутствием неценовой конкуренции;
- наличием на рынке множества хорошо информированных покупателей;
- легкостью вхождения на рынок и ухода с него;
- мобильность производственных ресурсов.
Ситуация спроса на рынке совершенной конкуренции, с которой сталкивается отдельная фирма, является совершенно эластичной: незначительное увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию этой фирмы, а незначительное снижение цены – к значительному росту спроса на продукцию.
Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
- способствует более эффективному использованию ресурсов
- побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей
- создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники
- обеспечивает свободу выбора и действий
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
- неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов
- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
- не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства
- не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.
С точки зрения уровня издержек и удовлетворения запросов потребителей совершенная конкуренция менее эффективна. Несовершенная конкуренция включает в себя такие рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия. От совершенной конкуренции она отличается возможностью товаропроизводителя в ограниченных пределах влиять на цену своей продукции.
Несовершенная конкуренция связана с понятием рыночной власти, которая представляет собой возможность для фирмы оказывать на цену влияние и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта. Рыночная власть возрастает при убывании конкуренции.
Данную ситуацию можно представить в виде схемы.
Совершенная Монополис-
конкуренция тическая Олигополия монополия
Рис. 5 Влияние конкуренции на рыночную власть.
Рынок монополистической конкуренции предполагает дифференциацию продукта, то есть наличие у него таких свойств, которых нет у продуктов конкурентов. Цена может быть повышена, и тем не менее объем сбыта не сократится, поскольку важнейшим фактором становиться качество. Могут быть и другие факторы: местоположение магазина, упаковка, торговая марка, условия продажи, уровень обслуживания и другие.
Необходимо подчеркнуть значение работ Э. Чемберлина, который ввел в научный оборот термин «дифференциация продукта». Он привлек внимание к тому, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.
Если продавец предлагает на рынке дифференцированный продукт, то он в определенной степени является монополистом и может немного влиять на цену своего товара. Но именно немного, потому что на рынке монополистической конкуренции много продавцов и, если разница в цене достаточно велика, покупатель откажется от того свойства, которое делает этот товар дифференцированным, и приобретет его у другого продавца.
Другой рыночной структурой несовершенной конкуренции является олигополия.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами.
Когда продавцов продукции немного и каждый их них обладает значительной силой, очень опасно ввязываться в ценовую конкуренцию, пытаясь победить конкурентов снижением цен. В конечном итоге это приводит к разорению многих фирм и ослаблению выживших. Важнейшей чертой олигополии является взаимозависимость фирм – её участников: действия одной немедленно отражаются на положении другого. Поэтому каждый олигополист, определяя линию своего экономического поведения, должен учитывать не только реакцию потребителей, но и конкурентов. В связи с этим различают три типа олигополии.
1. Олигополия, где одна компания доминирует на рынке, а множество мелких фирм борются за оставшуюся долю рынка.
2. Олигополия, где действуют несколько крупных компаний, но одна из них доминирует на рынке. Менее крупные фирмы предпочитают устанавливать те же цены, что и фирма-лидер. Ценовое лидерство дает ей возможность наказать того участника рынка, который устанавливает более низкие цены. В то же время фирма-лидер не может устанавливать слишком высокую цену, поскольку всегда есть опасность, что другие фирмы за ней не последуют и снизят свои цены. Следует отметить, что при таком типе олигополии это не происходит, поскольку мелкие фирмы находятся в отношениях конкуренции друг с другом и устанавливают наименьшую цену.
3. Картель. Несколько крупных фирм могут заключить между собой соглашение о разделе рынка и об уровне цен с целью максимизации прибыли для всей отрасли. Подобная кооперация не может длиться долго, потому что каждая фирма стремится контролировать большую долю рынка.
Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста – это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера (интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и другие).
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, первой понизившей цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А, если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на её продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен.
В условиях стабильного уровня цен в отрасли олигополии предпочитают вести между собой неценовую конкуренцию, стремясь избежать разрушительных потерь при «ценовой войне».
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на олигополистическом рынке. Это выгодно для потребителей, но не для продавцов. Втягивание в ценовую войну строится на предположении продавца, что соперник не будет реагировать на его понижение цены. Пытаясь увеличить ежемесячные продажи снижением цены, производитель думает, что сможет захватить весь рынок и тем самым увеличить свою прибыль. Соперники отвечают ещё большим снижение цены. Фирмы последовательно «подрезают» цены друг друга до тех пор, пока уже не могут извлечь из этого никакой выгоды. Война цен разорительна для всех, однако она является хорошим уроком для тех, кто не следует общей ценовой политике.
Олигополистическая структура может быть самой различной, каждая её разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.д.
В условиях олигополии у фирм возникает дополнительная цель, или некая «сверхзадача». Это максимизация совокупной прибыли в масштабах олигополии. Ведь в результате согласованного поведения группа в целом и каждый её участник могут получить больше, чем при независимых действиях. Олигополисты ограничивают конкуренцию, исключая такие рискованные формы борьбы, как открытая ценовая конкуренция.
Олигополия получила большое распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.
Монополия является абсолютной противоположностью совершенной конкуренции и характеризуется следующими признаками:
- наличие одного продавца-монополиста (ценоносителя);
- производство продукта, не имеющего заменителей-субститутов (товар монополистов должен отличаться от товаров, производимых другими фирмами);
- контроль цен на рынке одной фирмой, производящей монопольный товар;
- наличие высоких барьеров, препятствующих появлению на рынке новых производителей этого товара;
- закрытость экономической информации.
Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, так как нет противостояния со стороны конкурентов.
Экономисты различают три вида монополии:
- естественную;
- закрытую;
- открытую.
К естественной монополии относятся отрасли, в которых долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма (или крупное хозяйственное объединение) обслуживает весь рынок целиком. Естественные монополии дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Они могут существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий со стороны правительства или ограниченной информации.
Информация о работе Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России